Новости – Люди












Люди
Камень преткновения

На лугах Конжаковского камня растут 14 редких видов растений, занесенных в Красную книгу. Фото: vk.com
Уникальный природный ландшафт Конжаковского камня могут уничтожить ради карьера
17 июня, 2015 10:24
12 мин
Одна из самых красивых гор Северного Урала и главная природная достопримечательность Свердловской области находится под угрозой исчезновения. Второй месяц рабочие компании «Дуниты Северного Урала» вырубают вековые леса и взрывают горные породы, чтобы проложить путь к месторождению дунитов и начать его разработку. На месте соединяющего Серебрянский и Конжаковский Камни Иовского плато, через которое проходит самая популярная туристическая тропа к высочайшей вершине региона, появится гигантский карьер. Местные активисты выступают против таких жертв ради промышленности. За сохранение уникального горного массива сражаются общественники и туристы, для которых гора была любимым местом отдыха на протяжении десятилетий. Хотя по закону гора не является природным памятником, и все попытки людей могут оказаться тщетными.
В настоящее время уральцы собирают подписи под петицией в Министерство природных ресурсов и экологии РФ. А в социальной сети ВКонтакте открылась группа «Спасти Конжак!», через которую активисты координируют свои действия.
Участники сообщества требуют остановить строительство карьера на Иовском плато Конжаковского массива. Обосновывая свой протест, они приводят несколько аргументов. Первый — строительство карьера и дорог к нему загрязнит реки, стекающие со склонов Конжаковского Камня и уничтожит водную экосистему этой территории, уже и без того пострадавшую от добычи природных ископаемых. Второй — гора имеет уникальное историческое и геологическое значение. Третий — на лугах Конжаковского камня произрастают 14 редких видов растений, занесенных в Красную книгу. В их числе и Золотой корень (Родиола Розовая).
– Иовское плато, на котором будет вестись добыча дунитов карьерным способом — это уникальный для региона ландшафтный памятник, — поясняет корреспонденту РП эколог Андрей Парамонов. — Здесь очень хрупкая экосистема, крайне уязвимая при малейшем вмешательстве. Горная тундра может погибнуть при любом нарушении мерзлотного режима или естественного течения почвенных вод. А это неизбежно случится не только при карьерной добыче минералов, но и при любом строительстве на этой территории. Гарантированно пострадают множество высокогорных видов растений. Практика показывает, что любые разработки месторождений выше уровня лесов имеют самые разрушительные последствия. А на Иовском плато добыча будет вестись на уровне 1 тыс. 100 метров над уровнем моря.
Отдельную угрозу экологии Конжаковского камня создаст даже не сама добыча дунитов, а то, что к месторождению будет проложена автомобильная дорога.
– Понимаете, Конжак сейчас — это территория сознательных туристов. Там нет случайных людей, которые наплевательски относятся к природе, — поясняет такую точку зрения корреспонденту РП один из защитников горного массива Денис Тимофеев. — Из-за того, что на эту гору можно подняться только с рюкзаком за плечами, ее еще не захватили орды любителей пикников у обочины, оставляющие после себя лишь горы мусора и уничтожающие все вокруг. Когда на Конжаковский камень можно будет преспокойно добраться на машине, все будет завалено пакетами и осколками бутылок после пьянок на природе.
Инициаторы сбора подписей требуют присвоить Конжаковскому Камню статус природного памятника и особо охраняемой природной территории, а после этого провести серьезный экономический и экологический анализ целесообразности добычи дунитов в этом районе. По их мнению, это спасет уникальный горный массив от уничтожения. Под петицией уже поставили свои подписи более 5,5 тыс. человек.
Региональное правительство заявляет, что охранный статус, даже если он будет присвоен, не спасет Конжаковский Камень от добычи дунитов. А само ведомство никоим образом не может защитить природный памятник от нависшей над ним угрозы ввиду недостатка полномочий.
– Лицензию на разработку месторождения дунитов компании «Дуниты Северного Урала» выдал Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу — Уралнедра, — пояснили корреспонденту РП в пресс-службе Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области. — Это территориальный орган межрегионального уровня, осуществляющий функции Федерального агентства по недропользованию на территории Уральского федерального округа. Лицензия выдана добывающему предприятию на законных основаниях. Теперь присваивать Конжаковскому камню статус особо охраняемой природной территории не имеет смысла — это не отменит разрешения на разработку дунитов, уже выданного Федерацией.
Почему же статус особо охраняемой природной территории не был присвоен Конжаковскому Камню до того, как была выдана лицензия? Региональное министерство утверждает, что начиная с 2004 года, ведомство неоднократно обращалось к руководству Карпинского городского округа с предложением присвоить уникальному природному памятнику охранный статус. Однако местная администрация посчитала, что разработка месторождения принесет муниципалитету серьезные бонусы, и раз за разом отвергала предложение. А без поддержки местной власти решить проблему было нельзя.
– Единственное, что мы теперь можем сделать — это следить за тем, чтобы все работы на Конжаковском Камне велись с соблюдением природоохранного законодательства и не навредили окружающей среде, — заявили в ведомстве.
Декларация на аренду месторождения оформлена компанией «Дуниты Северного Урала» на 49 лет. Все это время Конжаковский Камень будет систематически уничтожаться. Настолько ли ценны дуниты, чтобы ради их добычи пожертвовать одной из самых красивых гор Урала?
Утвержденные запасы Иовского месторождения дунитов составляют 140 млн тонн. При этом иовские дуниты на 95% состоят из минерала оливин, что делает месторождение уникальным не только по количеству, но и по качеству запасов. Это единственное месторождение оливина в России и второе в мире после норвежских.

По мнению защитников горы, освоение месторождения дунитов будет приносить выгоду лишь 50 лет, потом на этом месте останется лишь заброшенный карьер. Фото: vk.com
По мнению защитников горы, освоение месторождения дунитов будет приносить выгоду лишь 50 лет,
потом на этом месте останется лишь заброшенный карьер. Фото: vk.com
– Оливин используется в черной металлургии, в машиностроении, при производстве стекла, — поясняет корреспонденту РП генеральный директор ООО «Дуниты Северного Урала» Николай Кузьмин. — Из оливина изготавливают формовочные смеси для литья, огнеупорные кирпичи для сталелитейных и стекловаренных печей. Применение минерала в металлургии помогает решить проблему так называемого пригара — неровной поверхности при отливе, что позволяет поднять качество конечной продукции. А это, в свою очередь, дает возможность повысить конкурентоспособность российской металлургии на мировом рынке, где нас серьезно потеснил Китай. Кроме того, исследования показывают, что оливин обеспечивает низкую себестоимость производства магния, кремния, железоникелевого концентрата.
Иовское месторождение дунитов геологи обнаружили еще в советское время. Именно тогда была поставлена задача — найти на территории СССР оливин, монопольным поставщиком которого в мире являлась Норвегия. Помимо прикладного, это имело и социальное значение, поскольку норвежский оливин не использовался в промышленном производстве из-за высокой стоимости.
– Дело в том, что использование оливина позволяет избавить занятых в стекольном и металлургическом производстве литейщиков от такого крайне опасного профессионального заболевания как силикоз, — говорит Николай Кузьмин. — Оно возникает от длительного вдыхания пыли, содержащей диоксид кремния. Именно по этой причине во многих странах в литейном и пескоструйном производстве еще полвека назад заменили опасные для здоровья кварцевые пески на безопасный оливин. Поэтому так важно было отыскать отечественное месторождение оливина. И оно было найдено. Добывать оливин в советское время не начали только потому, что началась перестройка. Это совершенно безопасный минерал, который не нанесет ущерба экологии. Если пыль и мелкие фракции от взрывов и попадут в реки, то это не причинит вреда, потому что оливин является природным удобрением.
Появление предприятия по добыче дунитов, по словам Кзьмина, позволит создать не менее 400 рабочих мест в Краснотурьинском районе и даст дополнительные налоговые поступления в бюджет.
Кстати, и появление автомобильных дорог, ведущих на труднодоступную ранее вершину, господин Кузьмин считает не минусом, а плюсом. Так живописными ландшафтами смогут любоваться больше туристов, потому что им будет легче добираться на Конжаковский Камень. А если что-то случится, по тем же самым дорогам к ним прибудут спасатели или медики.
Уральцы не хотят слышать доводов директора ООО «Дуниты Северного Урала». Они уверены, что освоение месторождения автоматически означает уничтожение уникальной экологии и ландшафтов Конжаковского Камня. После этого Свердловская область потеряет свои позиции в плане внутреннего туризма, о необходимости развития которого сейчас так много говорится на разных уровнях. На сегодняшний день самая красивая гора Северного Урала — место паломничества отдыхающих из многих городов страны. А Иовский провал — неофициальная тренировочная площадка для альпинистов. Кроме того, здесь ежегодно проводится международный горный марафон «Конжак», на который съезжаются более тысячи экстремалов со всех концов света.
– Нельзя все измерять одними только деньгами, — говорит корреспонденту РП один из защитников горного массива Дмитрий Нарымов. — Кто может оценить, сколько стоит красота природы? Она бесценна. Этого могут не понимать лишь предельно циничные люди. Если говорить на их языке, то намного больше можно заработать, если не сносить гору ради дорогого минерала, а организовать на Конжаковском Камне природный парк со всей сопутствующей инфраструктурой — базами отдыха, курортами, кемпингами, кафе и гостиницами. А на деньги, заработанные на тысячах туристов, которых он будет привлекать, купить пресловутый оливин в Норвегии. Так мы и все производственные проблемы решим, и сохраним самую красивую году Северного Урала для наших детей. Если на месте гор мы оставим ямы, то сами в них постепенно и скатимся. Дуниты в итоге обойдутся нам слишком дорого.
По мнению защитников горы, освоение месторождения дунитов будет приносить выгоду всего 50 лет. Потом на этом месте останется лишь заброшенный карьер, который сведет к нулю туристические перспективы на многие столетия. Между тем деньги, вложенные в развитие туристической инфраструктуры на этой территории, будут работать на протяжении веков.
– Что же касается рабочих мест, то намного больше людей можно занять на обслуживании туристической инфраструктуры, чем на добыче дунитов, — уверен Дмитрий Нарымов. — А появление предприятий сферы обслуживания, ориентированных на туристов, даст не меньше налогов в бюджет. Поэтому даже с экономической точки зрение добыча дунитов — проект сомнительный. Хотя повторюсь, думать здесь нужно не о деньгах, а о сохранении нашего наследия.
Правоту общественников в вопросе высокого потенциала развития туризма на Конжаковском камне признают и региональные власти.
– Несмотря на то, что Конжаковский Камень попал в сферу интересов частных металлургических компаний, это важная для области гора, — заявил директор Департамента малого и среднего предпринимательства и туризма министерства экономики Свердловской области Александр Породнов. — Она должна развиваться как туристический и спортивный объект. Это необходимо для севера нашего региона. Правительство вынуждено лавировать между промышленниками и туристами в этом вопросе.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости