Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Прощание с мясом

Фото: http://www.mahnem.ru/event939.html
Славянская масленица, венецианский карнавал и немецкий «День сурка»: как отмечали масленицы в Крыму и в Севастополе
Анна Чудакова
5 февраля, 2016 08:40
10 мин
Многие исследователи сходятся на том, что празднование карнавала в западноевропейских странах и празднование русской масленицы во многом схожи. Например, иностранец, побывавший в Москве еще при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют». В Крыму и в Севастополе испокон веков разные народности отмечали три разных масленицы: славянскую масленицу, европейский, венецианский карнавал и немецкий праздник «День сурка». «Русская планета» узнала кто, как и когда отмечал масленицу на полуострове.
– Слово «Карнавал» производят или от итальянского «карне вале» (прощание с мясом) или от римского «кар навале» (рождественская повозка), — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» крымский историк Александр Пилипенко. — Отгадка теряется в глубине веков. Вероятно, уже в раннем средневековье это слово ассоциировалось с христианским праздником «Инкарнале» (инкарнация — Воплощение Иисуса Христа). Праздник с таким названием упоминается в генуэзском Уставе города Каффы XV века. Многие церковные праздники проводились генуэзцами в чисто светских развлечениях, для которых шили из дорогих тканей попоны для лошадей, рисовали гербы, украшали атласом небольшие суда-барки, покупали лисицу и петуха для проведения потешных боев, скачек, корабельных гонок, сценических обрядов.
На территории нынешнего Севастополя существовало несколько генуэзских колоний. Одна из них располагалась в Чембало, в районе нынешней Балаклавы, другая, Каламита находилась в район Инкермана и пгт Октябрьское. Еще одна Фанарио была расположена в районе маяка, колония Джирисонда находилась недалеко от мыса Херсонес, Камиста располагалась в Камышовой бухте, а Фети в районе Качи. По мнению историка, в древности карнавалы и гуляния генуэзцев с пышностью проходили в этих местах.
В этом году в Европе празднование венецианского карнавала началось 23 января и продлится до 9 февраля.
– Забиение свиней в «Грубую Пятницу» 58-го дня перед Пасхой называлось по-итальянски Маялата (maialata — «грубость, хамство»), — рассказывает историк. — Она начиналась буквально загодя, то есть за год: сразу после предыдущего забоя хозяева покупали новых свинок, которых и откармливали 11–12 месяцев. Откорм свиней тщательно планировался, чтобы поросенок поедал овощи, такие как капуста, тыква, свекла, и различные травы: молодой репейник и крапива, с добавками пшеничной муки, ржи и других злаков. Осенью добавляли урожай фруктов: яблоки, груши, айва. В наше время это кажется немыслимым, но существовали специальные повара для откорма свинок, у богатых они жили прямо при дворе, а для менее состоятельных разносили готовую пищу по хозяйствам или брали поросят на прокорм. Бедняки сами выпасали свиней, особенно ценили местности, поросшие дубами из-за желудей, поляны с грибами.
Фото: http://priutvao.ru/den-surka/
«Еда с синьорского стола»
Убийство (Ла матанца) длилось два-три дня, и еще столько же проходило до подготовки первых свежих продуктов: часть из них тут же выставлялась на карнавал, а другой частью питались на протяжении всего года. День убоя тщательно планировался, чтобы не было дождя, тумана, снега или инея. А вот сухой морозный и ясный день считался идеальным для дела. Сам забой выполнялся с исполнением множества обрядов, в этом деле участвовали, и помощники, и зрители, все от мала до велика: дети, соседи, специально приехавшие родственники и друзья. Ценились специалисты по копчению, потрошению, варке, жарке и другим гастрономическим направлениям. Каждый участник мог рассчитывать на свою долю свежей добычи в благодарность за помощь. Отдельный кусок мяса и свежей, еще горячей колбасы отправлялся городским властям, якобы, для пробы в ветеринарных целях, но в действительности это была своеобразная дань, угощение.
На следующей неделе, в 52 день до Пасхи, наставал «Великий» или «Грязный четверг» (в этом году — 4 февраля). Во многих деревнях в этот день праздник отмечается с различными обычаями на открытом воздухе, где гастрономия играла главную роль. Генуэзцы называли этот день «Лардерия» («свинский день») по имени главного продукта застолья.
– В дегустациях, пирах, угощениях, в жарком пряном воздухе свежих бульонов, проходила почти неделя, — говорит историк. — К столу доставалось уже заготовленное выдержанное вино, звучали тосты, за стол приходили празднично переодетыми. За столами (как правило, стоя) заключались договоры и сделки, рисовались портреты и натюрморты, произносились клятвы и даже признания в любви. Тут же вертелись юркие перекупщики, спешившие отправить часть свежих продуктов — кто на корабль, отправляющийся за море, кто в соседние генуэзские колонии, чтобы с выгодой перепродать «еду с синьорского стола».
Городские власти выкатывали свои столы — для тех, кто победнее, а также гостей города (хотя знатный гость был желанным в любом частном дворе). Именно в этот день стартовали классические карнавалы — парады на ходулях, кривляния паяцев, передвижные театральные труппы, танцы в масках, кукольные ларьки, пантомимы. В город запускали цыган, торговцев с окрестных сел. Впрочем, любой желающий в эти дни мог укрыться за маской, и никто без его разрешения не имел права ее сорвать. Слуга мог выдать себя за важного господина, преступник — укрыться в празднующей толпе, вор — безнаказанно стричь чужие кошельки с туго звенящими монетами. Заводились случайные любовные связи, плелись интриги, заговоры, переодетые шпионы по заданию ревнивцев выслеживали переодетых супругов, а сыщики выявляли крамолу и ересь. Дети и подростки сбивались в стаи и бегали требовать угощение, а часто и просто грабили невнимательных зазевавшихся хозяев.
Историк рассказал, что крымский писатель Грин, остро чувствовавший ушедшее прошлое, жадно тянувшийся ко всему необычному, что было на полуострове, не обошел стороной и карнавалы, о которых он слышал и в связи с итальянцами, и в связи с живущими вокруг него крымскими немцами.
– Вот какое описание он оставил о городе Гель-Гью — вымышленном месте, в котором поклонники творчества распознают то один, то другой крымский город-порт: «Чем более я наблюдал окружающее, два раза перейдя прибрежную площадь, прежде чем окончательно избрал направление, тем яснее видел, что карнавал не был искусственным весельем, ни весельем по обязанности или приказу, — горожане были действительно одержимы размахом, который получила затея, и теперь размах этот бесконечно увлекал их, утоляя, может быть, давно нараставшую жажду всеобщего пестрого оглушения…», — рассказал Александр Пилипенко.
Фото: http://belveder.name/blog/2015/02/22/maslenica/
«День сурка»
Сегодня итальянские праздники канули в лету вместе с их главными носителями — гордыми генуэзцами. После того, как турки выгнали их из приморских колоний, европейская жизнь с ее западными карнавалами надолго исчезла. Впрочем, в горах Крыма оставались потомки древних готов и древних римлян — они дожили до конца XVIII века, когда на полуостров хлынули новые колонисты — немцы, которые местами возродили старые традиции, но еще больше принесли своих собственных.
– Будучи католиками и протестантами, и даже не совсем немцами по национальности (среди них были и швейцарцы, и голландцы, и датчане) крымские немцы принесли в Крым северную версию Масленицы известную как Фастнахт, — говорит историк. — Первым знаменательным днем Масленицы у немцев был Лихтмесс («Светлая Месса»), на 40-й день после Рождества, 2 февраля, известный в других странах как День сурка. По поверьям в этот день нужно наблюдать за сурком. Если день пасмурный, то сурок не видит свою тень и зима скоро закончится. Если же день солнечный, то сурок, увидев свою тень прячется обратно в норку и зима продлится еще шесть недель.
К сожалению, сегодня и венецианский карнавал, и «День сурка» канули в лету. На полуострове уже не проводят тех пышных гуляний, которые были раньше.
– Сегодня мы не проводим карнавалы, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» потомственная итальянка, президент Ассоциации итальянцев в Крыму, Галина Сколярино. — Костюмы очень дороги, да и самих итальянцев на полуострове осталось мало. Обычно мы собираемся на православную масленицу и отмечаем праздник по собственным традициям. К нам присоединяются и немцы, и другие народности, которые так же отмечают праздник, готовя национальные угощения и накрывая столы.
Зато православные ежегодно отмечают традиционную масленицу. В этом году гуляния будут проходить с 7 по 13 марта.
С древности на Руси масленица является сосредоточением плодородия. При этом плодовитость людей неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота. Такие обряды Масленицы, как «целовник», смотры молодоженов, гостевания, катания с гор, шуточные преследования холостых, были направлены на создание нового брака и семьи. Первым днем масленицы традиционно был понедельник. В этот день начинали печь блины, устраивались столы со сладкими яствами и делали соломенное чучело, олицетворение праздника, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам. На второй день обычно проходили смотрины невест. В среду зять отправлялся к теще на блины. С четверга же прекращались работы и начиналось Широкая Масленица с полноценными всеобщими гуляниями. В этот день начинали петь колядки и прыгали через костры. В пятницу теща приходила к зятю с ответным визитом. В субботу в доме у невестки собирались родственники со стороны мужа. В воскресенье же начинались проводы масленицы, кульминацией которых было сожжение или похороны чучела Масленицы.
В прошлом, 2015 году в Севастополе масленичная неделя проходила с 16 по 22 февраля. В эти дни в городе была открыта ярмарка, где торговали сувенирами, кондитерскими изделиями, восточными сладостями и, конечно, блинами с разными начинками. При этом торговля алкогольными напитками была запрещена. О том, что ожидает севастопольцев в этом году, пока неизвестно. В правительстве города корреспонденту «Русской планеты» сообщили, что программа по празднованию масленицы в 2016 году пока не утверждена. Информация о проведении праздника появится только в середине февраля. Но ни карнавалов, ни сурков в этом году не предвидится.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
10 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ