Новости – Люди












Люди
«Ожирение — итог психологических расстройств»

Фото: Виталий Белоусов/ТАСС
Как психотерапевты помогают избавиться от лишних килограммов
17 декабря, 2015 10:20
8 мин
Россия попала в тройку государств, население которых больше всего недооценивает масштабы проблемы ожирения. Мы убеждены, что лишний вес есть лишь у каждого третьего соотечественника, тогда как на деле этим заболеванием страдает 57% жителей страны. Компания Ipsos Mori опубликовала результаты международного исследования, проведенного в 28 странах мира. По данным ВОЗ, ожирение прочно занимает второе, после курения, место среди причин, приводящих к летальному исходу.
Психотерапевт, кандидат биологических наук Дмитрий Кузьмин рассказал «Русской планете» о том, как можно избавиться от лишнего веса с помощью психокоррекции.
– Дмитрий Валентинович, согласитесь, «психокоррекция ожирения» — звучит примерно так же, как «кодирование от алкоголизма и курения».
– Даже возражать не буду. Любую зависимость можно победить, изменив психологические установки. А ожирение в 90% случаев — следствие такой же зависимости от еды, как пристрастие к алкоголю и табаку. И методы коррекции пищевой зависимости, которую многие коллеги называют также пищевым алкоголизмом, во многом действительно схожи с лечением алкоголизма и курения.
– Получается, что можно прийти, закодироваться — и все, проблема лишнего веса решена?
– Не совсем так. Видите ли, с алкоголизмом и курением все намного проще. Человек может от них отказаться безо всякого вреда для организма. А если после кодирования, как вы это называете, от пищевой зависимости пациент начнет чувствовать отвращение к еде, то эта история плохо закончится. Поэтому задача здесь сложнее — помочь человеку изменить базовые принципы питания, откорректировать его пищевое поведение.
– Например, заставить его почувствовать такое же отвращение к продуктам, способствующим набору веса, как к спиртному и сигаретам?
– Нет, конечно. После психокоррекции веса пациент ни в коем случае не должен почувствовать отвращение к какой-либо еде. Любые пищевые запреты опасны. К более легкой и полезной пище человек должен в итоге прийти самостоятельно, когда работа его организма нормализуется.
Главная задача психотерапевта — научить пациента отличать истинное чувство голода от гипертрофированного, помочь ему чувствовать насыщение от меньших порций еды. Тогда он сможет без какого-либо дискомфорта раз и навсегда избавиться от переедания, приводящего к лишним килограммам.
– И какими же методами этого можно добиться?
– Для этого используются методики, давно известные и доказавшие свою эффективность при лечении психосоматических заболеваний, к числу которых относится и алиментарно-конституционное ожирение. Так, у полных людей, как правило, завышен порог насыщения. Головной мозг принимает решение, что организм получил достаточное количество калорий при определенном уровне глюкозы в крови. У пациентов, страдающих ожирением, мозг делает это слишком поздно.
– Разве это возможно сделать без операции?
– Разумеется. Вот представьте себе лимон. Чувствуете, как начала выделяться слюна? Значит, вы смогли с помощью мысленного образа воздействовать на слюнные железы. А желудок — это, по сути, мышечный мешок, и мы вполне способны управлять гладкой мускулатурой с помощью нашей психики. Другой вопрос, что мы просто об этом не догадываемся. Рациональная психотерапия при лечении ожирения используется лишь на первом и последнем этапе. В начале с помощью вербальной информации пациент осознает истинные причины набора веса, а в конце она позволяет закрепить положительный эффект лечения, помогая зафиксировать ощущения, возникающие при нормальной работе организма.
– А сколько времени занимает весь курс лечения?
– Это зависит от многих факторов — причин ожирения, среди которых могут быть психотравмы и стресс-реакции, глубины деформации социально-психологических и поведенческих стереотипов, степени нарушения физиологических процессов, и конечно, от квалификации психотерапевта. В среднем общее количество сеансов — около шести. Между сеансами должны быть перерывы, чтоб организм успел адаптироваться к происходящим физиологическим изменениям, ведь быстрое похудение — это тоже вредно. Поэтому на весь курс уходит не менее трех месяцев. Не нужно надеяться, что можно просто зайти на пять минут к доктору — и все, проблема решена. От тех, кто обещает немедленный эффект, лучше держаться подальше — вероятнее всего, это шарлатаны.

Психотерапевт, кандидат биологических наук Дмитрий Кузьмин. Фото из личного архива.
Психотерапевт, кандидат биологических наук Дмитрий Кузьмин. Фото из личного архива.
– А какова эффективность?
– Уж поверьте, выше, чем у подавляющего большинства популярных диет. Тем более что психотерапевт изначально работает только с теми пациентами, кому поможет именно этот метод борьбы с лишним весом. Если для эффективного похудения вполне достаточно просто изменить образ жизни, понизить калорийность пищи, то это не к нам.
– Кому же требуется именно психокоррекция ожирения?
– Прежде всего тем людям, для которых еда является основным источником удовольствия в жизни. Для таких людей любая диета превращается в настоящее мучение, потому что пища для них — такой же адаптоген, как для других стакан вина или сигарета. Ограничивать себя в еде длительное время они не смогут, потому что без нее потеряют интерес к жизни. А любой стресс заставит их отказаться от диеты, поскольку тут же вызовет желание заесть горе. И задача психотерапевта — переключить таких людей на иной источник позитивных эмоций. Необходимо научить их создавать положительный эмоциональный фон другими способами — общаясь с людьми или домашними животными, слушая музыку или читая книги, проводя время на природе.
Альтернативные варианты получения удовольствия сугубо индивидуальны, для каждого человека есть свой оптимальный способ замещения. Главное, что еда должна отойти на второй план, став лишь необходимым для жизни процессом.
Вторая группа наших пациентов — люди, которые полностью отчаялись похудеть. Как правило, они уже перепробовали десятки диет, поменяли не один спортзал, и в итоге ничего у них не вышло. Если лишние килограммы и уходили, то неизбежно возвращались на место. И в итоге они просто махнули на себя рукой, утратили веру в свои возможности.
– В первом случае механизм примерно понятен. А чем может помочь психокоррекция людям, проигравшим битву с лишним весом?
– В этом случае наша первоочередная задача — найти и устранить истинную причину лишних килограммов. Сам того не осознавая, человек может подсознательно стремиться к тому, чтобы быть полным. Он искренне верит, что его мечта — осиная талия, но на деле это далеко не так. Чаще всего это случается с представительницами прекрасного пола. Так, женщина может быть недовольна своей внешностью, но не признаваться себе в этом. А набрав лишние килограммы, она может убедить себя, что очень красива — конечно, если бы не ожирение. Не приняв себя такой, как есть, похудеть она никогда не сможет, поскольку в этом случае столкнется с комплексом неполноценности лицом к лицу.
Часто лишние килограммы набирают, чтобы скрыть с их помощью настоящие причины неудач. Если у женщины не сложилась личная жизнь, она не достигла успехов в карьере, то ей гораздо комфортнее думать, что все сложилось именно так из-за избыточного веса. В общем, глубинных причин ожирения может быть много, и с каждым случаем нужно разбираться индивидуально.
– Неужели человек сразу начнет худеть, как только разберется, почему он хотел быть толстым?
– Нет, конечно. Устранив причину, мешающую похудеть, мы перейдем ко второму этапу — коррекции пищевого поведения с помощью тех методов, о которых я уже говорил. Просто если мы заранее не разберемся с подсознательными установками на лишний вес, с накопившимися страхами и комплексами, они будут не эффективны. Избавляться от лишних килограммов с помощью диет и спортзалов — это значит бороться со следствием, а не с причиной.
С ожирением можно справиться и самостоятельно, но только происходить это будет дольше, мучительнее и результат не гарантирован.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости