Новости – Титульная страница












Титульная страница
«Пчела приспособится, и мы одумаемся»
Фото: Кира Лебедева
Корреспондент «Русской планеты» побывала на самой необычной турбазе Ульяновской области — «Пасеке Лопатиных» в Борисовке
18 августа, 2014 15:31
4 мин
Ехать от Ульяновска до пасеки Лопатиных почти 70 километров. Не далеко, но найти село Борисовка, спрятанное на окраине Чердаклинского района, человеку неместному сложно. С Димитровградского шоссе за поселком Лесное сворачиваем налево в сторону Старого Еремкино. Проезжаем село, а дальше — необъятные просторы и дорога, окруженная лесом. Навигатор не справляется и заводит в заросли. Указателей на пасеку тоже нет. Набираем номер Геннадия Петровича, он в очередной раз объясняет дорогу и приободряет: «Ждем, ждем вас. Уже все готово!»
Приободрившись, наконец находим Борисовку (название, кстати, сельчане произносят с ударением на второе «о»). Тут уже машина покатилась будто волшебный клубок из сказок и привезла нас к резным воротам с надписью «Пасека Лопатиных», не заметить которые просто невозможно.
Геннадий Петрович, высокий мужчина, в отличной форме, несмотря на пенсионный возраст, встречает нас вместе с шестилетним внуком Никитой как старых знакомых. Начинает экскурсию. Но прежде — техника безопасности — Лопатин надевает на нас специальные защитные шапки с сетками.
– Нужно обязательно покрывать голову, — говорит Геннадий Петрович.
– Это потому что на волосах лак может быть, и пчелы их чувствуют? — интересуемся у хозяина.
– Нет, у пчел инстинкт: если волосы, значит, это медведь, и на него надо нападать.
Насекомые живут семьями, у каждой свой улей. Сколько их точно, Лопатины не считали. Геннадий Петрович называет примерное число — сотня — полторы. Часть из них стоит около дома, часть бортник вывозит в поле.
Жужжащую вотчину по периметру окружают подсобные сараи, клетки с кроликами, курами, фазанами, мастерская, фасовочный цех, банька, двухэтажный гостевой и…брачный домики.
– Видите аиста на небольшом домике? — спрашивает пчеловод. — Вот молодые пары, кто долго не может детей заиметь, женская консультация посылает сюда.
Если внимательно приглядеться, деревянное строение похоже на мега-улей. Сбоку у него прорези для пчел, в которые они пролетают во встроенные под топчаны ульи. Если лечь на них, от пчелиного роя идет тепло, ощущаешь, как расслабляется тело, клонит в сон. Получается такой релаксационный домик с процедурами на «пчелиных» кроватях.
– Кто живет здесь семь дней, получается девочка, десять — мальчик. Претензий еще никто не предъявлял, — смеется Геннадий Петрович. — Вот, вроде бы, уже все продукты пчеловодства получаем и продаем, но еще хотим организовать пчелиный воздух.
Правда ли все, что говорит Лопатиным, не всегда поймешь. Баек от него можно услышать сколько угодно, рассказывать красиво он мастер. Наверное, еще и в этом успех пасечника — ради душевной беседы за ароматным чаем или еще чем покрепче сюда едут со всей области и соседних регионов. В рекламе это чудесное место не нуждается, народ сам распространяет сведения о необычном месте, где можно отдохнуть.
Пасека Лопатиных — семейное дело. Сейчас на ней трудятся три поколения пчеловодов: Геннадий Петрович с супругой Степанидой Ивановной, сын Михаил и дочь Ирина со своими семьями. Надежда старшего Лопатина — внук Никита, будущий первоклассник. Мальчик уже имеет две собственных пчелиных семьи, откачал за лето немало меда и даже договорился о продаже, как рассказывает его дедушка.
Сам Геннадий Петрович пчеловод со стажем. Занимается от этим больше 30 лет. В Борисовке Лопатин не местный, приехал сюда по приглашению. Здесь находилось подсобное хозяйство НПО «Марс», пасеки которого стали гибнуть, и тогда на помощь позвали его. Место приглянулось, а когда обошел деревню, оказалось, что половина села родственники.
– Здесь был пустырь, начали потихоньку строиться. Сначала с отцом, потом сын подрос. И все своими руками делали.
Любимым делом Геннадий Петрович начал заниматься из ревности к супруге. Та с детства мечтала работать с пчелами, получила профильное образование. Когда вышла на работу, стала пропадать допоздна в лесах, и мать Лопатина начала ревновать невестку. Пришлось молодому мужу ездить помогать Степаниде. Так он и стал пчеловодом.
А если без шуток, пчеловодство, хоть и прибыльное дело, но труд титанический. Разделения на мужской и женский труд на пасеке нет. Степанида Ивановна признается, что порой ей приходится работать с пчелами больше, чем мужу. Зимой Лопатины тоже без дела не сидят, мастерят причудливые бочонки, шкатулки для меда, готовят рамки.
Пасечники не только гостеприимны, они еще и щедры. С каждым Лопатины готовы делиться знаниями и секретами.
– Иногда мне пчеловоды знакомые говорят, зачем я учу других, ведь конкуренты будут. Нет, все Бог дает. В Писании же говорится: да не оскудеет рука дающего. Один ум хорошо, два паче, а десяток еще лучше!
Двадцать с лишним лет на территории пасеки Лопатин организует бесплатный для детей палаточный лагерь, старейший в регионе. Дети съезжаются туда из Ульяновской области, Башкирии, Нижнего Новгорода и даже Германии. Под руководством Геннадия Петровича подрастающее поколение приобщается к азам пчеловодства.
– Когда не было денег, ходили по предпринимателям, депутатам, но лагерь проводили обязательно. Бывало за лето проходило по восемь — девять смен. Некогда было отдохнуть, палатки не снимали.
Три года назад образовательный проект Лопатина выиграл грант на 300 тысяч рублей. На эти средства Геннадий Петрович обновил весь туристический инвентарь, вплоть до вилок и ложек.
– А что с пчелами будет? Ученые говорят, что они стремительно гибнут.
– Да, гибель пчел идет по всему земному шару. Почему, до конца не изучено. Но думаю, все будет в порядке. Были разные годы в процессе эволюции пчел: они сокращались, потом размножались. Пчела более устойчивая, чем человек, она приспособится, и мы одумаемся, придем к сознанию того, что надо беречь все, что вокруг нас.
После детского лагеря родилась идея организовать на пасеке место отдыха — взрослых, желающих заглянуть в пчелиный улей, хоть отбавляй. И это не классическая в понимании отдыхающих турбаза. Один единственный дом для приезжих вписан в быт Лопатиных, поэтому здесь все кажется домашним. Некоторые гости даже на грядки просятся — поработать.
В планах Лопатиных расширение: он хочет увеличить количество домиков до шести домиков, а бань — до трех. У каждого будет свой участок, своя автономная зона. Развивать турбазу Геннадий Петрович доверил сыну Михаилу.
– Не спал уже несколько ночей, все по совещаниям езжу, — говорит Михаил. — Сейчас приехал из минсельхоза, губернатор поставил задачу открыть несколько магазинов в области, в которых будут представлены продукты ульяновских фермеров, а не перекупщиков. Необходимо объединяться и пчеловодам.
По словам Михаила, пчеловодам сейчас приходится не так уж и сладко. Возникают проблемы со сбытом, поскольку в сезон по регионам ездят «гастролеры» и продают «китайский», то есть искусственный мед. Отличить его от натурального покупателям сложно, тем более, что стоит он сильно дешевле.
– Давно родилась идея создать общество и магазины, чтобы пчеловоды реализовывали через них свою продукцию. Цена меда в них будет с минимальной накруткой, в полтора раза дешевле, чем сейчас на рынке, — продолжает Михаил. — Это же общество должно стать инициатором областного закона о пчеловодстве, которого у нас нет. Должно нести социальный эффект, пропагандировать здоровый образ жизни, чтобы люди вспомнили про уникальные свойства меда и меньше потребляли таблеток.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости