Новости – Общество
Общество
«Прилавок должен воспитывать покупателя»
Каждый год в Костромской области перерабатывают около 30 тонн золота и 40 тонн серебра. Фото: Анастасия Хаски / «Русская планета»
Как в Костроме зарождалось ювелирное производство, которое в 2016 году вышло на лидирующие показатели в России
28 марта, 2016 21:59
8 мин
Кострома по праву считается ювелирной столицей России. К началу 2016 года количество изготавливаемых в Костромском регионе ювелирных изделий достигло рекордных показателей и составляет 50% от всех объемов страны. Свыше 80% продаваемой в России ювелирной продукции производится в Костроме и селе Красном-на-Волге — главном центре ювелирного производства в России. Всего же в регионе насчитывается более 1500 тысяч организаций, которые заняты в сфере ювелирной продукции. Каждый год в Костромской области перерабатывают около 30 тонн золота и 40 тонн серебра. Это треть от перерабатываемых объемов страны.
В костромском крае издавна занимались ювелирным делом. Считается, что ювелирный промысел был уже у мерянских племен, которые населяли костромские земли тысячу лет назад. Во время раскопок находили предметы VIII-XIX веков, связанные не с земледелием, а с обработкой металлов.
Ранее ювелирные изделия несли в себе сакральный смысл. Большинство использовалось для оберегов, а не как украшения. Эта традиция сохранялась вплоть до XVI века у старообрядческих общин. Старообрядцы не признавали живопись, считая, что поклоняться стоит только медным литым иконам, так как они прошли посвящение огнем.
В средневековое время основным заказчиком ювелирных изделий была Церковь. Встречались и светские изделия: украшения, предметы утвари, но основными предметами были религиозные: отливались нательные кресты, богатые люди заказывали дорогие оклады для икон.
Массовым центром производства ювелирной продукции Костромской край становится в XIX веке. Продукция, в большинстве своем, выпускалась для простого люда. Одним из известных изделий были серьги в форме калача. Есть мнение, что выражение «тертый калач» пошло с тех времен. Чтобы проверить, что серьги настоящие, их нужно было потереть о грубую ткань. Если украшение не поменяло цвет, значит, оно подлинное.
– В XIX веке жители свыше 50 деревень занимались ювелирным мастерством, — рассказывает корреспонденту РП руководитель Музея ювелирного искусства в Костроме Денис Иванцов. — Это феномен, когда в крае, где не добывают драгоценных металлов, жители изготавливают изделия. Народ был шустрый, ушлый. Кто-то с приисками договаривался, кому-то везло и находили клад — разбойников на Руси всегда хватало. Широкое хождение имели зарубежные серебряные монеты, они без сожалений переплавлялись.
Торговые пути по Волге помогали сбыту, сказывалось и расположение недалеко от столицы. Отдельным распространенным местом продажи были ярмарки. Изделиями костромских ювелиров торговали в Нижнем Новгороде, Сибири, Средней Азии, на Украине и даже в Индии.
Село Красное-на-Волге издавна считалось центром ювелирной индустрии. Фото: Анастасия Хаски / «Русская планета»
В то время не было заводов и фабрик. Все делалось кустарным, надомным способом. В процесс изготовления была вовлечена вся семья. Чтобы вытягивать металл, даже такой мягкий, как золото, нужно было прилагать большую физическую силу. Этой операцией занимались отцы семейства на специальных устройствах — воротах, на которых вытягивали проволоку. Считалось, что при искусном умении из 1 грамма золота можно получить 3 км проволоки. За верстаки сажали детей с 6-7 лет, рабочий день мог доходить до 16-20 часов. Девочки занимались пайкой звеньев цепи, к годам 30-35 они превращались в старух. Труд считался очень вредным.
К началу XX века мастера ювелирного дела производили большие объемы изделий. Но с увеличением количества упало качество. Это обусловило появление в селе Красном-на-Волге класса технического рисования, у принятых на обучение кустарей воспитывали художественный вкус, они получали знания по технике обработки металлов. Вскоре учебное заведение переросло в художественно-ремесленную мастерскую золото-серебряного дела. Раньше заведений среднего звена, которые готовили художников-ювелиров, насчитывались единицы по всей стране, именно поэтому даже с других стран приезжали в маленький поселок, стремясь в него поступить. В наши дни заведение знают как КУХОМ — Красносельское училище художественной обработки металлов.
Село Красное-на-Волге издавна считалось центром ювелирной индустрии. Особенно резкий скачок производства был сделан после отмены крепостного права. В 1862 году мастера перерабатывали 30 пудов серебра в год, в 1898 году — 927 пудов, а в 1912 году — 2369 пудов серебра. Благодаря таким огромным темпам роста производства Пробирное управление в начале XX века было перенесено из Костромы в Красное, где и располагается до сих пор.
В годы после революции ювелирный промысел переживал тяжелые времена. Была создана комиссия по ликвидации ювелирного промысла и переориентации его на выпуск предметов бытовой утвари. Но вскоре был получен масштабный государственный заказ на выпуск ста тысяч штук красноармейских звездочек. Выполняя заказы советской власти, мастерам удалось сохранить традиции ювелирного промысла. В годы Великой Отечественной войны производство было ориентировано на нужды армии: выпускались портсигары, подстаканники, наградные знаки и другие вещи для военных нужд.
В 50-е годы начинается возрождение ювелирного искусства. Властями выделяются денежные суммы, оборудование и нужные для производства материалы. Объявлялись конкурсы для создания высокохудожественных изделий и расширения ассортимента. Несколько промышленных артелей объединяются в единую Красносельскую ювелирную фабрику.
В 60-е годы продолжает развиваться промышленность, начинают появляться крупные предприятия. Мастера начинают заниматься сканью — изделиями из тонкой крученой проволоки, напоминающей кружево в металле.
– Сканная техника — это очень кропотливая работа, занимающая много времени. Это творческий процесс, — рассказывает заслуженный художник РСФСР, в прошлом — главный художник Красносельской ювелирной фабрики Петр Чулков. — Металлическая проволока должна быть точно выложена по форме заранее сделанного в натуральную величину рисунка. Далее тончайшие детали склеиваются между собой, после высыхания спаиваются, чтобы соединение стало более плотным.
За прошлое столетие сканное производство постепенно приходило в упадок. Одной из причин стала нерентабельность. Если раньше изделия могли создавать из медной проволоки, то сейчас нужны драгоценные металлы. При таком подходе цена изделий стала заоблачной. Еще одной причиной становится снижение художественного уровня работ.
Ювелирные компании уверенно выходят на международный рынок, где изделия с успехом принимаются искушенной публикой. Фото: Анастасия Хаски / «Русская планета»
– Раньше вопрос стоял так: «Прилавок должен воспитывать покупателя». Изделия должны иметь художественную ценность, повышать вкус людей к прекрасному, — говорит Петр Чулков. — У нас в цехе висела карта, на которой было отмечено, где продают наши изделия: Канада, США, Франция — десятки стран. В наше время рынок стал главным, а не художник. Его даже не спрашивают, ему приходится подстраиваться под спрос. Сейчас можно согнуть что угодно, и это купят, не разбираясь.
В наши дни главный центр производства по-прежнему находится в селе Красное-на-Волге, где сосредоточены все крупные ювелирные заводы. В Костроме реализуют сделанные украшения. Также Кострома выступает как принимающая сторона ювелирного фестиваля «Золотое кольцо России». В прошлом году фестиваль посетили 22 тысячи зрителей.
– Фестивалю в этом году уже 17 лет, — рассказывает корреспонденту РП заместитель директора фестиваля Наталья Гудина. — В каждом регионе России свои традиции и своя ювелирная школа. А в Костроме своя культура потребления ювелирных изделий: в первый день на выставку приходят, как на разведку, во второй и третий день уже присматриваются, меряют украшения, а на четвертый покупают.
И, как и в советское время, ювелирные компании уверенно выходят на международный рынок, где изделия с успехом принимаются искушенной публикой. Как отмечают руководители крупных ювелирных компаний, для европейского рынка немаловажно, что представленные им украшения производятся в России, а не в азиатских странах. Ментальность русских людей, подход к работе, отношение к ней с душой — это и привлекает иностранных покупателей.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости