Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС

Педагогика свободы

Как воспитывают детей в лучшем в России детском саду
Полина Виноградова
25 марта, 2016 10:32
8 мин
Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования подвел итоги интеллектуально-творческого сезона 2015 года, в котором приняли участие 1 тыс. 200 образовательных учреждений со всей страны, и составил рейтинг лучших детских садов. За уровень профессионального мастерства педагогического коллектива золотую медаль получил Красноярский детский сад №71 «Птица счастья». «Русская планета» побывала там и увидела, как воспитателям удалось превратить в пример для подражания обычный муниципальный детский сад.
С Санкт-Петербургским центром дополнительного профессионального образования и всероссийским образовательным проектом RAZVITUM педагоги детсада «Птица счастья» сотрудничают уже три года. Раз в квартал они получают новые задания по одному из двух конкурсов. Первый — это пластилиновый конкурс «Уши, ноги и хвосты». Чтобы принять в нем участие, ребенок может вылепить веселое животное не только из пластилина, но и из глины или теста, украсить композицию с помощью любых подручных материалов. А может нарисовать целый сюжет на листе бумаги, дополнив его яркими фигурками героев.
Второй конкурс, «Ангел вдохновения», рассчитан на детей, которые больше любят не лепить, а рисовать — неважно чем, карандашом или акварелью, мелками или тушью.
Фото: Андрей Пронин/ТАСС
Фото: Андрей Пронин/ТАСС
– Дети в нашем детсаду любят гуашь: им нравится, что можно смешивать краски, что рисунок получается очень ярким и выразительным, — рассказывает корреспонденту РП Жанна Щеголева, старший воспитатель МБДОУ детский сад №71 Красноярска. — Сейчас мы с ними работаем над новой темой конкурса — «Заповедный край». Решили, что все работы будут посвящены одному из знаковых мест Красноярского края — заповеднику «Столбы».
К каждой новой теме педагоги начинают готовиться заранее. В этот раз они поговорили с родителями и попросили их в выходные сводить детей на «Столбы». После этого организовали в детсаду выставку из фотоотчетов о маленьком путешествии. А самим малышам предложили поделиться впечатлениями, рассказать друзьям, что они увидели и узнали. Теперь у каждого ребенка, принимающего участие в конкурсе, сложилось свое представление о заповеднике, которое он попробует перенести на бумагу.
– Я смотрю, как увлеченно они рисуют, и вижу, насколько эмоциональными получаются работы. Каждая тень, каждая черточка прорисованы! — говорит Жанна Щеголева. — Становится понятно, что они по-настоящему увидели и почувствовали красоту этих гор. И это главный плюс от участия в подобных конкурсах. Помню, как однажды мы лепили из пластилина работы для конкурса «Уши, ноги и хвосты». Нужно было не просто вылепить какую-нибудь кошечку с мячиком, а найти интересных животных из книжки. Так вы бы видели, с каким интересом дети листали эти книжки, искали нужные сюжеты! Как они хотели передать свои идеи! Это важнее любых грамот и медалей. Ведь когда мы начинали посылать работы наших детей в Санкт-Петербург, мы вовсе не стремились к победе, нам было просто интересно принять участие во всероссийском проекте.
По итогам 2014 года красноярский детсад уже был включен Санкт-Петербургским центром дополнительного профессионального образования в список 30 лучших детских дошкольных учреждений страны. Золотая медаль по итогам 2015 года стала второй крупной победой. А дипломов, грамот и сертификатов за интересные творческие работы и сами детсадовцы, и их воспитатели, получили уже десятки.
– Каждый раз, когда мы отправляем работы в Санкт-Петербург, дети вместе с нами переживают, волнуются, ждут результатов, обсуждают отправленные работы, — улыбается Жанна Щеголева. — А когда получают дипломы, то очень гордятся своей победой и радуются за других ребят. Мы каждый раз проводим торжественные церемонии вручения, поздравляем всем коллективом. И дети понимают, что они не просто какие-нибудь конфеты на самодельном состязании выиграли, а стали победителями соревнований всероссийского уровня, заслужили важный документ. Эта детская гордость за свои достижения — прекрасный стимул, чтобы продолжать работать, добиваться еще больших результатов. И, разумеется, для нас, воспитателей, не менее важна и поддержка родителей.
Все дети из «Птицы счастья» лепят и рисуют с огромным удовольствием. А воспитатели говорят, что строго следят за соблюдением единственного принципа — никогда ни к чему не принуждать детей. Нет желания, нет вдохновения — значит, лучше подождать, пока они появятся. Все равно ничего не получится, если работать из-под палки.
Основная цель детсадовских воспитателей — пробудить интерес к художественному творчеству, а не научить детей основам техники правильной лепки или рисования. Да вряд ли они и смогли бы это сделать: ведь ни одного профессионала с художественным образованием среди них нет. Есть только обычные школьные учителя, решившие стать воспитателями. Так, Жанна Щеголева по первому диплому, полученному в Красноярском педагогическом колледже, — педагог начальных классов. По второму, выданному Красноярским педагогическим университетом — педагог-психолог.
– Да мы все здесь тонкие психологи! — смеется Жанна. — Ведь мы работаем с детьми, а один только выбор красок может очень многое рассказать о ребенке, о том, как ему живется. И по тому, какие цвета выбирают дети, я вижу, что все у них хорошо. Хмурых работ, в темных тонах, просто нет. Наверное, такая у нас в детсаду атмосфера, что у всех хорошее настроение. С плохим настроением ведь ничего не получится. Если творить — то всей душой. Есть в ней огонек — и краски будут яркими. Понимаете, детей нельзя обмануть, они такие непосредственные, что сразу все видят. Они видят, что нам с ними интересно работать, и сами не обманывают наших ожиданий.
Родители детей, которые ходят в детсад №71, уже начали понимать, что им повезло.
– Вот честно скажу: мы решили отдать сына в этот детский сад просто потому, что он новый, открылся всего три года назад, расположен недалеко от дома, — признается Андрей Гаврилов, отец пятилетнего Сергея. — Еще нам, конечно, очень понравилось, что есть бассейн, хороший спортзал. А потом выяснилось, что все это не главное. Этот детсад целиком держится на энтузиазме воспитателей, у которых почти у всех, кстати, высшее образование. Я вообще не понимаю, как они могут столько работать при такой зарплате! У них постоянно — то конкурсы, то соревнования, то какие-то мероприятия. Нашему Сережке больше всего понравился шашечный турнир, например. И еще он был в полном восторге, когда они на Новый год делали креативные елки из всего подряд. А дочка наших друзей просто обожает кружок «Золотая нить», где вышивают и шьют. Нам же с женой больше всего нравится, что сын просыпается и идет в детсад с охотой, его не надо уговаривать. Наоборот, в выходные начинает капризничать, спрашивать: «Когда уже снова в садик пойдем?» Огромное спасибо за это воспитателям. Это святые люди.
В других муниципальных и частных детских садах Красноярска рады достижениям коллег и признают, что им есть, чему у них поучиться. Как заявил руководитель главного управления образования Алексей Лапков, сейчас во всех городских детсадах учатся ценить, а не оценивать детей. По его мнению, дошкольное образование должно поддерживать точку зрения на ребенка, как на «человека играющего». Авторитаризма и строгих рамок быть не может. Диктующая педагогика должна быть полностью изжита, ее заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы. 
Поделиться
ТЕГИ
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ