Новости – Люди












Люди
Кто болеет за биатлон

Эти дети продолжают заниматься в СДЮСШОР после пожара. Но многие состоявшиеся спортсмены думают из нее уходить. Фото: Вера Чеботарева
Почему из спортшколы на «Высокогорье» после пожара уходят воспитанники и тренеры
22 января, 2015 09:02
7 мин
18 декабря 2014 года произошел страшный пожар в читинской СДЮСШОР по биатлону. Деревянная постройка в комплексе «Высокогорье» сгорела дотла за полчаса. Теперь у воспитанников нет подходящей спортивной базы, погибла большая часть инвентаря.
Но воспитанники школы продолжают заниматься и готовиться к соревнованиям. В начале января они за свой счет поехали на межрегиональную «Рождественскую гонку» в Улан-Удэ, где винтовки им предоставили бурятские организаторы. И выиграли ее. Корреспондент «Русской планеты» увидела, как живет СДЮСШОР спустя месяц после пожара.
Она сгорела
– Вот так вот собираю по городу ребяток наших и привожу на место тренировки. А после таким же макаром развожу по домам, — говорит РП водитель школьного автобуса Алексей Злыгостев. — Ребята у нас молодцы! Не сдаются, так скажем. После пожарища и условия не те, и добираться сюда, в место нынешнего расположения школы, трудно. Сами видите, дорога какая: в гору, лес кругом, морозец крепкий. А все равно собираются и идут. На автобусе-то я их довезу до ворот базы, а там уже все: дорога закрыта, да и не проезжая она почти. Пешком им карабкаться по крутой горе до места занятий.
Действительно, путь до заснеженной трассы, где биатлонисты встают на лыжи, стреляют и бегают, неблизкий и, мягко говоря, неудобный. На крутую гору спортсмены, даже совсем маленькие, карабкаются по 40 минут с лыжами, экипировкой и горячим питьем.
– Обратно, конечно, полегче идти, — говорит девятилетний воспитанник СДЮСШОР Леша Малков. — Но все равно долго. Бывает, что и по полчаса идем. Да ладно долго, это же не страшно. Но к вечеру, после тренировки, темнеть уже начинает, тогда немного страшно становится. Темно и лес. Но нас старшие всегда провожают.

Тренировки проходят на той же лыжне, где дети занимались и до пожара. Правда, тогда база была рядом с лыжней и стрельбищем. Теперь же сама школа далеко.
– Сейчас мы переместились в старый корпус школы, который изначально под нее строился, — рассказывает РП заместитель директора СДЮСШОР по биатлону в Забайкальском крае Сергей Ковалев. — Давно уже здесь у нас был административный корпус, где располагалась бухгалтерия, кадры и прочая администрация. А теперь мы вынуждены ютиться все вместе, в одном здании.
Небольшая двухэтажка, в которой нет места даже под нормальную раздевалку, теперь отведена под общие нужды: здесь, по идее, должны переодеваться и разминаться 147 воспитанников.
– Это только по Чите у нас столько детей, а по краю гораздо больше, более пятисот человек! — рассказывает Сергей Ковалев. — Эти ребята приезжают на соревнования сюда. Им и остановиться где-то надо, и так же переодеваться перед тренировками. Что мы им можем сейчас предложить? Дать гостиницу для приезжих министр спорта отказался. Да и для своих-то, как выясняется, условия не особо собираются восстанавливать. Неудобно здесь переодеваться и в такую даль тащиться. И лыжи хранить тут где? Комнатушка проходная, маленькая.
Недалеко от сгоревшего здания школы уцелели гаражные боксы. Холодные и тесные. Там дети теперь и хранят лыжи и сменную одежду.
– Это наши ребята, которые много лет уже ходят, вместе с нами преодолевают эти трудности. А вновь пришедших мы, конечно, будем терять, — комментирует Ковалев. — Ни детей, ни их родителей это положение вещей мотивировать не будет — факт. Да и своим перспективным спортсменам что мы можем предложить теперь?
До пожара в арсенале школы насчитывалась 41 винтовка. Большинство из них, по словам Ковалева, давно отслужили свое и их оценочная стоимость на сегодня равна нулю, но часть оружия была вполне пригодна для занятий, с ним можно было участвовать в серьезных соревнованиях.
– А сегодня у нас на 147 человек 18 винтовок осталось. И только 12 годны, — объясняет замдиректора. — Приличная винтовка — не супер, а просто хорошая — будет стоить около 120 тыс. рублей. У каждого родителя, скажите мне, такая сумма найдется? Далеко нет. Да еще экипировка вся. У некоторых ребят хоть что-то уцелело, но у большинства все поглотил огонь.
Пострадали и личные вещи тренерского состава. Из фонда школы каждому наставнику выдали материальную помощь в размере 4 тыс. рублей. Больше денег у школы нет. Ковалев говорит, после пожара губернатор и региональный министр спорта обещали финансовую помощь. Но когда ее окажут, не сказали. Для восстановления здания и возмещения убытков сейчас нужно несколько миллионов рублей.
Отстрелялись?
– За несколько дней до пожара от нас ушел директор школы, Геннадий Иванович Ковалев, который руководил учреждением без малого 11 лет, — говорит РП тренер спортшколы, мастер спорта по биатлону Игорь Беломестнов. — Он умел как-то держать нас на плаву, выискивать возможности для поддержания школы, добивался участия ребят в соревнованиях на уровне страны, за рубежом. Сам сколько раз сопровождал детей! И я уверен, что в этой ужасной ситуации он сработал бы оперативно. На одном его авторитете мы бы могли подняться. Многие тянулись к нам, когда у руля был Геннадий Иванович. Но министр уволил его, как все мы уверены, по личным причинам, и теперь у нас новый руководитель, который еще даже не успел вникнуть во все наши нюансы. После ухода Геннадия Ивановича из школы уволились 15 человек. И после пожара — еще трое тренеров. Я, кстати, в их числе. Вот, сейчас приехал сюда за расчетом и чтоб забрать все свое.
Как рассказал корреспонденту РП замдиректора Сергей Ковалев, и уход директора, и пожар, и увольнение сильных наставников уже подорвали школьный резерв:
– От нас вот-вот уйдут наши надежды — перспективные биатлонисты, из которых мы сделали чемпионов России, призеров, мастеров спорта. Стремятся в Красноярск, где располагается Академия биатлона, кто-то надумал в новосибирскую школу высшего спортивного мастерства перебираться.
Один из самых успешных спортсменов школы Игорь Прощенко, чемпион мира по летнему биатлону 2013 года и обладатель всего золота на чемпионате России в 2014 году, также может оставить школу ради более заманчивых перспектив.
– У Игоря и удостоверение мастера сгорело, и оружие. Сейчас ему надо ехать в Новосибирск на чемпионат Сибирского федерального округа и на отбор на чемпионат мира в Белоруссию. А его не отпускают. Хотят в Улан-Удэ отправить детей тренировать, — рассказывает РП бывший директор школы Геннадий Ковалев. — Я его в свое время отстоял у его же родителей, которые хотели увезти парня в Ярославль и отдать в местную школу биатлона. Я столько времени потратил, убеждая отца оставить Игоря здесь. Я сумел убедить, через два года мы вырастили чемпиона, мастера спорта. А сейчас такая ситуация, что, скорее всего, он будет просто вынужден все-таки покинуть нас.
По словам Геннадия Ковалева, за будущее школы сердце болит как у него самого, так и у многих людей, заинтересованных в развитии биатлона в Забайкалье.
– Я хоть и обычный российский пенсионер по обстоятельствам сейчас, а рук не сложил. Недавно я встречался с председателем Законодательного собрания Забайкальского края Натальей Ждановой. Нами решено организовать попечительский совет, который она же и возглавит. Кто войдет в него, пока умолчу. Одно могу сказать: это будут люди влиятельные и неравнодушные. Вместе мы намерены оказывать солидную спонсорскую помощь школе, которая, на мой взгляд, катастрофически пострадала от пожара.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости