Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Ровесница Богородицы

Как икона Тихвинской Божией Матери спасла родную обитель и всю страну
Владимир Лактанов
3 мин
Фото: Юрий Белинский / ТАСС
9 июля Русская православная церковь чествует Тихвинскую икону Божией Матери. В Екатеринбурге в честь престольного праздника Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь проведет Всенощное бдение и совершит Божественную литургию, после которой состоится крестный ход. Тихвинскую икону пронесут вокруг всей обители. Завершится празднование концертом, на котором прозвучат переложенные на музыку стихи известных русских поэтов. А для каждого гостя праздника монахини уже приготовили по небольшому подарку — книгу и сладости.
«Русская планета» узнала, почему Тихвинская икона имеет особое значение не только для верующих Екатеринбурга, но и для всех православных.
Считается, что этот древний образ появился на Руси  в 1383 году. В новгородской третьей летописи говорится следующее: «…В области Великого Новгорода, нарекаемой Тихвин, явилась икона пречистой Богородицы и приснодевы Марии с предвечным Младенцем на руках». Это скупое летописное описание с лихвой восполняется литературным.
– До наших дней сохранилось несколько рукописных вариантов «Сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери», самые ранние из которых относятся к XV веку, — рассказывает корреспонденту РП кандидат филологических наук Татьяна Мошкина. — В них описывается легендарная история появления чудотворного образа в новгородских землях. Согласно «Сказаниям», чудотворная икона неожиданно появилась перед ошеломленными рыбаками на Ладожском озере, а потом «светозарно шествовала по воздуху», «ангелами невидимо носима», от одного селения к другому. Икона никому не позволяла к ней прикоснуться, хотя шесть раз появлялась перед людьми в разных местах, пока не достигла берегов реки Тихвинки. Собравшиеся там верующие начали молиться перед иконой, и она «сошла к ним в руки». Ошеломленные люди тут же срубили три венца, чтобы построить церковь для чудесного образа. Однако когда проснулись на следующий день, с ужасом увидели, что ни иконы, ни венцов нет. Оплакав утрату, они решили все же найти святыню. И вскоре обнаружили, что абсолютно все, включая инструменты, в целости и сохранности лежит на  противоположном берегу реки. Так Богоматерь сама указала место пребывания своего образа. На этом берегу и была выстроена деревянная церковь Успения Богородицы. В последующие годы храм трижды сгорал дотла, но сама икона оставалась невредимой.
С середины XVI века Тихвинскую икону Божией Матери стали отождествлять с Влахернской Одигитрией, которая, по преданию, была написана собственноручно евангелистом Лукой. Он создал ее еще во время земной жизни Богородицы, после чего подарил Святителю Феофилу Антиохскому, правившему его родным городом, приложив к дару текст своего Евангелия.
В V веке икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, где специально для нее построили Влахернскую церковь-реликварий. А в 1383 году, за 70 лет до того, как столицу Византийской империи захватило войско турков-османов под предводительством султана Мехмеда II, образ исчез из храма. И тогда же появился на берегах Тихвинки, указав на статус Святой Руси как третьего Рима.
В 1508 году московский великий князь Василий пожертвовал деньги, чтобы построить в Тихвине для иконы Богоматери Одигитрии каменный собор. Во время его строительства произошло еще одно чудо. Из-за ошибки архитектора на финальном этапе обвалились своды нового храма, и каменные обломки погребли под собой десятки рабочих. Но когда разобрали завал, оказалось, что все они целы и невредимы.
Когда собор был достроен, чудотворная икона стала именоваться Тихвинской, а сам город начал притягивать тысячи паломников. Московский же великокняжеский дом стал почитать икону как свою покровительницу.
– Тихвин посещали многие великие князья, поэтому его в народе прозвали «царским богомольем», — говорит корреспонденту РП историк Степан Новичихин. — Одним из  царственных паломников был Иван Грозный, решивший в 1547 году помолиться Божией Матери перед венчанием на царство. Кстати и сам Иван Васильевич появился на свет после того, как его отец, Василий III, помолился перед Тихвинской иконой о «чадородии». А в 1560 году Иван Грозный основал в Тихвине Бородичный Успенский мужской монастырь. В эту обитель приезжали позже все императоры дома Романовых, включая Петра I и Екатерину II. Эта икона была особо почитаема императорской семьей, поскольку старица Марфа, мать боярина Михаила Романова, благословила сына на царствие списком именно с Тихвинской иконы.
– В устных легендах и преданиях новгородской земли рассказывается: когда в 1615–1617 годах шведские войска короля Густава II Адольфа захватили и сам Новгород, и большинство окрестных территорий, то они осадили и Тихвинскую обитель, — говорит Татьяна Мошкина. — Однако монахам удалось отстоять ее, поскольку сама Богородица пришла им на помощь. Поначалу малодушные насельники испугались полчищ врагов, решили оставить монастырь и бежать, но не сумели сдвинуть с места чудотворный образ Богоматери. И тогда они поняли — это знак свыше, что нужно сражаться до последнего, и их надежды оправдались.
Согласно преданиям, как только захватчики переходили в наступление, им мерещилось, что со стороны Москвы к осажденным спешит огромное войско. А однажды атака прекратилась из-за того, что шведы увидели сонм святого воинства, защищающий монастырь. После такого числа чудес даже само подписание мирного договора между шведским королем и царем Михаилом Федоровичем происходило под списком с Тихвинской иконы Божией Матери, сделанным по просьбе российского государя.
В 1910 году комитет Попечительства о русской иконописи решил раскрыть чудотворный образ из-под поздних записей. Эта задача была поручена реставратору и иконописцу Григорию Чиркову.
А в 1920 году, когда советская власть закрыла Успенский монастырь, Тихвинская икона Божией Матери была передана в местный краеведческий музей, где и хранилась до начала Великой Отечественной войны.
– Когда фашисты захватили Тихвин, они отправили икону в Псков и передали Псковской православной миссии — она была создана, чтобы возрождать православие на оккупированных территориях русского Севера, — рассказывает Степан Новичихин. — Два года святыня хранилась во Пскове, а затем, когда советские войска перешли в наступление, была вывезена в Прибалтику, и уже оттуда — в Западную Европу, попав в итоге в американскую зону оккупации. После долгих странствий в 1950 году икона оказалась в Чикаго, в православном Свято-Троицком соборе. Архиепископа собора Иоанн (Гарклавс), бережно оберегавший  чудотворный образ, поставил в своем завещании условие: икона вернется на родину только тогда, когда возродится Тихвинская обитель.
В 1996 году все немногочисленные уцелевшие строения Тихвинского монастыря были возвращены Русской православной церкви, а Успенский собор восстановлен и освящен. А в 2004 году в него вернулась и Тихвинская икона Божией Матери.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин