Новости – Люди












Люди
Стабильно больны

Фото: ИТАР-ТАСС/ Алексей Иванов
Почему в Смоленской области уровень заболеваемости туберкулезом остается высоким
21 марта, 2014 13:35
8 мин
На протяжении многих лет распространённость туберкулеза в регионе остается выше среднего уровня по Центральному федеральному округу. Согласно данным управления Роспотребнадзора по Смоленской области, в среднем в 2013 году им заболели 71 на каждые 100 тысяч человек. В 18 из 25 муниципальных районов области заболеваемость превысила среднеобластной уровень.
– Правильно, в 18 районах заболеваемость превышает среднеобластной показатель, — объяснил «РП» главный врач ОГБУЗ «Смоленский противотуберкулезный клинический диспансер» Михаил Гуденков. — В каждом районе есть свои особенности. Мало того, что во многих из них преобладает сельское население, отдаленное от Центральной районной больницы, где можно пройти обследование на туберкулез, так они еще и малонаселенные. В районе выявят трех человека, но в перерасчете на сто тысяч населения получаются высокие цифры. В этих же районах, как правило, довольно невысокий процент охвата населения профосмотрами.
Специалисты в области изучения, лечения и профилактики туберкулеза считают, что в причинах сложившейся неблагоприятной ситуации по туберкулезу в области разобраться сложно. Они отмечают многообразие факторов, которые могли повлиять на сохранение высоких показателей по этому заболеванию в регионе.
– В начале 90-х годов, с распадом СССР была фактически разрушена единая стройная система оказания противотуберкулезной помощи, — объясняет Гуденкоd. — Мы столкнулись с ранее неизвестных нам явлениями — безработица, локальные военные конфликты, беженцы и так далее. И после длительного времени снижения уровня заболеваемости туберкулезом в этот период произошло существенное его повышение. В эти же годы низкое финансирование противотуберкулезных мероприятий, недостаточность препаратов привело к снижению эффективности лечения. Накопился резервуар туберкулезной инфекции в лице хронических больных туберкулезом. С последствиями, произошедших в 90-е годы изменений, мы продолжаем иметь дело и сегодня. В этом и заключается основная причина сохранения высокого уровня заболеваемости туберкулезом в Смоленской области. При этом нельзя сбрасывать со счетов и наше географическое положение: миграционные процессы сейчас особенно усилились.
По мнению кандидата медицинских наук, ассистента кафедры фтизиопульмонологии ГБОУ ВПО СГМА Минздрава Елизаветы Рашкевич, высокие статистические показатели можно объяснить тем, что в область из бывших Союзных республик приезжают лечиться люди уже больные туберкулезом. По данным ВОЗ, на европейском континенте выделено 27 государства, в том числе 15 бывших советских республик, с большим бременем по туберкулезу.
– Еще один аспект, почему у нас сейчас так плохо с туберкулезом, — говорит Рашкевич, — это то, что надо проходить профилактическую флюорографию каждый год. А практически никто просто так не пойдет делать снимок.
Специалисты Роспотребнадзора отмечают, что уровень охвата профилактическими осмотрами населения по раннему выявлению туберкулеза вырос с 84,3% в 2012 году до 95,2% в 2013. В 1,3 раза чаще выявлялась активная форма туберкулеза у сельского населения. Но доля осмотренных лиц из группы риска остается на уровне 2012 года – 89,7%. Не обследуется на туберкулез в течение двух и более лет 3,47% населения области. Неудовлетворительно проходят мероприятия и по обследованию асоциальных групп населения.
– Проходят профосмотр люди, у которых есть санитарные книжки, люди из госучреждений. Несмотря на такие высокие проценты охвата населения профосмотрами, выявляем мы больных туберкулезом чаще всего из тех, кто обследование не проходит более двух лет, — объясняет Гуденков. — Кто работают у частников, у ИП-шников, в кафе, маленьких закусочных, на рынках — вот здесь у нас пробелы большие. Плохо проходят осмотры и люди одинокие, пенсионеры, неработающие. Более 50% впервые заболевших туберкулезом — это люди безработные.
Лица, стоящие на учете у наркологов и психиатров, находящиеся в местах лишения свободы и освободившиеся, в течение определенного срока должны проходить осмотр чаще.
–Те, кто стоят на учете у наркологов и психиаторов, — это верхушка айсберга. Все мы прекрасно знаем, кто с нами живет вместе в подъезде… Если они не проходят обследование, вероятность заболеть очень высокая, учитывая их образ жизни. Мало того, что есть люди, которые уклоняются от обследования, есть еще такие, кто уклоняется от лечения, — говорит Михаил Гуденков.
Согласно статье 10 федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» есть специальные судебные санкции для людей, уклоняющихся от лечения и обследования на туберкулез. По словам Гуденкова эффективность такой практики не высока по нескольким причинам:
– В суды такие люди не приходят. Суд выносит решение, и тут начинается… Если раньше нам помогала служба судебных приставов, которой мы предоставляли специальный транспорт, медицинскую сестру, то сейчас решение суда приходит опять же к нам. Получается, что мы и инициаторы, и исполнители решения суда… И вот, наконец, пациент приходит: лег на кровать, две-три таблетки выпил, потом начинает опять пить, злоупотреблять и тому подобное. И либо сам уходит, либо мы просто вынуждены через какое-то время выписывать его за нарушение режима. Порочный круг.
При этом Гуденков отмечает, что и пациенты из защищенных слоев не всегда выдерживает курс лечения, который составляет минимум шесть месяцев. После начала приема препаратов у большинства заболевших уходят яркие симптомы болезни. Это побуждает их к досрочному прекращению лечения.
– Проходит год, два, три и они возвращаются. И картина болезни уже куда серьезнее, чем была, — говорит Михаил. — У каждого фтизиатра есть такой случай. Вот что обидно бывает. Врачи-фтизиатры должны не только как специалисты своего профиля работать, но и как психологи — вступать в доверительные отношения с пациентами с целью их настроя на длительное лечение без прерывания. По-другому никак. У нас ничего не остается кроме таблеток и нашего доброго слова. Конечно, есть еще хирургические решения.
Другим аспектом распространенности заболеваемости туберкулезом стало сложившееся негативное отношение родителей к БЦЖ (Бацилла Кальметта-Герена, вакцина против туберкулёза, приготовленная из штамма ослабленной живой коровьей туберкулёзной палочки — Примеч. РП) и туберкулинодиагностики — пробе Манту.
– Дело в том, что вакцинация БЦЖ не дает стопроцентную гарантию тому, что при встрече ребенка с больным открытой формой туберкулеза заражения не произойдет, — объясняет Гуденков. — Но даже если произошло заражение вакцинированного ребенка, при своевременной диагностике, ради чего и делается ежегодная проба Манту, из ста инфицированных детей, при своевременно проведенной химиопрофилактике, только у восьми в последующем возможно разовьется заболевание. И благодаря вот этой вакцинации в детском возрасте не встречаются или очень редко встречаются заболевания, которые приводили раньше к смерти.
По словам главного врача областного противотуберкулезного диспансера, в области с 2008 года идет абсолютно положительная тенденция по снижению уровня заболеваемости и распространенности туберкулёзом: по сравнению с 2012 годом он снизился на 3,5%.
– Самое важное, уменьшается показатель смертности, — подчеркивает врач. — В 2012 году он был 19,8 на 100 тысяч, по итогам 2013 года — 15,4 на 100 тысяч населения.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости