Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Родители тоже перестали читать»

Почему 25% забайкальских школьников написали пробные выпускные сочинения на двойки

Владимир Лактанов
2 мин

Заслуженный учитель России Валентина Путинцева. Фото: Матвей Журбин

20 ноября российские школьники написали пробное сочинение для допуска к государственной итоговой аттестации. По итогам этого экзамена примерно четверть забайкальских одиннадцатиклассников не смогли получить зачет. Почему это случилось, корреспонденту РП рассказала учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ Валентина Путинцева.
– Темы для сочинений были предложены такие: счастье и драма в любви; опыт, который дает война; природа; взаимоотношения между детьми и родителями. Все тематические направления были известны, и дети могли к ним подготовиться, — рассказывает Валентина Путинцева. — Времени в этом году было достаточно, чтобы определиться, по какому направлению писать сочинение, и отобрать нужные произведения.
Но проблема в том, что у многих ребят очень маленький читательский опыт. Поэтому они затрудняются в поисках нужных произведений. Из-за этого уровень сочинений оказался очень низким. Они обращаются к таким произведениям, как «Четвертая высота», «Сын полка» и рассказам, которые читали в 5–6 классах. А вот к произведениям программы 10–11 классов обращаются значительно реже. Это настораживает. Получается, дети плохо их знают и не умеют анализировать.
В старших классах на литературу, на этот громадный пласт культуры, отводится 3 часа в неделю. Учителя в этой ситуации жалко. Еще работа над произведением не завершена, оно еще не осознано ребенком, а время уже поджимает, надо переходить к следующему. И ребята не успевают, потому что произведения огромные. Мы говорим: «Летом надо было прочитать». Ну прочитал он летом одну книгу. К осени уже забыл, о чем там. Вот сейчас разбираем «Преступление и наказание». Эту книгу они читали летом, а сейчас приходят и говорят: «А я ничего не понял». Или: «Я забыл», «Я никак не могу разобраться». Поэтому ребята боятся подступать к этим большим классическим произведениям и ищут выход в книгах, которые запомнились еще с начальной школы. Ведь там они больше читали, больше работали над произведением. Таким подходом мы «отбили» детей от чтения. И в этом первая причина того, что столько у нас незачтенных сочинений.
Вторая причина: ребята не владеют навыками анализа. Например, разобрать изобразительно-выразительные средства — это сколько надо уроков? А у учителя нет на это времени. Он только дает посыл, а к чему этот посыл приведет? Один будет работать, а другой нет. И все: не понял, не выучил, не знает, как это делать. И так со всеми остальными методами анализа: определить стиль произведения, дать характеристику героям, найти художественные детали, отметить особенности композиции в произведении. Это очень большой литературоведческий материал, а школе не дано времени работать над ним. Мы его даем мимоходом. Конечно, это не снимает с нас ответственности, но за неимением времени мы пытаемся это потом догонять. Поэтому ребятам приходится трудно.
Третья причина — невладение речевой практикой. Ни устной, ни письменной. Почему? Потому что тестовые задания на всех уроках. Когда-то мы все занимались речью. У нас были единые требования к проведению уроков. На всех гуманитарных предметах мы говорили. Учили детей монологической речи. А сейчас к чему мы пришли? Тесты не дают возможности овладеть речевой практикой. В результате дети не могут найти нужных слов. Они путают их лексическое значение, не знают, куда их правильно «привязать». Как итог — в сочинениях очень, очень большое количество речевых и грамматических ошибок. Потому что здесь надо обладать знаниями по каждому разделу русской лингвистики. Необходимо понимать и фонетические, и морфемные, и словообразовательные, и лексические, и морфологические, и синтаксические литературные нормы. Конечно, это все изучается и ребята сдают экзамен за курс основной школы в 9 классе. Но многие это не усваивают. Поэтому все речеведческие понятия должны повторяться и отрабатываться в 10–11 классах.
Еще один важный момент — это стилистика речи. Тут очень много ошибок. Начинают в одном стиле писать, потом перескакивают на другой. Наложение разных стилей тоже уводит ребенка от хорошего результата.
С другой стороны, сейчас мы учим детей писать сочинения самостоятельно, без большого вспомогательного материала. Это трудные шаги. Потому что вот это нечитающее поколение, по сути, осваивает все заново. И среди сочинений есть очень много хороших работ. Читаешь и радуешься, что в 11 классе он действительно осознал мировоззренческую, философскую, эстетическую сторону произведения.
Поколение, которое перестало читать, появилось лет 15 назад. До этого и книг в семьях было больше, и читали много, а сейчас спрашиваешь про домашние библиотеки — у многих их просто нет. Проблема в том, что и родители перестали читать. Дети не видят образца для подражания. Современные средства — компьютеры, планшеты — вытесняют книгу, отвлекают от чтения. А чтение — это изобретение человечества на века. Никто лучше не придумал и не придумает. На уроке нормально пользоваться планшетным компьютером невозможно. Как работать над художественными изобразительно-выразительными средствами текста? Это же надо постоянно листать, читать, отмечать. Те, кто с книгами, уже ушли дальше, а дети с планшетами отвлекаются, не могут найти нужный фрагмент.
Однако не все так мрачно. Учителя ведь тоже учатся. Начинают понимать, как надо готовить ребят к этим экзаменам. Если на пробном сочинении 20 ноября было много незачтенных работ, то итоговое (3 декабря) написали уже лучше. Появились хорошие сочинения, и в целом поставили меньше двоек. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин