Новости – Люди












Люди
Лишние метры

Фото: Игорь Зарембо, ИТАР-ТАСС
«Русская планета» выясняла, почему фронтовик, инвалид Великой Отечественной, живет в подвале
17 апреля, 2014 07:22
7 мин
90-летний ветеран Алексей Денисенко, когда-то живший на Украине, но вернувшийся в Россию, вынужден жить с дочерью, внуком и другими членами семьи в подвале. Корреспондент РП выяснял, как он попал в такую ситуацию.
Алексей Денисенко родился в городе Сулимов (на тот момент Ставропольского края, ныне Черкесск. — Примеч. авт.). С 1941 года на фронте. Строил оборонительные сооружения, освобождал Брянскую и Курскую области. В сентябре 1943 года был ранен осколком в позвоночник, оказался в госпитале. Доктора хотели ампутировать начавшую усыхать ногу, но 25-летняя врач, о которой фронтовик до сих пор вспоминает с благодарностью, взялась его выхаживать. Уже в 1944 году молодой автоматчик вернулся в строй, правда, служить его оставили водителем на военном аэродроме. На кителе ветерана 22 ордена и медали.
– Обслуживал перелетающие самолеты. С Казанского завода они направлялись прямо на фронт, — вспоминает Денисенко. — Демобилизовавшись, отучился на технолога-винодела, а в 1960 году получил диплом Московского технологического института. Многие годы проработал в Краснодарском крае, в том числе на винзаводе станицы Вышестеблиевской.
В 1961 году Денисенко работал главным виноделом на предприятии в станице Каневской и, проверяя строящийся завод, обнаружил недочет в чертежах. Поменял цеха местами, и производство получилось значительно экономичнее. После все заводы строили уже с учетом этого изменения. В конце шестидесятых знатного винодела направили в Крым, где он в 1984 году вышел на пенсию.
– После распада СССР очень хотел обратно в Россию. Фактически с 1993 года жил у меня, изредка возвращался на Украину, — вспоминает дочь фронтовика Галина Денисенко. — Когда переезжал в Анапу, все боялся: гражданин другого государства. У меня самой жилья не было, жила в квартире мужа.
С получением российского гражданства из-за аварии, в которую попала Галина, в семье возникла большая пауза. После обращались и к консулу России в Симферополе, и к часто менявшимся в 1990-е губернаторам Кубани. Российское гражданство Алексей Денисенко получил в 2011 году.
– «Хождения по мукам» продолжались долго. Справку о том, что отец — инвалид Великой Отечественной войны, выданную украинскими властями, здесь не признавали. Земельный участок тоже отказываются дать. По краевому закону для его получения человек должен прожить в регионе минимум пять лет. Пенсию больше года не начисляли, — рассказывает Галина Денисенко. — Даже «подъемного» пособия, положенного возвращающимся на Родину русским, получить не удалось.
С мужем, в чьей квартире семья жила раньше, Галина развелась, и сегодня Денисенко живут в подвале, рядом с которым проходят трубы канализации.
– Всю жизнь по гарнизонам проездила, поэтому могу ремонт сама сделать, — говорит Галина. — Но надолго его не хватает, все быстро сыреет.
Вместе с Галиной и ее отцом в подвале дома по улице 40 лет Победы живет ее муж, 19-летний сын с супругой и племянник. Прописаны они по-прежнему в квартире, расположенной несколькими этажами выше, — у бывшего мужа Галины Денисенко.
Администрация Анапы, отказывающая инвалиду Великой Отечественной войны в постановке на учет по улучшению жилищных условий, приводит свои аргументы. Согласно федеральному закону «О ветеранах», меры социальной поддержки, в том числе улучшение жилищных условий, предоставляются тем, кто встал на учет до 1 января 2005 года. Денисенко на учете не состоял. Кроме того, согласно Постановлению главы города-курорта Анапа «Об определении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма», учетная норма для анапчан составляет 8 м2 общей площади жилья.
Как пояснили корреспонденту РП в администрации Анапы, чиновники отказали ветерану еще и в связи с тем, что уровень его обеспеченности общей площадью жилого помещения превышает учетную норму. Площадь двухкомнатной квартиры, в которой зарегистрирован, но фактически не проживает Денисенко, составляет 64,7 м2. То есть на каждого из семи зарегистрированных там человек приходится по 9,2 м2.
Чтобы доказать, что ветеран нуждается в улучшении жилищных условий, его дочери потребовался не один год. В феврале 2013 года городской суд Анапы обязал администрацию города-курорта поставить Денисенко на учет. Мэрия опротестовала решение в коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, но в итоге решение осталось в силе.
В апелляционном определении краевого суда сказано, что Денисенко имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также получении квартиры как ветеран-инвалид Великой Отечественной войны. Кроме того, суд выяснил, что в квартире, где зарегистрирован фронтовик, проживает гражданин, по состоянию здоровья нуждающийся в отдельной комнате. Если вычесть ее площадь, на остальных приходится по 3,5 м2.
Неважно обстоят дела у Денисенко и с социальной поддержкой. В сентябре 2010 года, за пару месяцев до получения гражданства, он, спускаясь в подвал, упал и сломал шейку бедра.
– Скорая помощь отказывалась выезжать. Он же не гражданин России, — вспоминает дочь. — До сих пор не могу добиться электронной инвалидной коляски, даже обычную механическую выдали только через год после перелома.
У Алексея Денисенко сегодня две заветные мечты: получить наконец-то положенную квартиру, а лучше земельный участок, и попасть на парад Победы. Всю жизнь он проработал на земле, до переезда держал животных, поэтому и умереть хочет не в бетонном коробе.
На парад Победы фронтовику попасть не легче, чем встать на учет. С соответствующей просьбой — пригласить Денисенко на праздник в Москву — семья обратилась в администрацию президента. Ответ пришел из управления по взаимодействию с общественными организациями администрации Краснодарского края: «В настоящее время решение о приглашении для участия в параде, ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов из субъектов Российской Федерации не принято, удовлетворить Ваше обращение, к сожалению не представляется возможным» (Синтаксис и пунктуация источника сохранены. — Примеч. авт.).
Галина вспоминает, что еще в 2010 году ее отец пошел на городской парад самостоятельно — при поддержке родных прошагал с демонстрацией. Потом — перелом.
– Когда что-то нужно нашим чиновникам, сразу разрешение получают. Всем остальным годами положенного по закону добиваться приходится, — говорит Галина Денисенко. — Даже после решения краевого суда ничего не изменилось. Поначалу чиновники прямо отвечали: «У нас своих ветеранов хватает, а здесь вы еще с гражданством лезете».
Алексей Денисенко активно следит за событиями в Крыму. 90-летний инвалид уже плохо слышит, поэтому родные громко пересказывают ему последние известия. Дедушка поддерживает возвращение полуострова в состав России. «Там же огромное количество русских, мы никогда своих не бросаем» — говорят в семье.
В администрации Анапы «Русской планете» ответили, что документы по улучшению жилищных условий Денисенко собраны и переданы в орган социальной защиты, ожидается их рассмотрение.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости