Новости – Титульная страница












Титульная страница
Возвращение «инопланетян»

Заключенные в камере колонии-поселения. Фото: Дмитрий Рогулин, ИТАР ТАСС
В Красноярской исправительной колонии идет эксперимент по подготовке осужденных к освобождению
27 сентября, 2013 14:51
3 мин
Здесь для них созданы условия, максимально приближенные к жизни на свободе: оборудованы спальные места на два–четыре человека, бытовая комната, пищеблок, душевая, комната для хранения личных вещей, комната отдыха и воспитательной работы, комната для занятий физкультурой.
С осужденными работают психолог, сотрудник группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных, начальник отряда и оперативный работник. Проводятся и занятия в «Школе подготовки осужденных к освобождению». Есть в Центре даже два терминала Сбербанка.
Специалисты уверены, что в Центре созданы все необходимые условия для успешной ресоциализации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. «Основной целью эксперимента по созданию Центра является совершенствование воспитательной и социальной работы с осужденными, направленной на их подготовку к освобождению из мест лишения свободы и успешную ресоциализацию после освобождения, — рассказал корреспонденту «Русской планеты» заместитель начальника отдела воспитательной работы с осужденными ГУФСИН Юрий Семенюк. — Так, психолог Центра осуществляет психологическое сопровождение осужденных до их освобождения из исправительного учреждения, проводит беседы группового и индивидуального характера. Социальный работник определяет потребности осужденного в социальной помощи после освобождения, его связи и степень ресоциализации. Он оформляет через орган социальной защиты населения осужденных, являющихся инвалидами, а также осужденных женщин старше 55 лет по их просьбе в дома инвалидов и престарелых».
Основных проблем у освободившихся людей, по словам специалистов, как правило, две. «Конечно, существуют адаптационные трудности, с одной стороны, потому что жизнь в общежитии, особенно в общежитии с достаточно жестким режимом, и жизнь относительно автономная, — это разные формы жизни, — рассказал корреспонденту «Русской планеты» профессор Сибирского федерального университета, доктор психологических наук, кандидат юридических наук Борис Хасан. — Даже люди, которые не пребывали в местах лишения свободы или в исправительных учреждениях, а просто жили в общежитиях, когда начинают жить другой жизнью, испытывают некоторые трудности. В общежитии большое количество людей, это множество связей, это внутренняя сложная иерархия, это особый тип регулирования внутри этого общества. А когда человек выходит жить в мир социально структурированный, где он автономен, с одной стороны появляется приватность и удобства, а с другой стороны утрачивается масса опор, связей, которые были в общежитии. В этом есть свои преимущества и свои недостатки. Так что первая трудность — это адаптация». Вторая же трудность, по словам Бориса Хасана, лежит на поверхности и отчетливо видна — трудность отрицательного имиджа. «Ведь человек, который отбывал наказание, имеет определенный социальный ореол, ярлык: это опасный человек, который однажды уже нарушил закон, — говорит Борис Хасан. — Этот образ поддерживается литературой, СМИ и формирует соответствующее отношение общества».
При этом он признает, что все, что делается силами ГУФСИН, правильно, но не стоит уделять внимание только техническим средствам и бытовым вещам. Самое главное — правильно мотивировать заключенного и помочь ему психологически верно настроиться. «В этой ситуации можно провести наиболее верную аналогию. Если вы приезжаете за рубеж и не владеете языком, у вас могут возникнуть трудности. И они существенно снижают уровень комфортности, вы чувствуете себя в психологической изоляции, — поясняет Борис Хасан. — При том, что вам ничего не запрещено. А дальше все зависит от того, насколько вы раскованны, смелы и какие у вас установки. Если у вас установка на преодоление всего этого, на освоение, вы пробуете, вы общаетесь, устанавливаете контакты. А есть люди, которые не могут этого сделать, они стесняются, например, и тогда они стараются минимизировать контакты, уйти в маленькую группу, в которой этих трудностей нет. Перемещение из одного пространства в другое всегда трудно. Но ключевая трудность — это сформировавшаяся установка. Кстати, люди, которые освобождаются, чувствуют себя здесь, условно говоря, как за рубежом, а в «зоне», как на родине».
С января 2013 года по инициативе ГУФСИН Красноярского края начала работу служба социального сопровождения лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Теперь люди, вновь обретшие свободу, в сложной ситуации не будут предоставлены сами себе: те, у кого проблемы с работой, жильем могут обратиться за помощью в специализированную службу.
Именно на эту службу силовики возлагают большие надежды по уменьшению рецидивной преступности в регионе, которая сейчас составляет 50%. «Безусловно, задача органов власти сегодня не допустить, чтобы люди, отбывшие свой срок наказания, вновь совершали преступления и возвращались в места лишения свободы, — заявил на профильном заседании председатель комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Законодательного собрания Красноярского края Юрий Швыткин. — Нам необходимо протянуть им руку помощи. Поэтому нужно обсуждать разные подходы к решению этой проблемы».
По своей сути эта служба является аналогом зарубежной службы пробации и помогает освободившимся восстанавливать социально полезные связи и оказывает им бесплатную юридическую помощь. Особенностью службы является то, что все специалисты, в ней работающие, — пенсионеры уголовно-исполнительной системы Красноярского края, они имеют большой опыт и навыки работы с такой категорией граждан. Кроме того, к работе привлекаются «равные консультанты» — лица, ранее отбывавшие наказание в местах лишения свободы и имеющие личный успешный опыт социальной реабилитации после освобождения.
«Мы, в отличие от других социальных служб, не ждем, когда к нам обратятся за помощью. Наши специалисты тесно взаимодействуют с сотрудниками исправительных учреждений ГУФСИН и заранее собирают информацию на тех, кто нуждается в помощи после выхода на свободу, — пояснил на заседании комитета директор службы Михаил Ламминпия. — В службе сформирована база данных на освободившихся и освобождающихся, проживающих в Красноярске. В настоящий момент их насчитывается 1384 человека. Наши сотрудники выезжают к родственникам осужденных, ведут переговоры. Нужно понять, куда они будут возвращаться, кто их встретит и так далее».
При этом, по мнению Бориса Хасана, многое зависит от общества, как оно примет обратно своих оступившихся собратьев. «Я, конечно, боюсь быть пророком, но мне кажется, что шансы на удачные результаты есть, особенно если у всего этого появятся поддерживающие структуры. Чтобы человек знал: если у него возникнут трудности, ему есть куда обратиться, — рассказал Борис Хасан. — Главное, чтобы человек не попадал как будто на другую планету, чтобы не было враждебной психологической атмосферы. А это будет, нам никогда ничего не удастся сделать с людьми, которые живут на свободе и которые всегда причисляют себя к потерпевшим».
Положительные результаты у службы социального сопровождения уже есть — решен вопрос о трудоустройстве более 230 человек. К слову сказать, только три человека, прошедшие через службу за все время ее существования, снова совершили преступления.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости