По состоянию на 29 мая 10:35
Заболевших387 623
За последние сутки8 572
Выздоровело159 257
Умерло4 374
Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

Берегись водителя

Пробелы в законодательстве о пассажирских перевозках оборачиваются трагедиями
Елена Коваленко
15 октября, 2013 09:05
3 мин
Фото: ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин
Резонансное убийство 30-летней Ольги Шамышевой в Казани показало, что личности водителей в Татарстане частные службы такси не проверяют, так что диспетчеры могут прислать клиенту на дом серийного убийцу или насильника.
Преподавательница одного из казанских техникумов Ольга Шамышева пропала утром 28 сентября. В полицию заявил ее муж Алишер Абдурахманов. Оперативники выяснили, что накануне женщина отдыхала в заведении «Ривьера Cinema Cafe», откуда ушла в 4 утра в сопровождении двух парней. Обоих удалось разыскать в течение суток. Оказалось, молодые люди работали в СУ СКР по Татарстану, а в «Ривьера Cinema Cafe» отмечали увольнение. С Ольгой Шамышевой познакомились на танцполе, после чего один из мужчин пригласил ее к себе ночевать. Впоследствии он сообщил полицейским, что гостья ушла из квартиры утром, когда он спал.
Супруг пропавшей женщины обратился за помощью к экстрасенсам и подключил к розыску жены волонтеров. За поисками Ольги Шамышевой следил весь город. А 2 октября в уголовный розыск МВД по РТ поступила информация, что какой-то мужчина пытался снять деньги с банковской карточки пропавшей женщины. Незнакомца задержали. На допросе он сказал, что карточку ему дал сосед по подъезду 46-летний Сергей Марушков, работающий таксистом. Выяснилось, что мужчина был судим пять раз за убийства, изнасилования, грабежи и побег из-под стражи. В общей сложности провел за решеткой около 20 лет и освободился в 2012 году, после чего устроился на работу в такси. Будучи задержанным, Марушков рассказал, что утром 28 сентября выехал на линию и посадил в салон женщину, которая торопилась домой. Позарившись на золотые украшения, он увез ее в лесопосадку возле казанского мясокомбината, где ограбил и убил.
- Супруга Сергея Марушкова на допросе сообщила, что находила в машине мужа ценные вещи, — сообщил корреспонденту «Русской планеты» начальник отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по РТ Артем Кривоносов. — Поэтому сейчас проверяется причастность рецидивиста к другим аналогичным преступлениям.
Это не единственный случай, когда полицейские задерживали серийных преступников среди водителей такси. В мае в Казани был арестован 45-летний Сергей Перегудов, который по ночам караулил у ночных клубов молодых женщин, предлагал подвезти их до дома. Увидев оранжевый фонарь такси и характерный цвет машины, посетительницы дискотек не боялись садиться в салон. Перегудов уводил их в безлюдное место, где избивал, грабил и насиловал. Минувшей весной его жертвами стали 3 жительницы Казани. Когда Перегудова поймали, выяснилось, что он четырежды судим за изнасилования и освободился в конце 2012 года. Сейчас ему предъявлено обвинение, уголовное дело скоро будет передано в суд.
Как рецидивисты устраиваются на работу в такси? По словам руководителя пресс-центра Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Наили Клевлеевой, деятельность таксомоторных компаний и диспетчерских центров не лицензируется, поэтому предъявлять к ним требования по подбору персонала государство не имеет права:
- Наше министерство выдает разрешения на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом, — говорит Клевлеева корреспонденту «Русской планеты». — При этом документ закрепляется за машиной, а не за ее владельцем. Получить разрешение может как частное лицо, так и организация. Таксомоторные компании оформляют документы на каждый из имеющихся автомобилей. Если за разрешением обращается частник, мы обязаны проверить стаж вождения и наличие автомобиля белого или желтого цвета с фонарем на крыше. Отказывать судимым гражданам в выдаче документов мы не имеем права.
По словам Клевлеевой, таксомоторные компании, располагающие собственным автопарком, не берут на работу людей с сомнительным прошлым. Они дорожат репутацией и своими автомобилями. Но таких организаций в Татарстане единицы. На рынке таксомоторных перевозок в основном работают диспетчерские центры, которые принимают заказы от клиентов и передают их водителям, с которыми у них заключен договор. В таких службах работали Марушков и Перегудов.
Не секрет, что многие организации стараются не брать на работу бывших заключенных, чтобы не портить репутацию. Может быть, рецидивисты пошли в такси, потому что не могли найти другую работу? Старший инспектор группы организации профессиональной подготовки осужденных УФСИН России по РТ Рафис Мифтяхутдинов уверен, что это не так:
- В Татарстане во всех исправительных колониях есть училища, где заключенные могут овладеть новой профессией, — говорит он корреспонденту «Русской планеты». — Мы представляем на выбор более 40 специальностей. Самые востребованные из них — электрики, сварщики, токари, автослесари, машинисты кранов, операторы котельной, столяры. В год мы обучаем более 2 тысяч человек. Кстати, водителей легковых автомобилей мы не готовим, поэтому если кто-то из осужденных хочет работать в такси, он должен получить водительские права за пределами исправительных учреждений.
По словам Мифтяхутдинова, всем выпускникам училищ за колючей проволокой выдаются дипломы без символики ФСИН России, чтобы не отпугивать работодателей. Правда, статистики трудоустроенных у тюремного ведомства пока нет, сотрудники УФСИН России по РТ планируют наладить сбор таких данных в следующем году.
Как сообщил корреспонденту «Русской планеты» председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев, диспетчерские службы такси не следят за подбором водителей из-за несовершенства федерального законодательства:
- Садясь в такси, клиент вступает с водителем в устную форму договора и должен знать, с кем имеет дело, — объясняет Галеев. — Потребитель доверяет диспетчерской службе, а она, как выясняется, не всегда готова отвечать за действия таксистов. На мой взгляд, нужно ввести лицензирование подобных организаций, чтобы у них появилась ответственность за водителей. Однако к лицензированию нужно подходить осторожно, чтобы сохранить этот вид бизнеса. Работа диспетчерских центров необходима крупным городам.
темы
3 мин