Новости – Люди












Люди
Пока не сдвинутся камни

Фото: Анна Яблокова / "Русская планета"
Почему туристы отказываются от экскурсий в Плес
20 апреля, 2015 10:04
9 мин
Историк, владелец частного музея, плесянин Павел Травкин с наступлением весны начал бить тревогу: по его словам, в этом году из-за как никогда ужасного состояния основного туристического маршрута может сорваться сезон в главном туристическом городе Ивановской области — Плесе. Приезжие подворачивают ноги, с трудом карабкаясь по крутым и грязным склонам. Корреспондент РП отправилась посмотреть на состояние плесских улиц.
Асфальт сняли, плитку еще не положили
Дорога от Иванова до Плеса близка к идеальной: за ней тщательно следят, так как в волжском городе часто бывают первые лица государства и другие высокие гости. А вот в самом Плесе, большая часть которого расположена на склонах гор, дороги, еще выложенные старинными камнями, действительно оставляют желать лучшего.
Первое, что бросается в глаза, когда я спускаюсь от автостанции к Волге, — аккуратная оранжевая дорожная машина-«пылесос», медленно ползущая вдоль набережной. Но, чтобы пройти к набережной, приходится прыгать через ручьи и по жидкой грязи пересекать Торговую площадь. На фундаменте здания торговых рядов остались метки асфальта: еще летом площадь была полностью заасфальтирована. Рядом свалены в кучу остатки того самого покрытия, возле них — старичок в инвалидном кресле.
– Раньше здесь была каменка (здесь: каменная дорога — Примеч. РП.), которая часто попадала на полотна художников, потом — асфальт, — начал нашу экскурсию Павел Травкин. — Но осенью — надо же было догадаться! — его содрали, чтобы выложить площадь чужеродной городу-заповеднику каменной плиткой-брусчаткой, и бросили работу до весны. Грязная вода с гор во время дождей текла ручьями, люди проходили с трудом. Когда выпал снег, стало скользко. И это главная площадь туристического города! Наступила весна, в мае прибудут первые теплоходы, а работы до сих пор не продолжены.
Главные маршруты Плеса давно известны: туристов приглашают на Соборную гору, откуда открываются классические виды городка, затем по улице Спуск Соборной Горы и далее по Никольской они проходят мимо частных домов, музеев, небольших гостиниц и подходят к музею Левитана на набережной. На Спуске Соборной горы — полуразрушенная каменка, на Никольской улице — требующий ремонта асфальт. По словам Павла Николаевича, в таком состоянии улицы пребывают уже много лет.

Фото: Анна Яблокова / "Русская планета"
По дороге от набережной к Спуску Соборной Горы дорогу перекрыли: рядом строится частный дом.
– Грязища была жуткая, пришлось ругаться, недавно положили деревянный настил для пешеходов, — отмечает Травкин. — Соседняя улица, по которой предлагается объезд перекрытого участка пути, настолько узкая, что не везде два автомобиля разминутся. Новый мост через Шохонку, недавно открытый, нынешней зимой, пришлось буквально спасать от разрушения: возводить капониры. Тихая Шохонка весной превращается в мощный поток, бьет в опоры, смывает насыпь. Это не было учтено при строительстве. Не подумали и о том, что дождями на мост намывает грязь со склонов. Вот она, слоем на асфальте. А попробуйте пройти там, где положено пешеходам.
Я сворачиваю на обочину моста, где в грязи стоят лужи воды.
– Ну как? И это, заметьте, не только весной, но и летом.
Дальше каменная улица поднимается в крутую гору.
– Представляете, что здесь творится зимой, когда все обледенелое и не посыпанное? Местные жители караул кричали: они были отрезаны от внешнего мира. Для зимы многие уже изобрели свой способ хождения по наклонной улице: одной ногой ступаешь на тропинку, другой — в сугроб. Так шанс упасть гораздо меньше. Ну, а если склон обледенел, без риска для жизни не спустишься. По идее, здесь должны быть устроены перила. Я бывал в Европе, там на подобных участках всегда есть и лавочки, и поручни. О перилах местной власти говорим годами.
По словам Павла Николаевича, дорога под нашими ногами — настоящий исторический памятник. Она была выложена в 1910 году на средства купца-старовера Горбунова, плесского градоустроителя. Некоторое время назад под ней делали прокол, чтобы провести газ, уложили трубу, из-за чего покрытие местами провалилось.
– На одном из участков пробовали ее ремонтировать. Пригласили каких-то гастарбайтеров, которые не знают ни что такое каменка, ни технологию ее укладки. Они начали класть яйцеобразные камни острым концом вверх. Я спрашиваю, почему они так делают, а они отвечают, что ничего страшного, «камни потом перевернутся под ногами». Теперь ходить в летней обуви очень сложно. Ну, а зимой на этой горе были и несчастные случаи: люди поскальзывались, падали. Однажды в марте, когда был гололед, экскурсовод просил в моем музее хоть какую-нибудь палку для престарелого туриста, который не мог пройти без опоры. А через неделю от экскурсии по нескольким музеям, расположенным на опасных маршрутах, отказались сразу 4 группы. Это 120 человек, сколько денег они могли бы дополнительно оставить в Плесе! Надо понять главное: у города, кроме туризма, нет другой статьи экономики. Но у плесян бытует невеселая шутка: весь город живет туризмом, и только городское руководство об этом не догадывается.
Миллиарды на две недели
По словам Павла Травкина, развитие туризма в волжском городе началось с 1870 года. Когда в Кинешму проложили железную дорогу, промышленность Плеса замерла: фабриканты начали строить фабрики в Кинешме, а жить — здесь, в чистом и тихом городке. Московские и петербургские дачники это проведали и стали приезжать сюда. Когда в Плес в первый раз приехал Левитан, тут уже сдавали комнаты и целые этажи на выбор. Как сегодня где-нибудь на море.
– К концу советской эпохи в Плесе насчитывалось два десятка здравниц и баз отдыха, — продолжает Травкин. — За сезон только с теплоходов сходило на берег до полумиллиона туристов. Но о туризме как о статье экономики заговорили лишь в начале 2000-х. Первую программу развития Плеса как турцентра обсуждали всем городом, позже под нее выделили федеральные деньги — большие, миллиарды. Но как они тратятся! У нас, например, строят четвертый пляж. А купальный сезон знаете, сколько длится на Волге? Две недели. Именно столько времени проходит с того момента, когда вода достаточно прогревается, и до того, как она позеленеет.

Фото: Анна Яблокова / "Русская планета"
Спускаться по неровной, полуразрушенной каменной кладке действительно очень сложно. На спуск уходит, пожалуй, даже больше времени, чем на подъем в гору. Мы проходим на набережную, где идет строительство нового причала. Рабочие уже устанавливают перила, что-то пилят, рядом стоит подъемный кран.
– Успеют ли к началу навигации? Не знаю. Обидно, что деньги в наш город вкладываются огромные, а осваиваются не пойми как, идут не на то, на что нужно. Инфраструктура должна быть продумана — это главное. А это зависит, в первую очередь, от местных властей.
***
Как рассказала РП менеджер костромской туристической компании "Водолей" Марина Репина, действительно, одна из туристических групп компании отказалась от экскурсии по музеям, расположенным на возвышенностях Плеса.
– Дело в том, что в день экскурсии в Плес одна из девочек в составе группы сломала ногу, — говорит Марина. — Произошло это не в Плесе, а в Костроме. Но так как был гололед и наши экскурсанты хорошо знали, что в Плесе им придется карабкаться по обледенелому каменному склону, они, испугавшись похожих травм, приняли решение не посещать некоторые музеи волжского города.
По словам Марины Репиной, туристы очень любят бывать в Плесе и качество дорог их вполне устраивает. Единственное исключение — булыжная мостовая на склонах, по которой сложно пройти даже в сухую погоду, не говоря о дождливых или морозных днях.
– Выход — установка на склонах поручней, о них уже давно говорят, — подтверждает Репина слова Павла Травкина.
Менеджер добавляет: кроме плохих дорог, Плес страдает еще и от отсутствия недорогого общепита. Тургруппы приходится возить на обед в Приволжск, а там еда, по словам Репиной, не лучшего качества. Кроме того, в ресторанах обоих городов слишком неторопливое обслуживание.
Глава администрации Плеса Татьяна Бебина считает опасения Травкина насчет срыва туристического сезона напрасными.
– Да, определенные недостатки в инфраструктуре Плеса есть, — призналась она РП. Но тут же добавила: — Но Павел Николаевич нагнетает обстановку, на самом деле все не так страшно, как он говорит. Каждой весной с гор течет вода, которая, естественно, стекает по брусчатке, принося грязь и песок. От этого никуда не деться. Пока убирать улицы рано: не везде сошел снег. Вы не пробовали копнуть землю? Она пока насквозь проморожена. Переждите две недели — улицы будут убирать и специальная техника, и дворники. На перила, о которых он постоянно говорит, у местного бюджета нет денег: по смете на это уйдет около миллиона рублей. Но мы планируем поставить лавочки на спусках.
По словам Татьяны Николаевны, ремонт Торговой площади был приостановлен из-за резкого похолодания в октябре. Объект входит в одну из целевых федеральных программ. Как только земля оттает, ремонт продолжится: площадь будет выложена брусчаткой из натурального камня в виде плитки. Работы полностью согласованы с областным департаментом культуры. Строительство нового причала планируют полностью закончить к началу навигации — в первой половине мая.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости