Новости – Общество
Общество
Работают за «Благодарю»
В течение дня магазин не пустует, многие стараются успеть на распродажу. Фото: Надежда Рысьева / «Русская планета»
Чем привлекает модниц благотворительный магазин
14 декабря, 2015 17:14
8 мин
Одежда, обувь, сумки по демократичным ценам — не тотальная распродажа, а реальная возможность не только сделать нужные покупки, но и помочь нуждающимся. Как функционирует благотворительный магазин в Ижевске и почему благодарность дороже денег, узнавал корреспондент «Русской планеты».
Учредитель фонда «Благодарю» Светлана Малых пришла в благотворительность около 3 лет назад. Позвала знакомых собрать подарки для детей, живущих в детдоме и реабилитационном центре. Ее настолько впечатлили судьбы малышей, заглядывающих в глаза каждому пришедшему, что о дальнейшей жизни вдалеке от их проблем не было и речи. Именно после встречи с больными детьми мысль о регулярной помощи крепко засела в ее голове. Так появился благотворительный фонд «Благодарю» и почти сразу — благотворительный магазин с одноименным названием.
Главным вдохновителем ижевского «магазина добра» считается первый российский благотворительный магазин «Спасибо!». По словам Светланы, талантливые коллеги из Петербурга всегда поддерживают. Именно с подачи учредителя питерских Charity shop Юлии концепция магазина была полностью обновлена.
– Юля объяснила, что суть в прибыли. Если мы не сможем ее обеспечить, не поможем никому. После этой поездки некоммерческий проект магазин «Благодарю» превратился в социальный бизнес.
Как и питерский «Спасибо!», ижевский «магазин добра» функционирует сегодня по системе 90/10. Более 90% вещей раздаются нуждающимся, оставшиеся 10 уходят с прилавков по символическим ценам.
– Открыть социальный бизнес легко, труднее поддерживать заданную планку. И без хорошей команды просто невозможно. Сейчас я выполняю в основном погрузочно-разгрузочные работы, потому что машина есть только у меня.
– Вы таскаете мешки?
– Приходится, куда деваться, мужчин среди нас нет. Всю остальную работу девочки делают сами, что очень меня радует.
Девочками организатор фонда называет коллектив магазина: это директор «Благодарю» Лариса, PR-специалист, продавец, фотограф в одном лице — Елена, продавец Тамара, кроме того, «Благодарю» помогают волонтеры.
Одно из общих больших дел фонда — центр выдачи вещей нуждающимся.
В день распродажи Лариса знакомит покупательниц с ассортиментом магазина.
Фото: Надежда Рысьева / «Русская планета»
– К нам из социальных служб отправляют нуждающихся, которых и обеспечиваем одеждой, обувью. С одной стороны, мы готовы отдавать все, но с другой стороны, приходится делать ограничения, — отмечает учредитель «Благодарю». — Есть такие, кто берет охапками, не стирая, просто выбрасывают. Когда выбирают что-то подходящее, некоторые могут пройтись по уроненной одежде, притом до этого вещь прошла через множество процедур и заботливых рук. Вначале мы многое позволяли, потом поняли, что без определенного порядка дела не построишь, потому что многие не видят ценности в бесплатной вещи.
Каждый месяц через «Благодарю» проходит по 30 тонн одежды, из них примерно 10–15 % уходит в магазины и на раздачу нуждающимся. Остальной объем вещей не годится для носки, потому отправляется на переработку.
– Расскажу путь одной рубашки в «Благодарю». Мы ее отдаем в химчистку, затем выкладываем на полку в магазине. Если через две недели после распродажи ее не купят, она отправится в социальный центр выдачи, затем через месяца два окажется среди вещей в мешках, погруженных в питерскую фуру. Там на перерабатывающем заводе из нее сделают регенерированное волокно, обычно используемое для забивки матрасов. Питерский «Спасибо!» ту же ветошь продает перерабатывающему заводу за 3–5 рублей за кг, зарабатывая на этом, а нам бы суметь сплавить весь объем за две тысячи км. Сейчас предлагаем местному правительству открыть миницех по переработке, но результатов нет пока.
Сейчас «Благодарю» находится в подвальном помещении в одном из дворов Ижевска, с улицы заметить его непросто. Основные клиенты — те, кто уже не раз бывал здесь, с привлечением новых — сложнее. Потому идея выхода из «подпольной» жизни оказалась кстати.
– Сегодня бизнес находится чуть ли не в стагнации. Чтобы выйти из застоя, необходимо поднять сегодняшний потолок, переехав в более проходимое место, — поясняет Лариса. — Из постоянных покупателей — 600 человек, клиентура лояльная, но необходимо расширять аудиторию, чтобы развиваться дальше. Наша заветная мечта — открыть второй «магазин добра». И не где-нибудь во дворах, а в людном месте центральной части Ижевска.
Организаторы уверены: те, кто закупаются в масс-маркетах, не приедут за покупками в другую часть города. Но есть вероятность, что аудитория заметит интересующую их вещицу в соцсетях. Именно благодаря социальным сетям в «Благодарю» удалось привлечь основную часть покупателей.
Со временем лукбуки «Благодарю» задали некий тренд на возможность одеться стильно. Джинсы в магазине стоят около 250 рублей, рубашки — 150–200, притом, что вещь может быть новая. О многих новинках ижевчане оперативно узнают из инстаграма. Приходят за отложенной вещью, поясняя еще в дверях: «Мы из инстаграма». Тенденция на бронирование вещей пошла с подачи продавца/фотографа Елены, волонтера Екатерины.
Более 90 % вещей в «Благодарю» раздаются нуждающимся, оставшиеся 10 % уходят с прилавков по символическим ценам. Фото: Надежда Рысьева / «Русская планета»
На самом деле не каждый сегодня найдет 1–2 часа для поездки в магазин. Потому девушки решили основательно взяться за фотоинформирование в социальных сетях. Моделями и стилистами приходилось быть самим: завели аккаунт в инстаграме, старались создавать максимально интересные, стильные образы. Но уже недели через две стали приходить первые покупатели из инстаграма, преимущественно молодые креативные модницы, любительницы необычных вещей. Это очень вдохновило и подсказало, что инициатива оправдывает себя. А дальше все развивалось само собой. Кто-то сам предложил услуги модели, кто-то хотел поучаствовать в качестве стилиста в создании образа.
– Еще когда я наблюдала за проектом со стороны, у меня возникло свое видение того, как это должно быть. Я ведь судила как обычный покупатель как раз из целевой аудитории магазина. Поняла, что проект хороший, необходимо взяться за продвижение. Идеи по раскрутке были не новые, но зато проверенные, — рассказывает Екатерина.
Несколько раз в месяц «Благодарю» устраивает распродажи — так расстаются с залежавшимся товаром. После чего выставляет новые вещи ижевчан, ожидающие своего часа в мешках.
В «Благодарю» есть и теплые варежки, шерстяные носочки, пленочные фотоаппараты, сумки 90-х и даже 70-х годов. Этот магазин — настоящая сокровищница для ценителей оригинальных вещей. Сегодня в спросе теплые вещи, мужские рубашки, легкие женские блузки, украшения, сумки.
– В дни распродаж приходит ¼ клиентуры. Особого бума продаж, естественно, не случается, но в итоге мы меняем большую часть ассортимента, что жизненно необходимо для функционирования «Благодарю», — говорит директор магазина.
– Скажите, повлиял ли кризис на желание ижевчан расставаться с вещами, или многие взялись за экономию?
– В ижевских торговых центрах много ящичков фонда «Благодарю». Мы сумели поставить их до кризиса, еще прошлым летом. Замечаем, что денег у населения становится меньше. Процентов на 30, думаю. Но за счет постепенного увеличения объема мы добираем нужную сумму. Деньги идут на памперсы, создание в больницах игровых комнат, которые остро нужны деткам, приехавшим в Ижевск из далеких поселков республики.
Если говорить об объеме приносимых вещей, то на желание избавиться от надоевших предметов кризис ничуть не повлиял. К тому же принося любимую вещь в «магазин добра», а не на свалку, люди становятся счастливее. Понимают же, что дают вторую жизнь вещи. А инвестиции в добро — устойчивая валюта, потому что благодарность не стирается во времени.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости