Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Общество

«Приносить бюджету меньшие убытки»

Почему власти решили возродить легендарный тверской трамвай
Артем Добронравов
24 августа, 2015 07:35
11 мин
Фото: Анна Чистякова
День рождения Тверского трамвая переносится с 28 августа на 12 сентября в связи с масштабной реконструкцией путей и обновлением трамвайного парка. Движение трамваев в областной столице приостановлено на месяц. Вскоре тверской трамвай таким, каким является в настоящее время, навсегда уйдет в прошлое. «Русская планета» выяснила, как изменится один символов города, и как к переменам относятся местные жители и перевозчики.
Над трамваем нависла угроза полного уничтожения
В следующем году трамвайному движению в Твери должно исполниться 115 лет. В конце 1980-х годов трамвайная система нашего города считалась одной из самых образцовых во всем СССР. В городе было почти два десятка маршрутов, которые охватывали все районы города. В центре Твери трамвай ходил с интервалом в 1,5 минуты.
После распада Союза у тверского трамвая начались серьезные проблемы. Большая часть подвижного состава в Советские годы была закуплена в Чехии, поэтому доступ к запчастям был перекрыт на долгие годы. Только к «нулевым» годам в России появились компании, делающие некоторые комплектующие, — рассказывает «Русской планете» водитель трамвая со стажем, сотрудник МУП «Городской электрический транспорт» Виталий. — Мы выкручивались, как могли: покупали б/у запчасти в других городах и собирали один трамвай из нескольких. Но при всем этом люди остались трудиться на предприятии. Видимо, правильно говорят, что трамвайщик — это диагноз. Если ты начал работать на трамвае — это навсегда.
В девяностые и «нулевые» годы началось массовое закрытие трамвайных линий и сокращение подвижного состава. Разумеется, горожане вынуждены пересесть на маршрутки, которые спасли город от транспортного коллапса.
В конце девяностых годов полтора десятка трамвайных вагонов были модернизированы на Тульском комбайновом заводе. Последние два новых трамвая Тверь закупила в 2007 году, — рассказывает «Русской планете» сотрудник департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Степчков, принимающий активное участие в судьбе тверской транспортной системы. — При этом рельсы тоже почти не обновлялись. Город прибегал только к аварийным ремонтам. В итоге передвигаться на трамвае стало не только некомфортно, но и опасно.
К 2015 году от былого великолепия осталось всего пять трамвайных маршрутов — №5, 10, 11, 13 и 14. По данным администрации Твери, убыток МУП «ГЭТ», которое обеспечивает трамвайное и троллейбусное обслуживание города, только за 2014 год составил 331,7 млн рублей. Сейчас предприятие из-за долгов энергетикам находится в стадии банкротства. Весной контрольно-счетная палата Твери провела аудиторскую проверку МУПа. По ее результатам было обнаружено множество нарушений и отсутствие внятной системы управления. Для сравнения, убыток МУП «ПАТП-1», которое обслуживает автобусные маршруты в Твери, за прошлый год составил 135, 2 млн рублей.
В 2014 году с избранием нового сити-менеджера Твери Юрия Тимофеева началось активное обсуждение перспектив МУП «ГЭТ». А этой весной было принято уникальное для города решение — вдохнуть в трамвай новую жизнь. На закупку пяти новых вагонов City Star, которые на мощностях Тверского вагоностроительного завода производят ПК «Транспортные системы», было потрачено 150 млн рублей. Еще три «звездных» трамвая в ближайшее время купят в лизинг. В связи с банкротством МУПа технику оставят на балансе администрации, передав ее предприятию в оперативное управление. Около 100 млн рублей из бюджета Твери выделено на финансовую поддержку МУП «ГЭТ». Еще 50 млн будет потрачено на ремонт трамвайных путей.
– Я рад, что мы спасли от уничтожения один из символов Твери! Не так много в России осталось городов, где есть трамваи. Радует и то, что новое руководство администрации областной столицы готово к сотрудничеству с активистами, — рассказывает «Русской планете» один из руководителей группы «Тверской трамвай» Кирилл Булычев. — Мы постоянно обсуждаем насущные вопросы и новые идеи, а также встречаемся с руководством и сотрудниками МУП «ГЭТ».
Пилотный проект
Ремонт путей планировали начать еще первого августа, но найти подрядчика удалось только к середине месяца. Конкурс выиграла московская строительная фирма ООО «ЛТСтрой», которая пока не имеет опыта ремонта трамвайных путей. Но помогать ей активно будет МУП «ГЭТ», которое, по сути, станет субподрядчиком. В техзадании сказано, что на всем пути следования маршрутов № 5 и 14 будет проведено следующее обновление рельс — установка путевых тяг, сборка и сварка стыков термитной сваркой методом промежуточного литья, а также шлифовка. Демонтаж полотна будет произведен только на Тверском проспекте. На его место положат б/у рельсы, которые приведут в рабочее состояние.
– Большая часть работ будет вестись в ночное время. Нам предстоит реализовать два этапа — сначала восстановить рельсы по маршруту № 5, потом № 14, — рассказывает заместитель главы администрации Твери Владимир Пашедко. — Мы заинтересованы в том, чтобы все работы были произведены качественно, поэтому только приветствуем общественный контроль горожан.
Параллельно с обновлением путей на МУП «ГЭТ» начался капитальный ремонт шести чешских вагонов Tatra, купленных более 30 лет назад. В течение месяца в них заменят ходовые части и все сидения, сделают пластиковую обшивку салона и кузова, и даже, может быть, установят кондиционеры. Как сообщил «РП» Владимир Пашедко, сейчас город закупает необходимое оборудование. Его стоимость пока неизвестна.
После ремонта маршрут № 5 будут обслуживать только новые City Star. На маршрут № 14 выйдут обновленные вагоны Tatra. Маршруты №10, 11 и 13 заморозят до лучших времен.  Нормативная скорость нового подвижного состава повысится в среднем до 40 км/ч. Раньше трамвай плелся по городу в два-три раза медленнее. Ограждать рельсы от автолюбителей на улицах Горького и Тверском проспекте пока не планируется. Против этого активно выступает ГИБДД Тверской области. В администрации города «РП» заявили, что готовы вернуться к этой идеи позднее.
– Обновленные маршруты № 5 и 14 — это пилотный проект, — говорит Кирилл Булычев. — Мы сможем оценить, как работаем современный трамвай, сделать выводы и двигаться дальше.
Фото: группа «Тверской трамвай»
Сейчас главная цель администрации — снова приучить горожан к общественному транспорту. Для этого после девяти лет перерыва с сентября будет возвращен проездной. На один вид транспорта он будет стоить 750 рублей, на все три вида — 1 150 рублей. Пока напечатано 20 тыс. билетов.
Серьезные перемены ждут и сотрудников МУП «ГЭТ», большая часть которых в связи с ремонтом путей находится в вынужденных отпусках. Владимир Пашедко сообщил «Русской планете», что МУП «ГЭТ» в ближайшее время будет объединено с МУП «ПАТП–1». Единое транспортное предприятие откажется от некоторых расходов и сократит штат.
Мы надеемся, что после реорганизации муниципальный транспорт будет приносить бюджету меньшие убытки. Если все пойдет хорошо, мы сможем и дальше вкладывать в его развитие, — рассказывает «Русской планете» председатель постоянного комитета по градостроительству, архитектуре, транспорту и связи Тверской городской Думы Сергей Делаков. — Ежегодно в виде субсидий мы выделяли нашим МУПам 100-200 млн рублей. Если эта сумма сократится хотя бы вдвое, а работа муниципального транспорта не ухудшится, мы уже быстро отобьем вложения.
План спасения или «пир во время чумы»
Горожане приветствуют реанимацию общественного транспорта, но некоторые действия властей вызывают сомнения. В первую очередь, непонятно, почему на закупку подвижного состава было выделено почти 200 млн рублей, а на ремонт только 50. К тому же, City Star, хоть и произведен в Твери, но является одним из самых дорогих трамваев в России.
На мой взгляд, цена продукции ТВЗ не слишком обоснована. Так, трамваи Усть-Катавского завода стоит около 20-23 миллиона рублей, — рассказывает «Русской планете» Дмитрий Степчков. — Они не уступают по качеству тверским вагонам, выпускаются давно и не страдают «детскими» болезнями. По моей информации, разговоры о смене поставщика уже ведутся.
По данным МУП «ГЭТ», вагоны City Star работают в целом исправно. Поставщик старается оперативно устранять возникающие неполадки, ведь на кону его репутация. Компании еще предстоит поставить крупную партию новых трамваев в Санкт-Петербург и Ярославль. Но у этих городов другие финансовые возможности. Тверь же ради «звездного» трамвая пожертвовала тремя маршрутами. В итоге на весь город останется всего 14 вагонов! Чтобы покрыть дыру в бюджете, администрация Твери собирается взять в кредит 500 млн рублей.
Жители города получили возможность пользоваться уникальной, практически не имеющей аналогов в мире техникой. Но транспортному хозяйству Твери позарез нужны новые трамваи, еще сильнее — ремонт большей части путей, — рассказывает «Русской планете» житель Твери Иван Конюхов. — Администрация Твери даже не попыталась прибегнуть к «кризисным» методам обновления парка: закупкам б/у вагонов из других городов и массовому капитально-восстановительному ремонту своих трамваев с продлением срока службы.
Активистов смущает и тот факт, что пока нет плана работы и дальнейшей реанимации трамвайной системы Твери даже на следующий год. Администрация города готова сделать выводы только после запуска обновленных маршрутов № 5 и 14. «РП» стало известно только, что часть старых трамваев все-таки отправят в металлолом, а ремонтопригодные сохранят до лучших времен.
А пока все горожане ждут запуска обновленного трамвайного движения, которое намечено на 12 сентября. В этот же день будет проведен городской праздник — День рождения тверского трамвая. В планах организаторов открытие фотовыставки, вручение подарков водителям, продажа сувениров, творческая программа и даже салют. Каждый горожанин может внести свой вклад в это событие.
Нас финансово поддерживают не только местные жители, но даже коренные москвичи, — говорил Кирилл Булычев. — Наш трамвай знают и любят далеко за пределами Твери. Я надеюсь, что именно с нашего города начнется возрождение былой славы трамваев в России.
В планах городской администрации не только реанимировать трамвай, но и создать единую систему городского транспорта, позволяющую жителям комфортно передвигаться по Твери.
– Мы стремимся не проводить революционные действия, которые всеми воспринимаются негативно, а хотим, чтобы новые правила игры были понятны и перевозчикам, и пассажирам, — рассказал «РП» Владимир Пашедко. — Будут синхронизированы движения автобусов, трамваев и троллейбусов, а также выпущено специальное приложение для мобильного телефона с расписанием в режиме реального времени.
В итоге муниципальный транспорт будет обслуживать около 40% пассажиропотока, остальное достанется частным перевозчикам. Уже проведены конкурсы на маршруты №№ 4, 6, 10, 12, 13, 24, 35, 51 и 52. Победители приступают к своей работе. Цель администрации — привести в порядок рынок маршрутных такси в Твери, убрав избыточное дублирование, которое сейчас достигает в среднем 70%, и не выгодно как муниципальным, так и коммерческим перевозчикам. 
темы
ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ
11 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ