По состоянию на 9 июля 10:35
Заболевших707 301
За последние сутки6 509
Выздоровело 481 316
Умерло10 843
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

«Не делайте нам красивенько»

Почему долгожданный пикет против новой части аэропорта Иркутска прошел зря

Мария Чернова
13 марта, 2015 17:05
8 мин

Фото: Мария Чернова

В пятницу, 13 марта, в Иркутске наконец состоялся пикет против строительства новой взлетно-посадочной полосы аэропорта. Не в том месте и не в тот день, как планировали жители, но именно с таким итогом, как они ожидали. Их снова успокоили, что модернизация авиаузла не затронет их земли, а они снова не поверили.
Эта акция протеста должна была пройти еще 3 марта. Тогда организаторы заявили, что митинг перенесли из-за траурных мероприятий после убийства Бориса Немцова, однако обычные протестующие из числа жителей деревень Пивоварихи и Новолисихи признались РП, что даже не знали о выделенном на пикет времени и дате.
Протест против развития аэропорта Иркутска в сторону земель Ушаковского муниципалитета длится уже несколько месяцев: проект генплана жители уже бурно отвергали на публичных слушаниях в деревнях. Они боятся, что стройка затронет их территории и Мемориал жертвам политических репрессий. Власти заверяют, что стройплощадка займет только федеральную землю, принадлежащую НИИ сельского хозяйства.
13 марта в сквере Кирова, ближе к зданию Востсибугля, в назначенные 12 часов дня собрались около 40 протестующих с плакатами «Строить на костях — кощунство!», «Губернатор, умерь аппетит!», «Чиновники врут — люди негодуют!» и «Власть, ответь народу по-честному!». На наш вопрос, почему акция проходит так далеко от здания областной администрации — практически на другом конце сквера, митингующие посетовали, что от фасада их выгнали.
– Нам заявили, что акция согласована только на этом отдаленном пятачке. И что лучше нам поскорее убраться сюда, подобру-поздорову. Только что взашей не вытолкали, — пожаловался РП житель Пивоварихи Александр Смирнов. — Хотя я помню, в официальном релизе было написано, что митинг состоится у здания областной администрации. Видимо, время обеда подошло: они не хотят, чтобы мы губернатору лишний раз на глаза попадались.
На акцию протеста пришли жители Пивоварихи, Новолисихи, владельцы домов в поселках Горячий Ключ и Патроны, а также дачники из некоммерческого дачного товарищества «Миловиды».
– Нас тут только малая часть всех несогласных, — предупредила корреспондента РП жительница Новолисихи Наталья Зверева. — На лавочках еще старички сидят, которым выстоять все два часа трудно. Еще многие из моих земляков протестуют «дома». Они, конечно, против внезапных резервирований наших земель, но еще помнят советские времена: эти земли часто заселяли ссыльными. И боятся открыто выступать против власти.
Те, кто пришел, больше боятся других неприятностей. Одни опасаются, что, несмотря на заверения властей, их принудительно выселят, предложив другое жилье и застроив нынешние деревни и поселки в створе Байкальского и Голоустненского трактов. Другие не хотят жить вблизи аэропорта, под взлетающими самолетами.
– Даже если это будет просто промзона и дома наши не тронут, это ведь грубое нарушение прав местных жителей. Свою землю я, к примеру, покупала всего пять лет назад. Тогда о нынешней беде тут и слухи не ходили. Мы с мужем любовно обустраивали здесь свой дом. Все своими силами, потихоньку, в надежде на спокойную старость. И что мы сейчас получим — гудящий аэропорт под боком? Активную промзону? Мы за этим копили изо всех сил на переезд «поближе к природе»? Всем известно, что в 3-5 км от «взлеток» жить почти невозможно. Каждый второй рейс прилетает с неизрасходованным топливом, которое он после «вырабатывает», летая в округе аэропорта. Вот и получится, что вместо тихой старости среди деревьев мы получим дом, на который сверху разве что бензин не капает, — негодует Наталья Зверева. — Да и вообще страшно жить под самолетами. Особенно в Иркутске — городе, известном в стране как город падающих самолетов.
– Представьте, что завтра нам скажут: собирайся и переезжай. Куда? Ладно, я — на кладбище отправлюсь. А внуки мои? — спросила пикетчица из Пивоварихи Валентина Хороших.
Примерно в 12:30 к протестующим наконец вышли — главный архитектор города Алексей Буйнов и двое сопровождающих, которые представились сотрудниками «Иркутскгражданпроекта». И заявили, чтобы за мемориал жители не беспокоились.
– На этой земле никогда ничего не будет по причине 73-ФЗ (федерального закона «Об объектах культурного наследия» — Примеч. РП.). Это понятно? — провозгласил Буйнов митингующим.
Кто-то возразил: «Кости уже ворошили, когда продлевали взлетную полосу» (во время прошлого капремонта полосы в 1970-е гг., по словам жителей, строители часть могил мемориала «закатали в асфальт» — Примеч. РП.). Главный архитектор промолчал.
После этого, во время того же пикета, жители услышали, как вышедшие чиновники назвали их акцию «мышиной возней».
– Прямым текстом сказали: генплан будет так и так принят, митингами вы ничего не добьетесь, — не может успокоиться Наталья Зверева. — Честно говоря, чувствуешь себя последней букашкой. Сколько мы протестовали на публичных слушаниях — а у нас от Новолисихи там человек 200 высказались против — а в итоге читаю протокол слушаний, и там ни слова о несогласии местных жителей. Из документа выходит, что мы там все согласные на новую взлетную полосу. И как с этим бороться?
– Вы подавали возражения по итогам публичных слушаний?
– Нет, мы и не знали, что так надо делать. Думали, того, что протокол зафиксирует наше «против», будет достаточно. Знаете, мы даже не подумали о подтасовке.
А после окончания пикета администрация Иркутской области распространила пресс-релиз, в котором назвала акции протеста жителей притрактовых деревень и общественников «провокацией».
Как рассказывает одна из активисток, она уже встречалась с губернатором — 11 марта прорвалась на встречу Сергея Ерощенко с депутатами поселений Ушаковского муниципального образования.
– Как только я заикнулась о постройке новой взлетной полосы, губернатор буквально взорвался: «О какой ВПП вы рассуждаете? Мы сделаем только терминалы и еще подъезды к зданиям аэропорта. Все это для того, чтобы люди красивенько вышли из самолета!» Представляете?! Красивенько! — возмущается в беседе с РП председатель ревизионной комиссии социально-исторического фонда «Мемориал-Сибирь» Нина Вечер. — Он аргументировал нужность проекта расхожими вещами: что уже сегодня автобусы и машины в аэропорту некуда ставить и что к аэропорту не подобраться. «Чего вы переживаете за людей? — говорил. — Мы построим этим жителям поселки с канализациями и дорогами. Они красивей еще заживут!». От таких слов мне стало понятно: если он так о живых людях рассуждает, мертвых и вовсе не пожалеет.
И сразу же, по словам Нины Вечер, выступил директор ИРОО «Иркутский исторический Некрополь» Владимир Китаев. И предложил заняться «модернизацией» той самой братской могилы жертв репрессий.
– Тут же Китаеву губернатор поручил создать быстренько новый проект кладбища, пообещав, что «деньги на эту деятельность область запланирует», — говорит общественница.
Как рассказывают протестующие, за все время противостояния с властями они видели несколько вариантов генплана развития муниципалитета и слышали несколько разных обещаний. И теперь они не верят, что жить Пивовариха и Новолисиха будут лучше, чем раньше.
– Странное совпадение: еще в начале этого года губернатор заявил, что новую «взлетку» развернут (в другую сторону, не задевающую спорные земли — Примеч. РП.), а чуть погодя в генплане участок с кладбищем «забронировали» под транспортный узел. Даже я не так наивен, чтобы эти два события не сопоставить. Поэтому, когда нам обещают, что памятник не тронут, мы уже не верим. А переносить кладбище и делать нам «красивенько» не надо. Мы — против, — сказал РП один из участников протеста.
Проект обновления Иркутского авиаузла предусматривает строительство новой ВПП, терминала, логистического хаба и безвизовой зоны. Новый пассажирский терминал будет рассчитан на обслуживание 15 млн пассажиров в год. 
темы
8 мин