По состоянию на 29 мая 10:35
Заболевших387 623
За последние сутки8 572
Выздоровело159 257
Умерло4 374
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

«Профессионал может заниматься и с грудничками»

Основатель старейшей в стране балетной школы Любовь Бендерская — о любви к танцу и современных образовательных стандартах
Екатерина Жмырова
17 декабря, 2015 12:51
7 мин
Ансамбль классического танца «Росинка». Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»
В этом году Мичуринская хореографическая школа вошла в число 50 лучших детских школ искусств России. А ее художественный руководитель Любовь Бендерская получила звание «Лучший преподаватель детской школы искусств 2015». Корреспондент РП побывала на репетиции традиционного новогоднего концерта и поговорила с именитым хореографом об истории создания учебного заведения, системе обучения и перспективах, которые ждут юных мичуринских балерин.
Детская хореографическая школа занимает отдельное здание, расположенное в самом центре Мичуринска. Сейчас здесь учатся более 200 человек от 3 до 17 лет. На базе школы создан ансамбль классического танца «Росинка». Этот народный коллектив ежегодно становится призером престижных хореографических конкурсов и фестивалей. Ученики школы выступают не только с отдельными номерами и этюдами. Здесь ставят полноценные спектакли. За время существования школы было создано пять одноактных балетов — «Мойдодыр», «Чиполлино», «Стойкий оловянный солдатик», «Волшебное путешествие Алисы» и «Мир прекрасен».
– Вы даже не понимаете, куда вы попали, — говорит Любовь Бендерская. — Через два года нашей школе 50 лет. Это одна из старейших балетных школ в стране.
– Насколько я знаю, даже в Тамбове нет специализированных хореографических школ с отдельным зданием.
– Когда мы начинали, школ искусств с хореографическим отделением в стране вообще не было. Только в Прибалтике. Чуть позже их стало пять, не считая разных кружков при домах культуры. Уже потом по всей стране стали открывать институты культуры, появились дипломированные специалисты. Когда в Тамбове открылся такой институт, в первом наборе были четыре мои девочки, которые и стали основой курса. Во многих тамбовских коллективах сейчас работают мои ученицы.
– Как появилась идея открыть свою балетную школу в маленьком городе?
– Я сама из Мичуринска, окончила Воронежское хореографическое училище. Потом по направлению поехала в Ленинград в Вагановское училище. Поступила на специальность «педагог-стажер». После окончания должна была вернуться обратно в Воронеж, но встретила своего будущего мужа. Потом завотделом культуры Мичуринского Горисполкома Лариса Гончарова, которая мечтала, чтобы в городе была своя балетная школа, узнала, что я учусь в Вагановском. Так это все и началось.
Любовь Бендерская. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»
Любовь Бендерская. Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»
– Как удалось получить отдельное здание для школы?
– В чем преимущество маленького города? Меньше вставляли палки в колеса, наверное. Сначала мы занимались в здании театра, потом перешли в Дом пионеров, потом нам дали один зал в здании, в котором располагаемся сейчас. И мы стали биться за него — я и наш директор Евгения Самусенко. Две молодые энтузиастки, считающие, что за нами дело правое. Нас в одну дверь выгоняли, мы в другую приходили. Довольно долго у нас здесь один зал был. А потом на базе школы появился ансамбль классического танца «Росинка». Мы стали ездить на всевозможные конкурсы, в том числе и за границу, привозить призы. Всеми правдами-неправдами добивались расширения школы. Может быть, еще время на нас сработало. Началась перестройка. Но все это было очень непросто.
– Девушки, которые сейчас репетируют — это старшая группа?
– Нет. Это как раз и есть ансамбль «Росинка». Мои бывшие ученицы, выпускницы школы. У нас шестилетнее образование. А потом девочки танцуют у нас, пока не окончат 11 классов в общеобразовательной школе.
– Как можно попасть в вашу школу?
– Берем, как правило, всех. За редким исключением. На подготовительное отделение на программу «Ритмика и танец» набираем детей даже с трех лет. Если человек — профессионал, он и с грудничками может заниматься. У нас на подготовительном отделении больше 100 детей. С трехлетками занимаются развитием слуха, ритма, мышления, организованности, эмоциональности, учат работать с предметом.
– Ваши ученики занимаются только хореографией?
– У нас разностороннее художественное образование — занятия по классическому и народному танцу, общему фортепиано, слушанию музыки и, конечно, истории балета. В самом начале пути занимались разработкой учебных программ по всем дисциплинам сами. Сейчас есть утвержденные на уровне государства образовательные стандарты для хореографических школ. Свою миссию мы обозначили так — сохранение русской школы классического балета и создание основы для осознанного выбора профессии в сфере культуры и искусства. Хотя, сейчас наши педагоги используют не только традиционные формы проведения уроков. Мы применяем видеоматериалы, используем интернет-ресурсы. Например, организуем онлайн просмотры трансляций балетов Большого театра. Также проводим концерты и Дни открытых дверей в общеобразовательных школах и детских садах, сотрудничаем с городскими музеями — Краеведческим и Литературно-музыкальным. В музеях разработан цикл лекций по краеведению и истории Мичуринска. А мы иллюстрируем их народными и классическими хореографическими композициями. Атмосфера творческого поиска — вот та сила, которая дает возможность ансамблю решать новые задачи и идти дальше.
Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»
Фото: Екатерина Жмырова / «Русская планета»
– Многие из ваших учениц поступают на хореографические отделения?
– Кто хочет, все поступают. До перестройки вообще все поступали. Тогда мы ребят отправляли в Воронежское училище. Когда в Тамбове открылся Институт культуры, я поняла, что поскольку я выстраиваю девочкам судьбы, высшее образование даст больше преимуществ. Поэтому ориентирую девочек на вуз. И сейчас стараюсь отправлять их не в Тамбов, а в Москву или Петербург. В этом году из шести человек, окончивших 11 класс, трое на хореографию поступили в столичные вузы.
– Получается, вы все-таки стараетесь больше воспитывать педагогов, чем артистов?
– Так и должно быть. Это начальная ступень для высшего педагогического хореографического образования, а артисты балета — это училище. Мои обе дочери Анастасия и Екатерина окончили нашу школу, потом ленинградский институт культуры — лучший институт страны. И там остались. Сейчас у них в Петербурге частная школа-студия и ансамбль классического танца «Росинка», которым они руководят. Этой школе уже 18 лет. Правда, одна из дочерей сейчас по семейным обстоятельствам живет в Таиланде. И в Паттайе она открыла свою хореографическую школу. Тоже «Росинка» называется.
темы
7 мин