Новости – Люди












Люди
Мир глазами Рюрика
Фото: Евгений Горностаев, специально для РП
Роботы в Иванове помогают детям-инвалидам учиться и общаться
24 ноября, 2014 15:06
7 мин
Щелчок по клавише со стрелкой вверх на клавиатуре компьютера — и робот с тихим механическим звуком едет вперед. Еще один щелчок — и он поднимает голову. В поле зрения попадет несколько ученических парт. Через пару минут мне удается развернуть робота и посмотреть на доску. Сидя в соседнем кабинете, я в режиме реального времени на мониторе компьютера вижу то, что фиксирует встроенная веб-камера на голове у агрегата.
– Именно так управляют роботом дети с ограниченными возможностями, которые учатся дома. Смысл наших роботов именно в том, чтобы с их помощью любой ребенок, сидящий дома перед монитором компьютера, мог почувствовать себя находящимся в классе, с обычными учениками, — разъясняет руководитель Ивановского регионального центра дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья Юлия Маркелова. Центр появился в области 4 года назад. Здесь собираются педагоги для того, чтобы дистанционно — через скайп — проводить уроки с детьми, которые не могут посещать школу. Но одно дело — когда ученик общается только с учителем, а совсем другое — когда ребенок находится, пусть и виртуально, в классе, общается сам и чувствует, что он не один. Особенно это важно для детей-инвалидов, которым из-за ограничения подвижности не хватает живого общения со сверстниками.
Первый робот, Рюрик, появился в Иванове около двух лет назад. Тогда большой черный механизм на колесах, который мог видеть, слышать и говорить, а также передавать данные через Интернет, казался маленьким чудом техники. Он должен был помогать обучать детей-инвалидов. Через некоторое время департамент образования купил Рюрику подружку — оранжевого робота-«девочку». Ее назвали Никой — в честь богини победы (в данном случае — над детскими болезнями).
– Кроме цвета, Ника от Рюрика ничем не отличается, а жаль. Было бы, наверное, интереснее, если бы она говорила женским голосом. Но детям нравится и так, — рассказывает Юлия Маркелова. — Кроме того, робот умеет разговаривать не только своим, металлическим голосом, но и голосом самого ребенка, который в данный момент им управляет. Это удобно для тех ребят, у которых есть проблемы с речью. На специальном экране, который находится впереди, под веб-камерой, транслируется изображение ученика, подключенного в данный момент к роботу. Если ребят много (а робот позволяет подключиться к нему тридцати детям), экран, как правило, отключается. А в остальном учитель общается с роботом как с обычным ребенком, присутствующим на уроке.
Для того чтобы подключиться к Рюрику или Нике, нужно иметь постоянный доступ в Интернет с хорошей скоростью передачи данных, микрофон и видеокамеру. Каждому ребенку, находящемуся на дистанционном обучении, выдают пароль и логин, с помощью которых он может войти в свой личный кабинет на специальном сайте и через него управлять роботом. Место и время мероприятий сообщается заранее. Специалисты Центра стараются отправлять Рюрика на разные уроки в разные классы, чтобы с ними поработало как можно больше детей.
– Интереснее всего роботам присутствовать на уроках, где есть что показать: на биологии, географии и подобных. Всего проводится около 3-5 уроков в неделю и несколько классных часов, чтобы «домашние» дети знали, что это такое, и могли пообщаться со сверстниками, — рассказывает Юлия Маркелова.
Так что нагрузка у Рюрика и Ники не очень обременительная. Поэтому из Центра их отправляют в «командировки» по школам даже в музей. Например, раньше Рюрик трудился в школе № 68, а недавно его на специальной газели привезли в 23 гимназию. Когда уроков нет, Рюрик стоит в кабинете завучей за металлической дверью.
– Когда он только появился, дети с большим интересом его рассматривали, постоянно спрашивали: «А это кто?». Сейчас привыкли и не обращают на него никакого внимания, — рассказывает завуч гимназии Елизавета Воробчикова. Она уже работала с Рюриком раньше, в Центре дистанционного образования. А сейчас готовится проводить уроки биологии с роботом в своей гимназии. На первый такой урок, пробный (специалисты наладили аппаратуру совсем недавно), я отправляюсь вместе с Рюриком.
Его аккуратно вносят в кабинет старшеклассники. Дети радостно гудят. За право сидеть с роботом за одним столом разгорается настоящий спор. Елизавета Олеговна, подключив Рюрика и поздоровавшись с классом, распоряжается установить его рядом с первой партой. Робот аккуратно подъезжает с характерным звуком, разворачивается и поднимает голову.
На связи только один ученик — 12-летний Олег Рязанский. Он учится дома со второго класса и раньше уже бывал на уроках с помощью Рюрика.
– Мне очень нравится бывать на уроках с Рюриком, — сообщает нам по видеосвязи Олег, деловито поправляя очки. — В основном я занимаюсь по скайпу с учителем, но через робота — гораздо интереснее. Там видишь своих одноклассников, можешь с ними пообщаться. Ты как будто сидишь в классе, и это очень здорово. А на переменах меня (то есть моего робота) однажды окружили дети и стали водить хоровод. Это было очень весело! И все интересовались, знакомились со мной. Жаль только, что уроки с Рюриком бывают не так часто, и каждый раз — в новой школе, в новом классе.
Елизавета Олеговна дает задание, и класс вместе с Рюриком затихает и начинает его выполнять.
– Для меня как для учителя нет никакой разницы, с роботом работать или с ребенком, который сидит за партой, — говорит она. — Роботу я объясняю точно так же, как всем. Только некоторые материалы я посылаю детям, подключенным к роботам, прямо на электронную почту. А бывает, что Рюрик даже советуется со своими соседями по парте, так ли он сделал задание.
Если специализация Рюрика — это школьные уроки, то Ника больше любит ходить в музей промышленности и искусства имени Бурылина. За два года она была там трижды. Принцип работы такой же, как на уроках: глазами Ники экспонаты рассматривают до 30 детей, находящихся дома. Здесь уже возраст особого значения не имеет. Экскурсии продумываются заранее. Желательно, чтобы экспонаты располагались вертикально, иначе роботу сложно будет их рассмотреть. Например, музейщики показывали роботу уникальные часы и коллекцию оружия.
– Многие наши дети в музее вообще никогда не были, так что экскурсии им невероятно интересны, — говорит Юлия Маркелова. — Бывает, что дети так расшалятся, что приходится выключать управление роботом: они начинают хаотично ездить по музею, все рассматривать, вертеть головой. Сейчас мы решаем вопрос путешествия роботов в другие интересные места, например, в театры. Хочется, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали себя обычными детьми и бывали, пусть и виртуально, в тех местах, где бывают обычные дети.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости