Новости – Люди












Люди
Места себе не находят

Месяц назад переселенцев встречали в Чите, а теперь они снова садятся в самолеты и улетают. Фото: официальный сайт ГУ МЧС России по Забайкальскому краю
Почему украинские переселенцы не хотят оставаться в Забайкалье
23 сентября, 2014 07:21
5 мин
Украинские переселенцы начали уезжать из Забайкалья. Как рассказала корреспонденту РП заместитель руководителя государственной службы занятости Забайкальского края Инна Щеглова, регион уже покинул 91 человек, еще 15 собираются это сделать. Таким образом, в крае остается 760 беженцев, тогда как по федеральной квоте в нашем регионе может быть размещено 1425 человек. Что не нравится украинцам в Забайкалье и куда они едут, выяснял корреспондент «Русской планеты».
– Сначала нас вывезли в Крым, а потом уже самолетом — в Забайкальский край, — рассказывает «Русской планете» Александр Забелин из Донецка, пока еще живущий в пункте временного размещения в городе Петровске-Забайкальском. — Спасибо забайкальцам, приняли нас просто замечательно. Я бы остался здесь, но зарплаты совсем маленькие предлагают. Специальностей у меня много: и электрик, и сантехник, и водитель, и слесарь — поэтому работы предлагали много, но по деньгам — 10 тысяч рублей максимум. Мы с ребятами собираемся в Иркутск. Нас 14 человек, холостяки все, нам проще переезжать. По интернету посмотрели: в Иркутске есть вакансии за 25 тысяч в месяц. Звонили, вроде бы готовы нас там взять на работу. Единственный вопрос у нас сейчас — это жилье. Зима впереди, и где там размещаться, пока не ясно. Возвращаться на Украину я не собираюсь, буду получать российское гражданство.
Как сказала нам Инна Щеглова, чаще всего переселенцам не нравятся забайкальский климат, уровень зарплаты и отсутствие благоустроенного жилья. Есть и еще одна причина: обманутые ожидания. Член Общественной палаты края Марина Савватеева встречалась с переселенцами в поселке Первомайском Шилкинского района. Как она рассказала нашему корреспонденту, приехавших людей дезинформировали.
– Первый вопрос, который нам задали беженцы, был такой: «Зачем нас обманули?» — говорит Марина Савватеева. — Приглашая в Забайкалье, им говорили о возможности заработать от 40 до 80 тысяч рублей. Однако в Шилкинской службе занятости, по словам беженцев, вакансий с оплатой больше 10 тысяч нет. В Первомайском среди беженцев много мужчин, которые рассчитывали получить работу в горнорудной отрасли, но и таких вакансий нет.
«Качество жизни в нашем регионе критически низкое. Речь не о краевой столице, а о селах — нищих, разваливающихся, пустеющих, — считает журналист, заместитель директора филиала ВГТРК «ГТРК Чита» Игорь Кунгуров. — Вспоминаю искреннее изумление девушки, вышедшей замуж за выпускника военного училища, которого распределили в Забайкалье. Она была удивлена тем, что мы топим печки углем и дровами, а не газом, как в ее кубанской станице. Не могла понять, зачем зимой замораживают молоко кругами, откуда берутся такие цены на фрукты. Вопросов множество. Это сейчас она уже привыкла и не считает наши будни чем-то неординарным. А свежий взгляд улавливает все. Поэтому нетрудно представить, какой шок пережили жители теплых и ухоженных краев, столкнувшись с нашей действительностью».
Заместитель министра труда и социальной защиты региона Александр Пакулов уже заявил, что правительство не будет оплачивать переезд беженцев. «Надо устроиться на работу, получить деньги, списаться с представителями принимающего региона и ехать», — пояснил он. Но при выезде из пунктов временного размещения край выплачивает подъемные: 5 тысяч рублей на взрослого и 10 тысяч рублей на ребенка. Содержание эмигрантов уже стало для и без того дефицитного бюджета значительной нагрузкой. По информации Минтруда, на организацию пунктов временного проживания было выделено 8 миллионов рублей. Краевое правительство обратилось в федеральный центр с просьбой оказать региону помощь в размере 5 миллионов. Однако в когда эти средства поступят, пока не известно.
Заместитель руководителя краевой службы занятости считает, что с отъездом беженцев регион ничего не теряет: ведь 70% приехавших украинцев остаются.
– Уезжают те, кто не хочет здесь жить и работать. Остальные остаются и восполняют трудовые ресурсы. Поэтому край ничего не теряет, — подчеркивает в разговоре с РП Инна Щеглова.
Некоторые жители края тоже убеждены, что если беженцев будет меньше, хуже не станет. Говорят, ничего личного, и жалуются больше на государство: просто выплаты украинским гражданам иногда превышают зарплаты забайкальцев. Глава Улетовского района Сергей Савин рассказал краевым депутатам, что школьники посчитали разницу между компенсациями и заработком своих родителей: «В 9 классе в Улетовской школе ребятишки сидят и рассуждают: “Моя мамка работает за 18 тысяч рублей, а этим 24 тысячи платят”».
– В газете прочитала, что в крае на одного беженца выделяют 20 с лишним тысяч рублей, а в других областях и по 35! У меня пенсия 10 тысяч, а дочка у соседки зарплату получает двенадцать. А ведь ей надо еще ребенка обуть, одеть. А цены постоянно растут. Мы понимаем, что люди бежали от войны, бросив все. Их жалко, конечно, но нас-то почему никто не жалеет? — говорит РП пенсионерка Людмила Чубарова.
Между тем, из Забайкальского края уезжают не только украинцы, но и коренное население. По данным Забайкалкрайстата, за первое полугодие 2014 года край покинули 2540 человек (в 2013 году — 8554 человека, в 2012 году — 7606 человек). Причины те же: низкие зарплаты, неразвитая инфраструктура, суровый климат, низкое качество жизни. Сейчас трудно прогнозировать, сколько из приехавших украинцев останется в Забайкальском крае к лету 2015 года. Не исключено, что предстоящая зима для жителей южных областей Украины, привыкших к более мягкому климату, окажется трудной.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости