Новости – Люди












Люди
«Продавали, продаем и продавать будем»

Фото: Марина Редькина
Почему алкоторговцы не свернут бизнес даже с очередным ужесточением законов
3 апреля, 2015 08:51
7 мин
С 1 апреля 461 точка по продаже спиртного в Амурской области должна была прекратить существование: все эти заведения расположены в переделанных квартирах, а там, согласно реформе, намеревались запретить алкоторговлю. Однако в середине марта местные законодатели отсрочили ужесточение правил до начала 2016 года. Причина — кризис и падение общих налоговых поступлений в бюджет. При этом у алкоторговцев уже есть достаточно ограничений для работы, с которыми многие из них давно должны были свернуть бизнес. Почему они все еще работают и что их ждет, когда закончатся экономические передряги, узнавала корреспондент «Русской планеты».
С резкими высказываниями и протестными акциями против торговли спиртным уже несколько лет выступают амурские борцы за трезвость. Подписанный в сентябре 2014 года «сухой закон» Амурской области — о запрете розничной продажи алкоголя до 11:00 и после 19:00 — должен был решить назревшую проблему. Активисты перестали собирать подписи о закрытии пивных магазинов в многоквартирных домах, а предприниматели приготовились к массовым проверкам и ликвидации бизнеса «за несоответствие».
Но все закусочные (именно этот тип заведений может торговать спиртным по вечерам, в отличие от магазинов) успешно продолжают работать. По словам владельцев «пивнушек», они слишком выгодные налогоплательщики, чтобы в кризис власти пилили сук, на котором сидят.
– У нас самое маленькое помещение из подобных, — рассказал в беседе с РП предприниматель Владимир Федотов (имя изменено по просьбе собеседника). — И то мы платим налогов по 300 тысяч в квартал. А таких, как мы, сотни, и суммы у них в разы больше. Кто же добровольно от этого откажется? Вы же знаете, наш бюджет трещит по швам, а так хоть с бизнеса получат копеечку.
– Данное предложение обусловлено сложившейся в регионе экономической ситуацией, — приводят официальное объяснение министра внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области Игоря Горевого местные СМИ. — Мы изучили статистику за январь-февраль 2015 года. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, оборот розничной торговли составил 97%, то есть произошло снижение на 3%. Что касается общественного питания. здесь снижение уже на 7%. Увеличение переходного периода даст время предпринимателям привести свой бизнес в соответствие с законодательством.
По признанию предпринимателей, с проверками на это самое соответствие к ним никто не заходит. Наведываются разве что участковые, да и те следят только, чтобы спиртное не продавали несовершеннолетним. Соответствие требованиям «сухого закона» проверяют только по индивидуальным жалобам. Да и то формально.
– Знаю, в «Баварию» недавно приходили с проверкой по жалобе, но никто ее не закрыл. То же с «Пивницей» в центре города. Там и протесты были, и жалобы регулярные на продажу после 23 часов. Но весь город знает, что они торгуют ночью. Уже создали себе репутацию для клиента. К ним все едут потоком, — делится наблюдениями предприниматель Федотов. — И ничего, работают. Пока сверху не дадут отмашку закрыть, никто пальцем не пошевелит. Мы, как и большинство, по ночам не торгуем. Хватает и дневной выручки. Документы на соответствие закусочной подготовили, но показывать их некому. Я звонил и в Роспотребнадзор, и в министерство «добрых дел» (внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства — Примеч. РП.). Там ничего толком не объясняют. Пустые беседы ни о чем.
В январе 2015 года вступил в силу другой пакет антиалкогольных реформ, с описанием норм ГОСТа для заведений общепита. Такие точки должны иметь площадь торговли не менее 50 м2, зону обслуживания минимум с шестью столами на 24 посадочных места и собственное производство продуктов. Последнее требование особенно насторожило бизнесменов.
– Многие установили у себя портативные станции с сосисками-гриль. Они занимают меньше всего места, но никто не усомнится, что это своеобразное производство, — делится ухищрениями коллег собеседник РП. — У нас номинально, по документам, производство тоже имеется, мы оформили на себя часть соседнего бара с кухней. Но по факту, опять же, никто этого так и не проверил.
Сложнее приходится кафе и ресторанам, продающим крепкие алкогольные напитки. На данный вид деятельности необходима лицензия. Выдает ее все то же областное министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства. По этим же нормам «сухого» закона Амурской области от 25.09.2014 г. № 403–ОЗ.
– Бесплатные консультации они не дают, но если заказывать официальную экспертизу — объясняют тонкости, — жалуется Александра Порфилова (имя изменено), которая уже месяц пытается продлить лицензию на продажу алкоголя в своем ресторанчике. — По новым правилам, помимо производства необходимо меню, расписание работы кухни, штатный повар, ТУ на каждый товар. Но у нас и в солидных ресторанах такого нет, а у меня в заведении всего лишь барная стойка и продажа купленных у поставщиков товаров.
Но и из этой ситуации продавцы алкоголя нашли выход, переквалифицировавшись в «полочников». Если лицензию получить не удается, а крепкий алкоголь в заведении продавать хочется, предприимчивые граждане заключают договор с крупными торговцами спиртным.
– Солидная фирма с лицензией якобы открывает новую точку у вас в заведении, а на деле просто арендует одну полку под товар. Таким образом можно легально продавать водку и не заморачиваться с выполнением требований закона, — объясняет схему работы «полочников» Порфилова. — Придется, видимо, идти на эти меры, если в получении собственной лицензии мне откажут. К слову, в министерстве мне уже намекнули, что сначала года выдали всего пару разрешений.
Отсрочку закрытия алкомаркетов в жилых домах приняли за 10 дней до вступления в силу новых правил. По логике властей, этот пункт антиалкогольного закона отсрочили, чтобы предприниматели успели подыскать иные места для торговли. Но переносить прибыльные точки сбыта алкоголя со своих мест никто не торопится.
– У меня два пивных магазина, оба в квартирах, переоборудованных в нежилое помещение, — рассказывает РП предприниматель Андрей Кара (имя изменено). — Один открывал еще как бар, там немного сложнее соблюсти все условия. Другой появился в начале года, уже как закусочная. Видимость производства нигде не создавал. Есть посадочные места, туалеты для клиентов и сотрудников, квадратура тоже соблюдена. Приходила проверка из администрации, но претензий ко мне не было. То, что нас заставляют соответствовать предприятию общественного питания, в корне неправильно. Да, я продаю пирожки-беляши, комплексные обеды, но сам их не произвожу. Думаю, этого вполне достаточно. К 2016 году закрываться не собираюсь. Продавали, продаем и продавать будем. Пока конкретно не придут и не скажут: «Сворачивай бизнес». Новых мест вне жилых домов искать не собираюсь, пойду лучше на паперть с кепкой сидеть, чем под их нормы подстраиваться. Но что-то мне подсказывает, что совсем отказываться от продажи алкоголя у нас в области не станут. Проще приходить периодически штрафовать за мелкие недочеты и пополнять казну, чем разом лишиться таких поступлений.
Ежемесячно налоговые сборы приносят бюджету области около 1,2 млрд рублей. В их числе и акцизы на алкоголь, уплата по которым выросла на 79% в сравнении с прошлым годом.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости