Новости – Люди












Люди
«Рискуем, но работаем»

Фото: Екатерина Русилова
Почему смоляне идут в дружинники
7 марта, 2014 12:34
11 мин
После принятия областного закона «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Смоленской области» прошел почти год. По словам начальника УМВД РФ по Смоленской области генерал-майора полиции Михаила Сколкова, к концу марта на улицах Смоленской области должно появиться не менее 500 дружинников.
Корреспондент «РП» попыталась узнать, зачем смоляне идут в добровольные народные дружины (ДНД).
– Сейчас дружинники совместно с сотрудниками будут осуществлять охрану порядка именно на ледовой арене в районе ограждений, — рассказывает начальник охраны общественного порядка УМВД, майор Виталий Новицкий. — Если кто-то из граждан встанет и будет мешать окружающим, дружинники спокойно подойдут и попросят присесть и вести себя спокойно. Они следят, чтобы на арену никто не проходил с продуктами питания и напитками. Будут делать замечания гражданам, не знающим эти правила.
Расстановка постов из полицейских и прикрепленных к ним дружинников начинается за полтора часа до начала мероприятия. Пока дружинников мало. Новицкий объясняет, что они подойдут ближе к началу ледового шоу, потому что многие еще на работе или учебе. Замечаю в полупустом коридоре двух молодых людей с красными повязками. Это члены добровольного студенческого отряда на базе СКАФКСТ. Интересуюсь, как и почему они стали дружинниками.
– Мы с этого семестра только начали, — говорит командир дружины, студент 5 курса Дмитрий. — Попросило начальство, и я пошел в ДНД. Нам доплачивают еще одну стипендию всем — тоже есть смысл. Да и интересно так походить. Плюс, я думаю, если кто-то в милицию захочет идти после, — естественно, это зачтется.
Дружинников регулярно привлекают к охране общественного порядка в «Ледовом дворце». Периодически ходят в рейды с полицией. Спрашиваю, сталкивались с экстремальными ситуациями.
– Особо опасных случаев никаких не происходило, ничего экстремального. Всё спокойно. В основном просто стоим, — говорит Дмитрий.
Стоящую рядом девушку-дружинницу зовут Настя, она первокурсница. Говорит, что намеревается быть в ДНД еще три года, до окончания университета. Ей тоже интересно побыть в этой роли.
– А еще интересно, например, ледовое шоу прийти посмотреть, хоккей или какой-нибудь концерт, — говорит Настя. — Бесплатно, — стеснительно добавляет она.
Пока других дружинников не видно, Новицкий предлагает пообщаться с Владимиром Радкевичем, старшим лейтенантом полиции, сотрудником конвойной роты, специализирующейся на досмотровых мероприятиях. Тот постоянно работает с дружинниками.
– Досмотр является и первым и последним рубежом защиты, — старший лейтенант строг. — Поэтому досмотровым уделяется особый контроль, от нас зависит безопасность граждан. Дружинники помогают нам и досматривать, и делают замечания, если гражданин себя некорректно ведет или уже находится в состоянии алкогольного опьянения, а таких очень много. Если надо, члены ДНД спрашивают, как поступить в той или иной ситуации. Самовольно никто из них решений не принимает.
– А кому больше доверяет население: полиции или дружинникам?
– Полиции доверия больше, человек все-таки в форме, погонах. Но в последнее время народ как бы стал понимать дружинников и прислушиваться к их замечаниям, — говорит Радкевич.
Ирина Конева, подполковник полиции, заместитель начальника ОУУП и ПДН ОП № 3 УМВД России по Смоленску, говорит, что дружинники в повседневной жизни активно работают и с участковыми уполномоченными, и с инспекторами по делам несовершеннолетних.
– Это люди с активной гражданской и жизненной позицией, которым не безразлична судьба нашего города, состояние общественного порядка, то есть действительно люди заинтересованные, неравнодушные, — подчеркивает Конева.
Тем временем в холле «Ледового дворца» становится многолюдно. Появляются две женщины с красными повязками — Евгения, инженер контроля качества, и Елена, учитель истории. Они состоят в ДНД уже более 10 лет.
– Мне нравится это дело, — бойко начинает Евгения. — Я хочу, чтобы был порядок в городе. И как могу, так и помогаю. Это честно. Не кривя душой. Я здравомыслящий человек и понимаю, что работа в полиции лишена романтики. Я знаю ее грязные стороны. Вообще много времени свободного, дети выросли, почему бы нет. – Вот иду на мероприятие, стоят пятеро бомжей, пытаются взломать подвал, зайти в дом. Я тут же их быстренько разогнала.

Евгения считает, что работа в полиции лишена романтики. Фото: Екатерина Русилова
– И вам не страшно было? Вы отважная женщина.
– Нет, не отважная. Может, глупая, потому и не страшно, — смеется она.
– Притуплено немножко чувство самосохранения, — включается в разговор Елена. — Ходим одни по подъездам, подвалам, домам. Вот на меня однажды напала собака, хорошо длинная юбка была. Слава богу, до меня не добралась.
В прежние годы членам ДНД выдавали проездные билеты на общественный транспорт, теперь они получают в конце месяца компенсация за проезд — 1200 рублей. В месяц дружинники должны отдежурить 4-5 дней, но бывают и дополнительные вызовы на службу. А некоторые блюдут общественный порядок вместе с сотрудниками полиции каждый день. Помощник адвоката Артем как раз из таких:
– Когда начинал учиться еще, хотел законодательную базу подтянуть и оказать посильное содействие полиции. Ходил каждый день.
В ДНД он уже 9 лет. За это время сталкивался с разными случаями и выполнял разные задания: разносил письма и повестки, был понятым, при задержании дебоширов и наркоманов.
– Кто-то реагирует с недоверием, кто-то, наоборот, просто взывает о помощи. Пытались даже лицо набить… — рассказывает Артем. — Опасность есть, потому что разнося те же повестки по квартирам, можно встретиться с совершенно разными людьми. Рискуем, но работаем.
Собирающиеся зрители периодически подходят к дружинникам, уточняя какие-то вопросы. Время до шоу остается все меньше, дружинников все прибывает. Они оперативно узнают, к кому из полицейских прикреплены, и занимают свои позиции. До начала мероприятия успеваю поговорить еще с двумя: Еленой Бесединой, работающей контролером АТК 38 лет, и Денисом, врачом-терапевтом.
– Думаешь иной раз, что можешь кого-то и защитить, — говорит Елена.
– Не люблю преступность, распоясалась она. Надо помогать полиции, — подключается Денис. — Смоленск у нас пьющий город. Вот здесь, в «Ледовом дворце», публика у нас приличная. А вот если футбольный матч, там фанаты: и стулья ломают, и пьют, и чего только не делают…
Помолчав пару минут, добавляет:
– Мне нравится быть дружинником. Кроме всего, я вижу результаты своей деятельности.
Отслужив дружинником девять лет, Денис сталкивался с разными происшествиями и людьми. Но рассказывать не хочет. Ссылаясь на отсутствие времени, уходит выполнять свои обязанности.
А я провожаю к посту Елену. Она рассказывает, что в ДНД три года. За это время помогла задержать немало правонарушителей. Смеется, говорит, что ей везет на хулиганов.
– Просто получается так, что я в криминальном районе живу, это улицы Ломоносова и Шевченко. Вот иду однажды вечером с собачкой около озера. Смотрю, лежит кто-то. Подхожу и спрашиваю: молодой человек, помощь нужна? Он от меня как драпанул. А вижу, светильнички, фонари то есть, уже побиты. Пока за ним гналась, как сумасшедшая, он еще два побил. На бегу позвонила в полицию.
Часть дружинников и полицейских встречают запаздывающих зрителей. В опустевшем коридоре появляется начальник охраны Виталий Новицкий.
– Сколько дружинников сейчас в Смоленске?
– На данный момент всего около 200 дружинников, — отвечает Виталий. —Создан добровольный студенческий отряд на базе физакадемии — 40 человек, Московский университет права и управления, это на Колхозной площади, — 11 человек, на производственных объединениях: «Лаваш» — 45 человек, Полиграфкомбинат — 7 человек изъявили желание.
– Удастся к концу месяца увеличить количество до пятисот человек?
– Хотим увеличить до такого количества. Мы проводим рабочие встречи и в учебных заведениях, и на предприятиях. Сейчас ролик готовим: на больших видеоэкранах города скоро будет сюжет о вступлении в дружины. В планах еще организовать обучение для дружинников и решить вопрос финансирования вступающих уже сейчас в дружину добровольцев. И хочется, конечно, чтобы граждане оказывали нам содействие, — говорит Новицкий.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости