Новости – Титульная страница












Титульная страница
Перед конями замаячила конина

Решается судьба уникального конного племенного завода в Гавриловом-Посаде
17 ноября, 2013 20:58
3 мин
В Ивановской области бурно обсуждается будущее уникального Гаврилово-Посадского конного племенного завода в Ивановской области, базирующегося в здании екатерининских времен. В свое время его приватизировали, но тогдашний глава Гаврилово-Посадского района Евгений Астафьев обещал сохранить профиль предприятия и использовать конезавод лишь по назначению. Однако руководители, как известно, приходят и уходят. И вот летом текущего года конный завод продали новому собственнику, ивановской группе компаний «РИАТ». Как утверждает владимирский экономист Ольга Быкова, за бесценок, всего за 10 миллионов, тогда как в действительности предприятие стоит как минимум в 2,5 раза больше.
Но самое печальное — по информации сотрудников конезавода и активистов, новый владелец решил распродать большую часть лошадей, оставшихся перевести на содержание в ангар и кормить силосом, что для породистых животных равносильно смерти, а на освободившейся территории обустроить туристический комплекс. По крайней мере, убрать лошадей из исторических стен предписано к середине декабря.
Коневодческий комплекс в Гавриловом-Посаде — поистине уникальная достопримечательность, причем общероссийская. Хотя почему-то в список памятников федерального значения он не попал, а входит лишь в местный. Но ведь комплекс был основан еще в середине 16 века, при страстном лошаднике Иване Грозном, и поставлял коней для нужд государева двора.
А уже при Екатерине Великой, в 1779 году, для царских конюшен в Гавриловом-Посаде было построено кирпичное здание, в котором до сих пор находится конезавод. Оно представляет собой огромный ровный четырехугольник с метровой толщины стенами, сторонами-конюшнями и большим внутренним двором.
Внутри — темные переходы-галереи, глиняные полы, чтобы лошади не повреждали копыта, системы естественной вентиляции и отопления. Над главными воротами возвышается башенка с флюгером на шпиле в виде вздыбленного коня. Сотрудники завода утверждают, что флюгер подлинный, 18-го века. Этот вставший на дыбы конь со шпиля перекочевал и на герб Гаврилов-Посада.
Есть предположения, что проект здания конного комплекса создал сам Петр Еропкин — тот самый знаменитый архитектор, сподвижник Петра I, который в свое время чертил генеральный план Санкт-Петербурга.
Но Гаврилово-Посадский конный завод — единственный в своем роде не только из-за древней архитектуры екатерининской эпохи и многовековой непрерывной истории коневодства. Именно здесь в 19 веке, под покровительством князя Голицына, начали выводить редчайшую породу владимирских тяжеловозов. На таких выносливых, сильных, мощных лошадях живописцы изображали русских богатырей. Удивительно, но на Руси, по сути, собственной подобной породы не было. В 18 веке в Воронежской области вывели работяг-битюгов, но они существовали лишь 100 лет, а потом исчезли.
Чтобы получить ставших впоследствии легендарными владимирских тяжеловозов, в Гаврилов-Посад везли шотландских жеребцов и скрещивали их с местными кобылами. Результаты подобной селекции коневоды получили уже к началу 20 века, но официально новую породу зарегистрировали лишь в 1946 году. Сейчас в мире всего несколько тысяч таких лошадей.
Пользователи интернета утверждают, что на сторону уйдут все жеребцы-производители, а количество кобыл собственники хотят уменьшить вдвое. Некоторые активисты предполагали, что лошадей продадут цыганам, пустят на мясо. Была подготовлена и распространена петиция с требованием защитить поголовье.
Бывший директор конного завода Андрей Жуков, который уволен уже несколько месяцев, рассказал, что новый собственник, действительно, теперь вправе как угодно решать судьбу предприятия. Ведь, по словам экс-руководителя, сделка почему-то была совершена без обременения, хотя по закону профиль предприятия должны были сохранить, так как конезавод является памятником регионального значения.
Совершенно другую информацию «Русской планете» дал заместитель начальника областного департамента сельского хозяйства и продовольствия Михаил Чернов. Он утверждает, что конный завод продан с обременением, и владелец обязан не просто сохранить комплекс, но и непременно отреставрировать его.
– Лошадей, действительно, перевели, но потому, что здание требует ремонта. Здесь построят современный двор с вентиляцией и освещением, — рассказал он. — Правительство заинтересовано в том, чтобы сохранить генофонд владимирских тяжеловозов, поэтому конный завод получает финансирование и из областного, и из федерального бюджета.
По информации пресс-службы правительства области, сейчас поголовье владимирских тяжеловозов в Гаврилов-Посаде состоит из 164 особей. Это на 39 голов больше, чем в прошлом году. Прибыль предприятия за 9 месяцев текущего года составила 854 тысячи рублей, тогда как в 2012 году завод заработал лишь 21 тысячу.
Генеральный директор группы компаний «РИАТ» Владимир Власов на пресс-конференции подтвердил, что планирует построить на его базе туристический комплекс. Там можно будет не только показывать гостям лошадей, но и устраивать исторические реконструкции, проводить соревнования по конному спорту, вплоть до Кубка мира по конкуру.
Но чтобы осуществить эту идею, нужно найти серьезного инвестора. Пока что такового нет, особого интереса не проявляет и государство. Поэтому конный завод закроют, лошадей переведут в строящийся рядом животноводческий комплекс. Против того, чтобы его называли «ангаром», Владимир Власов возразил. В комплексе кони не будут находиться в стойлах, их станут содержать в табунах. А всем ставшим ненужными сотрудникам предприятия предложат работу в структурных подразделениях «РИАТа».
Кроме того, гендиректор подтвердил и сокращение поголовья: вместо 7 жеребцов останется 3, вместо 80 кобыл — 30. По словам нового собственника, пожилых лошадей (таких на данный момент около 40) продадут в хозяйства, где с их помощью станут улучшать рабочие качества имеющегося поголовья. А оставшихся тяжеловозов будут постепенно «облегчать», возможно, на их базе выведут новую спортивную породу. И ни о какой продаже породистых животных «на колбасу» речи, естественно, не идет.
Из сказанного осталось неясным, зачем, как заметила замдиректора племенного конного завода по производству Татьяна Лапенко, «переделывать породу, которая создавалась 70 лет». Владимирских тяжеловозов сохранили даже в тяжелые годы Великой Отечественной.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости