Новости – Люди












Люди
«Еще не все песни спеты»

Фото: vk.com/poet_strana
Режиссер Руслан Киселев — о своем проекте «Поющая страна», флешмобах, патриотизме и общей культуре населения
24 апреля, 2015 13:06
12 мин
Полтора года назад молодой режиссер из Набережных Челнов запустил необычный проект — «Поющая страна». Смысл его прост: оператор останавливает на улице случайных прохожих и просит их спеть по строчке из популярной советской песни. Потом запись монтируется, и на выходе получается клип, в котором жители одного города на фоне его достопримечательностей исполняют старую добрую песню. Веселые ролики стали популярны в Интернете, их заметил местный телеканал, и проект зашагал по всей стране.
Автор «Поющей страны» Руслан Киселев рассказал «Русской планете» о том, как старые песни объединяют людей, и как отдельный человек может сделать жизнь в городе лучше.
– Руслан, расскажите, как зародилась идея проекта?
– Это было в 2011 году. Я живу в Набережных Челнах, и мы с другом решили встретиться и что-нибудь снять — что именно, придумать на месте. И тогда у меня возникла идея записывать людей, случайных прохожих, которые поют по строчке из песни. Мы решили брать советские песни из фильмов и мультфильмов. Они на слуху, на них выросло не одно поколение, и в них всегда был моральный посыл, смысл, агитация к добру, любви, верности, дружбе, чего в современных популярных песнях, по моему мнению, нет. Таким способом нам хотелось также приобщить молодое поколение к старым добрым песням. В качестве первой песни была выбрана «Красная шапочка». Мы сняли первый ролик и назвали свой проект «Поющие Челны». Впоследствии я решил расширить территорию и поездить по всей республике. И так получилось, что как раз в это время нас заметил татарстанский телеканал ТНВ. Мы стали сотрудничать с ним и назвали проект «Поющая республика». Но с телеканалом мы не сработались: мне не понравился их подход к проекту. Из-за нехватки времени там все делается быстро: как спели — так и спели, как смонтировали — так и пустим в эфир. А я со своими героями «заморачиваюсь» — снимаю один ролик по три-четыре дня, добиваюсь, чтобы люди не выглядели смешно и попадали в такт.
Когда мы прекратили сотрудничество с ТНВ, я решил ездить по городам России. Запустил проект под названием «Поющая страна». За последние полтора года я записал песни на улицах Нижнего Новгорода, Чебоксар, Йошкар-Олы и Краснодара. Также за это время сделал несколько роликов в Челнах и Казани. Например, в прошлом году в Челнах сделали выпуск с ветеранами Великой Отечественной войны. Мы обращались за помощью в работе над этим роликом к администрации города, но нам отказали. Поэтому работаем за «спасибо, было очень весело». Что ж, у нас изначально не было коммерческих интересов. Но времени уходит много и все это бьет по карману. Пока проект развивается только на мои личные средства, параллельно я работаю и учусь.

Фото: vk.com/poet_strana
– Как реагируют на предложение спеть на камеру люди на улицах городов, которые вы посетили?
– Я в основном работаю не один, а с компанией. Одному снимать очень тяжело. Понятно, что не все прохожие соглашаются спеть. И когда пять человек подряд отказываются, то, если работаешь в одиночку, начинаешь терять уверенность. А с компанией можно просто посмеяться и снять напряжение. В Челнах и Казани мне помогают мои друзья. Когда я поехал по другим городам, то начал через социальные сети подыскивать себе компанию в этих городах. В Нижнем Новгороде сразу откликнулись люди. Поддержал местный интернет-паблик «Типичный Нижний», отозвались отдельные люди, пришли аж четыре телеканала. Они ходили со мной два-три дня, подключали массовки — студентов из института, городские коллективы. В Чебоксарах откликнулись местные КВН-щики. А вот в Йошкар-Оле никого не было, сколько я ни писал. Первые дни ходил один, меня преследовали только телеканалы и радио, которым нужно было снять сюжет о проекте. И только в последний день, после того, как я создал пост в «ВКонтакте», где написал, что Йошкар-Ола — самый слабый из всех городов, в которых я работал, у людей проснулось чувство патриотизма, и на съемки пришло около 80 человек.
А вообще, люди везде одинаковые. Что в Нижнем Новгороде, что в Москве, что в Челнах. Все зависит от настроения человека, который снимает, и окружающей его компании. Если бы ко мне на улице подошел незнакомый человек с камерой и предложил что-то спеть, не думаю, что я бы согласился. Поэтому со мной обычно ходят две девчонки и два парня. Парни помогают уговорить девушек, а девушки — мужчин. В целом, женщины более отзывчивы, мужчины более закомплексованы для спонтанной съемки. Но, например, на 8 марта мы снимали только челнинских мужчин — они пели песню для женщин. Конечно, молодежь чаще соглашается спеть, иногда останавливаются и взрослые. Пожилые люди вообще прекрасно поют.
– Существуют проекты, которые, может быть, вдохновили вас?
– Я не видел подобного. Конечно, снимаются отдельные ролики, в основном поздравительные, где люди по строчке поют песню. Но чтобы это имело периодичность и базировалось на идее объединения города, его жителей — такого нет. Отмечу, что я «Поющую страну» все-таки затачивал под телевидение. Я не считаю, что с песнями, которые мы поем, этот проект сможет вытянуть Интернет. В сети все-таки нужны песни более современные, ведь самые активные пользователи Интернета — молодежь. Например, мои знакомые ребята из Казани один раз сняли ролик на песню Макса Коржа — правда, люди там не пели сами, а только открывали рот под слова из песни. Этот ролик посмотрели более 300 тысяч человек. А у нас — максимум 20 тысяч просмотров. Но на телевидении, где аудитория от 30 лет, мы бы прошли на «ура». Видно, пока я еще не думал серьезно о рекламе проекта.
– Однако в ваших роликах снимались известные люди...
– Все это выходило как-то само собой. Накануне 8 марта мы снимали в Челнах песню на татарском языке «Эх, сез матур кызлар». В городе в те дни выступала группа «Рок-острова», я обратился через сайт к их концертному директору, и они согласились, чтобы я приехал и снял поздравление от лидера группы к жительницам города. Потом был выпуск с певицей Акулой. Незадолго до своего приезда с концертом в наш город она согласилась снять обращение для нашего ролика, который мы на этот раз отсняли на ее песню — это был привет уже из 90-х. Участвовали также московская группа «Планка», образованная выходцами из Челнов, и лидер музыкальной группы «Хоронько-Оркестр» Дмитрий Хоронько.
– Попадали в какие-то курьезные или опасные ситуации в процессе съемок?
– В Москве мне запретили съемку на Красной площади. Там ко мне подошли сотрудники безопасности и попросили удалить все записи, сказали: если что-то из этого попадет в сеть — пеняй на себя. Слава богу, ранее отснятый на площади материал я сохранил на другой флэшке, и потом на свой страх и риск его опубликовал. Было обидно, что человек 10, которые спели в тот день, не вошли в передачу. У меня же обычно все, кто поют, попадают в выпуск.

Фото: vk.com/poet_strana
– Ваш проект можно сравнить с флэшмобом? Как вы думаете, почему они стали так популярны в последние годы в России?
– Думаю, отчасти это верное сравнение. Флэшмоб объединяет людей, как и песня. Наш слоган «Тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет». Если бы песню спел один человек, его бы никто не заметил. Но когда в выпуске принимают участие 300 человек, это становится событием. По сути, это альтернатива прошлым формам, когда люди разных возрастов собирались вместе на улице, пели и водили хороводы.
Что касается популярности флэшмобов, то сейчас психологи часто говорят об одиночестве в большом городе, среди большого количества людей. Я думаю, что не панацеей, но неплохим средством от этой болезни как раз могут стать акции, подобные нашей.
Так молодежь встречается, знакомится, так они занимаются чем-то общим, может быть, и глупым, бесполезным занятием, но свою пользу оно дает. Люди не сидят дома в том же самом Интернете. Интернет, я считаю, вообще зло, не думаю, что когда его создавали, понимали, к каким последствием это приведет. Я все-таки ребенок 80-х, я вырос на дисковых телефонах, дворовом футболе и прогулках на свежем воздухе.
– Сдачу норм ГТО тоже можно назвать флэшмобом, когда это дело поддержали известные люди. Иногда целью таких акций становится благотворительность, и тогда флэшмобы уже нельзя назвать глупым и бесполезным занятием.
– Согласен. Но все-таки понятие флэшмоба у нас в стране понемногу вырождается. Оно сводится сегодня к тому, что в каком-то торговом центре собираются по договоренности 20 человек, танцуют, и их там уже заранее ждет телевидение, фотографы. Я помню, несколько лет назад в Америке запустили флэшмоб ALS Ice Bucket challenge, то есть «Облейся из ведерка со льдом». Облившийся водой называет три фамилии, кому он передает эстафету. Если человек не принял пас в течение 24 часов, то должен сделать пожертвование в 100 долларов на счет благотворительной организации ALS Association, которая и придумала эту акцию. В нем принял участие даже Билл Гейтс. Но до нас все это дошло уже в испорченном виде. У нас это ушло в какое-то дурачество. Люди просто обливаются водой и передают эстафету. А об идее благотворительности никто даже не слышал.
Лично мне бы хотелось, чтобы все акции помогали развивать чувство патриотизма у людей. Что свой город, в котором живешь, нужно любить, а не постоянно оскорблять свое руководство. Я за то, чтобы проводились периодические субботники. Челны, конечно, чистый город в сравнении с другими городами страны. Но есть места, где люди сами себя закапывают в мусор. Поэтому я запустил проект «Некультурный город». Я делаю репортажи из проблемных мест в городе, и это работает. Когда я опубликовал ролик про запущенную спортивную площадку, то подключилась администрация, и через две недели площадку очистили, сломанные турники убрали, все покрасили. Результат есть. Но — это капля в море, и это небольшой положительный эффект от Интернета.

Фото: vk.com/poet_strana
– Кстати, в Европе именно с таких «капель в море» начинались более масштабные проекты как, например, английский «Съедобный город». Его участники — горожане, которые решили для себя, что территория, за которую ответственен человек, не только его дом, но также подъезд, двор, город, и они сами убирают парки, скверы и газоны, и выращивают на них съедобные овощи и фрукты.
– Это интересно. Но наш народ очень тяжелый на подъем. Например, челнинская администрация приняла решение установить урны в виде каркаса, на котором висит пакет, чтобы дворник мог спокойно заменить пакет на чистый, а не переворачивать всякий раз тяжелую урну. Это отлично работает в Европе. Но у нас люди все равно бросали в урну бычки, пакет разрывался, и мусор разлетался по остановке. И в этом случае людям проще было говорить, что если бы стояла огромная каменная урна, то ничего бы не разлетелось.
Некультурный город — это некультурные мы. Поэтому летом я хочу запустить акции-субботники. Объединять людей и вести их в лес на уборку определенного участка, а потом в награду сделать всем небольшую фотосессию в том же самом лесу. Мои друзья-фотографы тоже могут подключиться. Там же и чаепития устроим. Это уже не для видеосюжета, а только в целях уборки.
– А «Поющую страну» как дальше планируете развивать?
– Я не хочу бросать проект. Еще не все песни спеты. Я вижу его на уровне передачи «Играй, гармонь»: сама песня, как-то связанная с городом, в исполнении местных жителей и диалоги с ними. Хорошо, если бы нашлись люди, которые могли бы поддержать мое начинание. Потому что мне уже 32 года и, наверное, надо остепениться, но если будет команда, то я готов все бросить и поехать по городам.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости