Новости – Люди












Люди
В туалет с зонтиком
Фото: Екатерина Вознесенская
Корреспондент «Русской планеты» выясняла, почему ивановские власти не торопятся расселять аварийные дома
17 февраля, 2014 13:16
7 мин
Чтобы «зачистить хвосты» по плану расселения аварийного жилья перед Минстроем, регионы идут на заведомое снижение данных аварийности. Ивановская область, попавшая в список должников, не исключение. Мотивация чиновников понятна: меньше аварийных домов — больше экономия бюджетных средств и лучше показатели жилищной политики в отчетах. Вот и в Иванове, как правило, предпочитают до последнего не сносить ветхие дома, а латать в них дыры.
На пути к популярному торговому центру «Текстиль-профи», где закупаются оптовики со всей Центральной России, тянется улица Сосновая. Раньше, когда на месте торгового центра находилась ткацкая фабрика «Красная Талка», эти дома предоставлялись работникам комбината. Типичные постройки здесь — двухэтажные деревянные бараки, один из которых особенно бросается в глаза. Бревна в доме № 12 прогнили насквозь так, что образовались щели.
Лидия Малкова. 86 лет, ветеран войны. В 1945 на санитарном поезде проехала до самого Берлина. В Иванове работала ткачихой. Вниманием властей не обделена: к 9 мая — письма президента и продуктовые наборы от депутатов. А на свои жилищные условия Малкова не привыкла жаловаться. Вспоминает ее 60-летняя дочь, инвалид второй группы Ольга Тырыкина:
– Мне было 15 лет, и уже тогда начались разговоры о сносе дома, в котором мы живем. Боюсь стены трогать, ткнешь пальцем — они сыплются. В коридоре вату все в щели совала, но птички выдергивают, беда. А у соседей кот через дыры в стенах ходил на улицу — Коперфильд!
Лидия Малкова в 2008 году перенесла инсульт. Долгое время не вставала. Примерно в это же время родственники вели активную переписку с ивановскими чиновниками.
– Боюсь я ходить во все эти инстанции, — говорит Ольга. — Да и ноги больные, в доме по полу очень дует, так что мы не ходили, а все писали куда-то, даже в Москву. Потом Кате — моей дочери — предложили 340 тысяч рублей, чтобы снять бабушку с ветеранской очереди на получение жилья. Мы так и сделали. Купили комнату в коммуналке, но мать тогда сказала, что помирать будет здесь.
Как выяснилось, вскоре бабушка поправилась , но коммуналка была уже продана, чтобы улучшить жилищные условия семье Кати.
Ванной в квартире нет. В туалете на полу бутыли с водой: вода зимой в трубах замерзает, несмотря на то, что многие из них поменяли.
– Три года назад к нам приходила комиссия, но решили, что дом еще послужит, — рассказывает Ольга. — Предложили капремонт. Поменяли крышу, окна. А раньше, верите, в туалет с зонтиком можно было ходить.
Ольга не теряет чувства юмора, ведь именно она во всем доме знает дорогу в ЖЭУ, остальные жильцы в этом отношении несведущи. В одной квартире накопился целый ворох неоплаченных платежек. Ольга говорит, что хозяев никогда не видела. В другой квартире наркоманку упекли за решетку — воровала из «Текстиль-профи». В третьей проживала 90-летняя старушка, которую соцзащита вынуждена была отправить в дом престарелых.
– Анна Николаевна руку сломала на нашем крыльце, — рассказывает Ольга, — перила качаются до сих пор. Когда трубы меняли, под крыльцом яму долго не засыпали, вот Николаевна и угодила в нее. Слышу — плачет. Я тогда вызвала скорую помощь, и больше соседку не видела.
У входа в дом № 10 встречаю жильца.
– Вы не из администрации? — поинтересовался слесарь Сергей Неняжетдинов, пришедший помочь пожилым женщинам. Когда узнал, что я представитель СМИ, охотно рассказал, как еще 5 лет назад приходила комиссия, признавшая, что дом № 12 имеет износ 80%:
– У нас ситуация лучше, потому что проживают молодые семьи, есть мужские руки, чтобы подлатать дыры, а 12-й дом — это просто трущоба, иначе не назовешь.
Позвонив в ЖЭУ № 2 по поводу этого дома, я услышала:
– Да его легче снести, чем отремонтировать!
Правда, потом диспетчер спохватилась и сказала, что начальника жилищного управления нет на месте. В течение дня получить комментарий от него так и не удалось.
В пресс-службе администрации г. Иванова «Русской планете» сообщили, что степень изношенности жилищного фонда в областном центре от 66% и выше имеет 81 многоквартирный дом. Районами областного центра, в которых расположено наибольшее количество домов с высоким показателем степени износа, являются Рабочий поселок, Меланжевый комбинат, Сортировка, Минеево и Ленинский путь.
В Иванове утверждена долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа Иваново, в 2013–2015 годах». В данную программу включено 14 домов по улицам 4-й, 6-й и 7-й Меланжевым, 1-й и 2-й Энергетическим, 20-й Линии, 10-му Проезду, 10-й Сосневской, Рабфаковской и Чайковского. Сосновая, 12 в программу не включена по причине того, что дом не признан аварийным.
Сам по себе факт высокого процента износа здания не является достаточным основанием для вывода о том, что здание аварийно, пояснил «Русской планете» руководитель управления ЖКХ администрации г. Иваново Евгений Бадигин. Процедура признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции предусмотрена Жилищным кодексом РФ и подробно описана в специальном циркуляре от 2006 года.
– Признание многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу относится к компетенции специально создаваемой межведомственной комиссии, а осуществление организационного обеспечения деятельности данного коллегиального органа возложено на управление ЖКХ муниципалитета, — рассказал чиновник. — Решение любого другого, кроме судебного, органа государственной или муниципальной власти по данному вопросу не является юридически обязательным.
Для рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным заявитель должен представить в комиссию документы, свидетельствующие о техническом состоянии жилого дома, уточнил Бадигин. После их изучения межведомственная комиссия может принять одно из решений, предусмотренных действующим законодательством.
На проведение экспертизы технического состояния дома в Иванове требуются средства в размере примерно от 20 тыс. рублей. Муниципалитеты, являющиеся собственниками большинства квартир в ветхих домах, экспертизу за бюджетный счет стараются не заказывать. Поэтому основная надежда — на собственников. Но в доме на Сосновой, 12 ее заказать некому.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости