Новости – Общество
Общество
«Не бывает бездарных детей»
Фото: Артем Геодакян/ ТАСС
Педагог из Омска — о том, как уберечь ребенка от травли в школе, пережить ЕГЭ и привить любовь к культуре
22 октября, 2015 14:35
14 мин
В Москве 19 октября состоялась первая международная конференция «Эволюция оценки качества образования», инициатором которой выступила Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Представители профильных организаций и ведомств из России, Белоруссии, Испании, Китая, Турции, Франции, Швейцарии и Южной Кореи отметили успехи современной системы ЕГЭ. «Для ведомства сегодня важны не столько результаты, сколько эффективность и прозрачность оценочных процедур», — отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
Об особенностях проведения ЕГЭ в Омске, взаимосвязи семьи и школы и разрешении подростковых конфликтов корреспондент «Русской планеты» поговорила с Еленой Ильиной, одним из ведущих учителей математики в регионе со стажем в 35 лет.
– Елена Александровна, как вы относитесь к предложению ввести ЕГЭ для учителей? Инициаторы считают, что традиционная аттестация педагогов формальна, ее нужно превратить в сдачу экзамена с вопросами по профильному предмету, а результаты размещать в открытом доступе.
– Если педагог — профессионал, то ему бояться нечего. Есть все шансы побывать «в шкуре» ребенка, сдающего экзамен, о нужности которого учительское сообщество все копья поломало. Другое дело, как именно все будет происходить. Только давайте будем справедливы и устроим ЕГЭ и для представителей других профессий, от компетентности которых жизнь человека зависит не меньше, чем от профессионализма учителя.
– Жизнь зависит в буквальном смысле?
– Иногда и в буквальном, за волной детских суицидов следят представители самых разных органов, проблема стала глобальной. Педагог способен на многое. Даже в корне изменить жизнь ученика, потому что в некоторых случаях он заменяет родителя, замотанного своими взрослыми проблемами. Мне очень претит мнение ряда педагогов, которые говорят, что школа должна лишь дать ребенку знания по предмету, а воспитание — целиком прерогатива семьи. Мы должны работать в непрерывной связке. Вот сейчас пришло в голову, что и родителям неплохо было бы сдавать что-то вроде ЕГЭ на эдакую пригодность (улыбается).
– Вы говорите, что учили детей своих учеников, то есть видели несколько поколений школьников. Дети меняются. А учителя?
– Конечно, меняются, и с этим связано множество факторов, всем известных. Но детей, как и прежде, обмануть очень сложно. Это остается неизменным. Они улавливают все эмоции на более тонком уровне, чем взрослые. Если учитель улыбается, применяет различные психологические техники, которые прекрасно работают с родителями, но при этом не транслирует ребенку искренность и заинтересованность, — то ничего не получится. Педагог проявляет себя не в разовых поступках, а в бесконечной рутине, это самое сложное — изо дня в день выслушивать, хвалить, ругать, следить за успеваемостью, купировать конфликты. Дети простят вам ошибку, вспышку гнева, наказание, но несправедливости и унижения не забудут никогда. Как бы хорошо учитель ни знал материал, как бы искусно ни объяснял, если он лишен терпения, любви к детям, мастером он не станет. Так было и есть.
– Раз мы заговорили о «профпригодности» семьи, что бы вы посоветовали родителями, обеспокоенными тем, что ребенок стал объектом травли? Я сейчас не говорю о том, что должен делать учитель. Чем может помочь родитель, чтобы конфликт не стал критическим?
– Мы бесконечно заняты и делаем все, чтобы наш ребенок был сыт и одет. Как бы банально это ни прозвучало, с ребенком нужно, прежде всего, разговаривать. Знать, куда он идет и с кем дружит. Знать расстановку сил в коллективе: лидеров, лузеров — ненавижу это слово, но, увы, это достаточно емкое понятие. Держать руку на пульсе, вовремя подставить плечо, остановить или, напротив, подтолкнуть. Если вашего ребенка травят, если он приходит домой несчастным — разберитесь, расспросите.
Перейду к конкретным рекомендациям, которые педагогам известны, ничего нового я не открою. Первое — повысьте ребенку статус. Присмотритесь, во что он одет, какая у него прическа, как он вообще выглядит со стороны. Я не призываю покупать дорогие вещи и гаджеты, нет. Просто у подростков, в силу гормональных изменений, очень быстро пачкаются волосы, появляются прыщи, неприятный запах. Отведите дочь к косметологу и хорошему парикмахеру, снова и снова напоминайте о гигиене. Купите хороший дезодорант, следите за чистотой одежды. Почти в каждом классе есть дети, которых необходимо причесать и отмыть, это просто дикость. Не надо одежды из фирменных бутиков, но уж приличный гардероб обеспечьте. Чаще вспоминайте себя в детстве.
– А как же мнение, что подросток должен сам о себе заботиться, сам следить за своей одеждой? Я читала мнение психологов, что если ребенок не хочет гладить свою одежду или мыть голову — пусть идет мятый и грязный. Вот когда над ним сверстники посмеются — тогда он задумается.
– Так мы говорим с вами о том случае, когда вы хотите ребенку помочь, когда вы видите, что ребенок непопулярен, мягко говоря. Если вам все равно — что ж, пустите все на самотек, авось и выплывет. А если нет? А если доплывет до дурной компании? Если вы успеете перехватить ситуацию, то вытащить сына или дочь из ямы травли вполне реально.
Продолжим. Если педагог задумал интересное мероприятие, допустим, совместный поход, двухдневный выезд на природу, сделайте все, чтобы ребенок на него попал. Да, это нынче дорого, да, боязно. Если вы доверяете педагогу, то найдите деньги и организуйте ребенку эту поездку. Дети вне учебного процесса раскрываются совершенно по-другому, ваш Петя или ваша Таня смогут проявить себя и уйти с позиции лузера. Повторюсь, мы с вами работаем в связке и пытаемся вытащить Петю. Учитель уж найдет способ продемонстрировать, что Петя гениально ходит на лыжах, а Таня умеет мастерски гадать на картах. В классе это сделать очень трудно. Детям нужны общие воспоминания, причем позитивные обязательно! Если Петя продемонстрировал, что он мастер шахмат, то класс этого не забудет.
– А если Петя ничего такого делать не умеет?
– А это ваш промах, личный. Не бывает бездарных детей, у каждого есть своя искра, важно ее заметить и дать ей разгореться. Это может быть спорт, вокал, танцы, шахматы. Нет? Отдайте ребенка на курсы скорочтения, это очень интересно, полезно и статусно, если уж мы об этом говорим. Скачайте из интернета техники оригами, плетения. Научите девочку плести косички замысловатые, к ней очередь будет стоять! Да, это требует времени и сил, но что может быть важнее семьи? Поймите, если вы не возьмете ситуацию в свои руки, когда ребенку 9–10 лет, если не исправите положение, будет поздно. Бейтесь за него, кому он еще нужен? Ребенок должен чувствовать самый крепкий тыл, знать, что за его спиной есть реальная сила.
Мне неприятно об этом говорить, но как много идет из семьи. Если родители, работающие на износ, привыкли расслабляться в пятницу всем известным способом, потом в субботу у них голова болит, а в воскресенье требуется переделать кучу домашних дел, то о каком тыле и личном примере мы рассуждаем? О каком статусе? Поставьте себе жирный минус и не говорите: «Ах, гадкая школа, гадкие учителя».
Фото: Андрей Пронин/ Интерпресс/ ТАСС
– Какими конкретно словами начать разговор с подростком, который вдруг превратился в колючего ежа и твердит «отстаньте от меня»?
– Повторюсь: вначале посмотрите на себя. Можно ли вам доверять? Вы бы сами себе доверились? Нужно честно это выяснить. Скажите: «Сынок, тебе просто кажется, что у тебя неразрешимые проблемы. Это нормально, это проходят все. Я взрослый человек, я через это прошла и смогу помочь тебе. У меня ближе тебя никого нет, обещаю, что не буду кричать и занудствовать, а помогу». Если ответная реакция вас не устроила, скажите: «Ладно, ты мне не доверяешь. Тогда приведи чужой пример, а я скажу, как бы я помогла в данном случае». И уж, давайте, помогайте. Если ситуация с примером тупиковая — а подростки великие мастера ставить взрослых в тупик, — честно признайтесь, что ваших знаний не хватает. Скажите: «Да, сложно. Ладно, я не специалист, но, значит, я организую этих специалистов, найду самых лучших и все равно смогу помочь!». Скажите: «У меня были похожие проблемы, как же я мучилась!». Транслируйте свое понимание и причастность.
– Психологи говорят, что дети сейчас находятся в состоянии постоянного стресса. Нагрузки, переизбыток информации, социальное неравенство. Их даже на экзаменах, как преступников, с металлодетекторами обыскивают. На ЕГЭ камеры наблюдения на каждом углу.
– Это так. Но мы сейчас говорим не о том, как изменить мир, правда? Мы живем именно в этом времени и именно в этих условиях. Детская психика очень гибкая, они приспосабливаются. Разве есть выбор у ребенка? Нет. Помогайте ему жить здесь и сейчас. Формулировка «вот я в твои годы» совершенно неконструктивная. Он другой, и годы другие.
– Сейчас много пишут о том, что учителя утратили свой авторитет, что у детей слишком много прав, они хамят и не подчиняются. Учителя жалуются: работать с каждым годом становится все сложнее.
– Да, это весьма популярная тема. Еще можно поговорить о том, что педагогам мало платят, что их заваливают ненужной документацией, что учитель совершенно не защищен. Это правда. Что мы изменим, если еще раз это повторим? Чтобы получать удовольствие от этой профессии, нужно очень постараться. Если дети вызывают у вас брезгливость и уныние — не надо работать в школе. Все мы были детьми, многим не помогли в свое время. Так начните себя, помогите своему ребенку, чтобы он не выбрал себе профессию, от которой зубы сводит.
– Как вы ругаете, или наказываете своих учеников?
– Никак. Я ругаюсь с родителями. Сразу на первом собрании говорю, что с детьми не ругаюсь никогда. Не было еще ни одного случая, чтобы ребенок не заслуживал хотя бы уважения.
– Как мотивировать ребенка к учебе? О какой профессии можно говорить, если он просто не хочет учиться?
– Сразу, с первого класса, четко следить и контролировать. Поправлять. Когда я говорю «контролировать», то вовсе не имею в виду, что вы должны стоять с ремнем во время подготовки домашних заданий. Контролировать детские эмоции, наблюдать, успеть помочь. Со мной многие не согласны, но один день в неделю должен пройти ради ребенка и исключительно для ребенка. У него тоже должны быть выходные! Это не тупое лежание у телевизора (искренне советую вообще его выбросить), а активный отдых. Парк, санки, лыжи, ролики. Вставайте и идите. И не отмахивайтесь, когда он в сотый раз расскажет, как Петя поссорился с Сашей, а у Васи есть крутая игрушка. Сегодня вы от этих историй отмахнетесь, а завтра он вам не расскажет, что ему угрожают, или предлагают наркотики.
Вернемся к учебе. В семье должен быть культ грамотности. Никаких «ложить», «звОнит» и прочего. Объясняйте, как важно знать свой родной язык. Не употребляйте нецензурной лексики, это и для психики вредно, и вообще для здоровья опасно (улыбается).
Видите, я повторяюсь: начните с себя. Без положительных эмоций невозможно продуктивно учиться и работать. Нужно уметь выработать эти положительные эмоции в самом процессе учебы и воспитания. Это могут быть интересные примеры, шутки, остроумные замечания, смена приемов работы. Класс в такой обстановке меньше устает, работает с большим старанием, повышается интерес к учебе. Почему бы не взять на вооружение? Там, где можно обойтись двумя замечаниями или вообще шуткой, некоторые взрослые часами растолковывают, упрекают, кричат, чувствуют даже злость по отношению к ребенку. У детей есть прекрасный термин — «не ведитесь».
– А вы «велись»? Можно на примерах?
– Конечно, у меня была масса промахов. Как-то раз я на уроке решила рассадить двух подружек-болтушек. И одну из них попросила пересесть к мальчику, на что получила не просто отказ, а грубую истерику. Потому что, как выяснилось, весь класс знал, что она в этого мальчика влюблена и боялась, что ее еще больше станут доводить шуточками. А всего-то мне нужно было знать, что у меня в классе происходит или просто сказать: «Люда, тогда просто пересядь вон туда». А получился очень некрасивый конфликт, который пришлось разбирать на уровне директора, потому что я по неопытности стала с ребенком препираться.
Однажды враждовали у меня две сильных девочки, обе лидеры. В классе образовались два лагеря, только что «стенка на стенку» не ходили. Уроки было вести невозможно. Хорошо, опытные коллеги подсказали. Я их вызвала по очереди на разговор и каждой сказала: «Вы с Таней обе очень сильные, вы можете вести за собой детей, вам нужно держаться вместе, потому что такие, как вы, меняют мир. Вы способны управлять». Им понравилось. Не сразу, но сработало, они до сих пор дружат, хотя 10 лет уже с тех пор прошло. Сами же потом и следили, чтобы не было склок. Нужно дорожить доверием детей. Хотя инерция привычных интонаций и высказываний, к сожалению, очень сильна.
– Позволю себе еще одно популярное утверждение. Прежнее поколение носилось с ключом на шее, уроки никто не контролировал, были четкие обязанности: ужин подогреть, квартиру убрать. Уроки сделали — и на горку бегом. Никто с крыши не прыгал, учителей матом не посылал.
– И вешались, и прыгали, и посылали. Фильм «Чучело» помните? Он был снят в 1982 году. Просто не было у нас тогда возможности обмениваться информацией. Тогда давайте еще вспомним, что раньше в школах розгами наказывали. Прогресс идет по своим правилам, меняется что-то одно — меняется все. Но, повторюсь, то, что дети видят выход только в смерти — серьезнейшая проблема.
– Как можно остаться оптимистом в такой ситуации, когда только и слышишь «образование уничтожают на корню»…
– Взять ответственность на себя и не ныть. Это ведь мы и воспитали тех, кто теперь уничтожает образование на корню, разве не так? Это мы выбирали тех, кто все решает, нет? Отмахнулись, не пошли голосовать, поленились, отошли в сторону. Не хотите переделывать мир — не надо, наведите порядок в своем маленьком мирке. Повернитесь лицом к ребенку и к себе. Не отмахивайтесь, а делайте. Тогда нам с вами никакие ЕГЭ не страшны.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости