Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Матурники, намышники, подъюбники

«Русская планета» поговорила с художником-модельером русских сарафанов
Владимир Лактанов
3 мин
Фото: Наталья Бородина
Марина Цыбульская из поселка Борисоглебский не раз становилась дипломантом всероссийского конкурса портных «Серебряная нить». Коренную москвичку, в 2005 году оставившую беспокойную столичную жизнь и вместе с младшей дочкой переехавшую в красивый ярославский поселок Борисоглебский, вдохновили традиционные русские сарафаны, исторические бальные платья и прочие сословные русские наряды.
Свой первый русский сарафан Марина, по профессии юрист, сшила еще в Москве, на курсах «Русские начала». Это был косоклинный старообрядческий распашной сарафан Нижегородской губернии.
– Я его сшила, надела на себя и поняла: ничего лучше, удобнее, красивее в своей жизни я не носила, — рассказывает «Русской планете» Марина Цыбульская. — С тех пор в европейской одежде чувствую себя неуютно, как будто полураздетой — и потому предпочитаю сарафаны, которые у нас в Борисоглебском смотрятся очень органично!
И действительно: борисоглебские дамы и девицы полюбили сарафаны и надевают национальную одежду не только на Иринарховский крестный ход, который стал ежегодным любимым и долгожданным праздником, но и в обыденной жизни.
– Мы с младшей дочкой так гулять ходим — и видим, что людям это нравится, — рассказывает «Русской планете» преподаватель изобразительного искусства, борисоглебская художница Наталья Соленикова.
– Русский сарафан — настолько гармоничная, продуманная одежда, что в нем женщина и чувствует себя комфортно в любое время года, — продолжает рассказ Марина Цыбульская. — Наша подруга Евдокия, организовавшая здесь, в Борисоглебском, мастерскую по пошиву традиционной русской одежды, однажды попросила один из моих сарафанов — простой, из хлопка — на Пасху в Иерусалим. Как она рассказывала потом, проведя всю ночь вместе с паломниками на холодном каменном полу храма Воскресения Господня в ожидании Благодатного огня, она абсолютно не замерзла, в отличие от соседей! Традиционный косоклинный сарафан обязательно шьется на подкладе, а благодаря своему крою освежает в жару, сохраняет от ветра и согревает в холод.
Марина показывает свои произведения: сарафаны архангельской и вологодской губерний, выполненные искусно, с большим вниманием к каждой детали. Архангельский красный шерстяной сарафан — матурник с галунами — нарядная, дорогая одежда для замужних женщин. Шерсть ткали сами, красили особым толченым червем в алый цвет, а золоченую тесьму, пуговицы, белый шелк — кисею на рубаху с вышитыми рукавами «кулем» или «окороком» покупали у заезжих торговцев. Как раз в тех краях, по Беломорью, пролегал Великий шелковый путь. И вплоть до сегодняшнего дня украшение такого сарафана вышивкой золотой нитью — дорогое удовольствие. Рядом — не столь торжественный, но не менее красивый девичий архангельский сарафан с подрезом и характерной деталью — «лягушечкой».
– Он так и называется — плясовой, — поясняет Марина Цыбульская. — Благодаря подрезу и «лягушечке» ткань собирается сзади красивыми фалдами, и девушка в нем может танцевать самые зажигательные танцы. А в женском матурнике не спляшешь, можно только хороводы степенно водить. Крой косоклинного сарафана очень простой, из прямоугольников, и экономичный: ткань стоила дорого, ее расходовали так, чтобы не оставалось обрезков. Шили нарукавники-намышники, передники — все это сохраняло наряд от преждевременного износа.
Вологодский сарафанчик Нюксенского уезда на вид кажется простым, но шить его, как пояснила Марина Цыбульская, довольно сложно. Подол — полоса ткани снизу — у сарафанов сменный: одежда в пол, подол об землю треплется, как совсем в негодность придет — можно заменить. В итоге пошив одного такого добротного одеяния становился целым событием в жизни русских крестьянок, и сарафаны не только носились всю жизнь, но и переходили по наследству.
Второе направление шитейного творчества — роскошные бальные платья в стиле бидермайер. Это сравнительное новое, с 2012-го года, увлечение борисоглебской художницы-модельера. Платья разных цветов — голубое, черное, салатовое, синее, с кринолинами и корсетами, нижними юбками, с кружевными зонтиками, шляпками и бархатными беретами, выполненными по старинным выкройкам, украшенные вышивкой, лентами, кружевом, галунами — все эти произведения портняжного искусства создаются для настоящих исторических балов, которые сегодня проходят в Ростове Великом, Борисоглебе, Владимире, Москве. На каждое такое платье уходит от 12 до 15 метров ткани, еще столько же — на подъюбники. Отдельно изготавливаются корсеты, кринолины, необходимые для создания правильного силуэта фигуры, облаченной в такое платье. Конечно, вместо китового уса в корсеты Марина вшивает специальные пластины, но современные технологии в данном случае дают тот же самый, как и 200 лет назад, эффект — рюмочной талии и безупречной осанки.
– Вот с этим черным платьем я участвовала в одном из конкурсов портных «Серебряная нить», голубое платье — копия знаменитого бального туалета Натальи Гончаровой, а у синего платья своя история, — рассказывает Марина Цыбульская. — Наша инициативная группа портных из разных городов под руководством художника-модельера Арины Беляковой однажды решила сделать бальный наряд с историей: как будто в уездный город N попал один на всех модный журнал, и местные кумушки сшили себе платья по одному фасону. Мы — шесть дам со всей России в платьях, сшитых по одинаковой выкройке, но все равно индивидуальных — произвели настоящий фурор на балу памяти губернатора Ланского во Владимире, который состоялся прошлой осенью.
Здесь, в Борисоглебском, творческое вдохновение посещает многих бывших москвичей, питерцев, ярославцев, поменявших большой город на древнее село с красивой природой и архитектурой, древними традициями русского монашества и спокойным ритмом и укладом жизни. Художники пишут картины, столичные ученые и преподаватели идут учительствовать в местную школу, а юристы становятся модельерами, шьют сарафаны и «легкие платья из ситца».
– Сегодня у меня в разработке новый проект — традиционный народный костюм Ярославской губернии, — рассказывает Марина. — Шью его для участия в конкурсе «Русский костюм на рубеже веков». Еще в ближайших планах — домашнее ткачество, буду ткать половики, гобелены. Станок вот-вот должны привезти, его делают на заказ. Самое главное — есть силы, вдохновение, и я ни на одну секунду не пожалела, что переехала сюда. — Сейчас дочка в десятом классе, отличница, у нас дом, хозяйство, куры, огород, породистые собаки. Я веду такую крестьянскую жизнь, а еще шью сарафаны и бальные платья, не на продажу, а для удовольствия!
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин