Новости – Люди












Люди
«Религиям нечего сказать об устройстве материального мира»

Павел Бородин на празднование Дня Дарвина в 2013 году. Фото: Сергей Ковалёв
Организатор Дня Дарвина Павел Бородин о современном мракобесии и важности теории эволюции
12 февраля, 2014 09:37
5 мин
– Почему так важно проводить День Дарвина?
– На фоне нарастающего во всем мире мракобесия и Средневековья нужно чаще говорить о тех, чьи труды привели к созданию сегодняшней картины мира. Дарвин всегда находился в поисках истины и не стеснялся выражать свое мнение, хотя оно противоречило мнению большинства и даже мнению близких ему людей.
Учёные в этот день заменяют научные разработки на творческие — ежегодно студенты Института Цитологии и Генетики СО РАН демонстрируют публике новые произведения в честь Дарвина. Они поставили модернистский спектакль-ситком «Дарвин в альтернативной реальности», в основе которого дневниковые записи учёного, доведенные до абсурда. Сняли научно-художественный короткометражный фильм «Чарльз». Написали несколько стихотворений, поэму и даже рэп. В этом году помимо лекции «На поколение дальше от обезьяны» студенты покажут кукольный фильм-спектакль об открытиях Чарльза Дарвина.
– Такое же, какое любой осмысленный праздник имеет для разумных людей. В Новый год мы вспоминаем то, что уже прошло и надеемся, что дальше будет лучше. 8 марта говорим женщинам о том, как мы их любим. В день Дарвина, мы гордимся тем, что мы тоже ученые, пусть и не Дарвины. Вспоминаем о том, что он был таким же человеком, как и мы, с теми же бедами и радостями, а вот надо же, смог сделать самый великий переворот в наших взглядах.
Очень хорошим, добрым и умным человеком, который показал мне, как устроен мир, и какое место я в нем занимаю, и как мне надо в нем жить, чтобы и мне, моим детям, внукам, студентам и другим организмам было хорошо.
– Конечно, есть другие великие. Например, день Пушкина. Я бы ещё устроил день Галилея, чтобы все собирались на закате, топали ногами и говорили: «Надо же, она-таки вертится». А потом, конечно, банкет. Отчего-то мне нравится идея дня Корнея Ивановича Чуковского с крокодилами на улицах.
– Величие Дарвина не только и не столько в энтузиазме, а в поразительной способности найти простое объяснение сложнейших явлений природы, а затем обосновать это объяснение гигантским числом фактов. Причем обосновать так, чтобы люди удивились, отчего они сами раньше до этого не додумались. В этом отношении мне очень нравится комментарий Томаса Гесли к «Происхождению видов»: «How extremely stupid not to have thought of that» — «как глупо было не додуматься до этого!»
– Дарвином 20-го века я бы назвал Френсиса Крика. Ему мы обязаны несколькими потрясающе простыми объяснениями наследственности и эволюции — двойная спираль, генетический код и концепция эгоистичной ДНК. Насчет 21-го — поживем, увидим. Я надеюсь, это будет кто-то из моих студентов.
– Вся эволюционная биология развивает исходную теорию, которая стала не наследием прошлого, а основой современной науки. В основе неодарвинизма лежит дарвиновская идея о том, что эволюция происходит на основе естественного отбора случайных наследственных вариантов. Эта идея прошла проверку фактами, экспериментами и наблюдениями, и никем из разумных ученых не подвергается сомнения. Достижения генетики позволили установить, как эти варианты возникают в геномах, проявляются в фенотипах и в ходе развития передаются потомкам. Палеонтология выявила величественную картину последовательного изменения живых организмов в ходе миллионов лет эволюции. Методы молекулярной биологии полностью подтвердили дарвиновскую идею о едином древе жизни и позволили измерить степени родства между ныне живущими организмами.
– Абсолютно согласен, если речь идет о естественных науках. Религиям нечего сказать об устройстве материального мира.
– Я могу только повторить слова Федосия Добжанского (генетик, основатель синтетической теории эволюции — Примеч. РП): «Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции. Без этого света она становится свалкой сухих фактов». Я сам писал раздел эволюции в двух учебниках. На теорию Дарвина отводится один параграф. Все остальное — это современная эволюционная биология, которая базируется на теории Дарвина, но ни в коем случае к ней не сводится.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости