Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета
Фото: Анна Яблокова / «Русская планета»

«Он надсадил сердце любовью к театральному делу»

Какой след в жизни волжского городка оставил драматург Александр Островский
Анна Яблокова
4 апреля, 2016 09:00
9 мин
Старинная купеческая Кинешма — тот городок, где знаменитый драматург Александр Островский часто останавливался по пути в свое имение в Щелыково (ныне Костромская область). Чувствуя свою причастность к этому краю, здесь он не только отдыхал, но и помогал в решении многих вопросов. Накануне дня рождения Островского РП побывала в городе на Волге, чтобы выяснить, каково было влияние драматурга на волжские земли и их жителей.
– Обязательно напишите, что городу нужен музей Островского. Кинешемцы считают его своим, а музея до сих пор нет, — такими словами встретила меня местный краевед Валентина Щукина.
Она занимается темой Островского и его связью с кинешемским краем много лет. На сегодняшний день является чуть ли не единственным краеведом, который специализируется на жизни и творчестве драматурга. В молодости она возглавляла Кинешемскую картинную галерею, а потом почти 15 лет была заведующей театральным музеем при театре имени Островского. Ее стараниями музей рос и расширялся, коллекции пополнялись старинными афишами, был восстановлен репертуар за более чем сто лет существования театра. Но кинешемский храм Мельпомены возник через 11 лет после смерти драматурга и, по сути, имеет к нему опосредованное отношение.
– Присутствие Островского в нашем городе, общение с местными жителями имело для кинешемцев огромное значение. Они уважали его, ценили, старались «дотянуться» до его уровня культуры. Этот след очень чувствовался. Своим присутствием он воздействовал на формирование интеллектуально–культурной среды нашего города. Его присутствие ощущается и сейчас. Именно воспоминания о драматурге и стали отправной точкой создания в городе сначала драматического кружка, а потом театра, который носит имя Островского и хранит традиции его драматургии. Кулигин в «Грозе» говорит: «Сколько слез за этими высокими заборами льется!». Тесовые ворота с тяжелыми засовами, высокие заборы — это наша Кинешма конца позапрошлого века. Вот та высокая круча, куда бросилась Катерина. Вот та заволжская сторона, куда рвалась убежать Лариса в «Бесприданнице». Говорить о том, что какой–то конкретный человек служил прототипом персонажа его пьес, пожалуй, нельзя. Ведь персонажи — это собирательные образы. Но наша Кинешма с ее особенной атмосферой хорошо узнаваема в его пьесах.
– Кинешма во времена Островского являлась провинциальным уездным городом с населением около 4 тысяч человек, — рассказывает ивановский историк и краевед Александр Семененко. — С открытием в 1871 году железнодорожной станции в городе стала развиваться промышленность: полотняная, чугунная, деревообрабатывающая, кожевенное производство. Развивалась социальная инфраструктура, но город все равно оставался патриархальным, провинциальным, купеческим.
Фото: Анна Яблокова / «Русская планета»
В Кинешемский уезд Костромской губернии входили земли нынешних Кинешемского, Заволжского, Вичугского, часть земель Костромского районов, где и располагается поместье Щелыково. В усадьбу отца Щелыково Островский начинает приезжать с 1848 года. До 1871 года он добирался до Кинешмы на пароходе, а позже поездом, потом на пароме через Волгу, а на том берегу его ждала специально присланная из Щелыкова повозка.
Места и быт драматургу нравились, и после смерти отца Александр вместе с младшим братом Михаилом выкупают имение у своей мачехи, которая не занималась и не интересовалась им.
– Известно, что Михаил Островский был видным государственным деятелем, сенатором, членом государственного совета, а позже — министром при царе Александре III. Представьте себе, на покупку имения этот человек брал кредит! И не потому что имение было дорогое. Просто у государственного деятеля не было таких денег в наличии. Он вложил в покупку большую часть денег, и Александр несколько лет погашал долг перед ним. В общем-то, именно Александр и занимался поместьем, гостя в нем с мая до поздней осени и уезжая в столицы лишь на несколько дней. Часто Островский останавливался в Кинешме по общественным делам. Об этом мы узнаем из его писем.
Своей квартиры в Кинешме драматург не имел, но в городе на Волге у него было где остановится и с кем общаться, пишут исследователи. Например, точно известно, что Островский бывал в доме своих друзей купцов Коковиных, которые имели доходный дом в Кинешме.
– Примерно в то же время в этом доме останавливался Иоанн Крондштадский. Вполне возможно, что они могли встречаться, — рассказывает Наталья Шепелева, заведующая историческим отделом Кинешемского художественно–исторического музея.
Материалов об Островском в Кинешемском музее на удивление мало: Наталья Рудольфовна показывает лишь одну папку с несколькими фотографиями, газетными вырезками и целыми номерами кинешемской газеты «Приволжская правда», которая с 1923 года начала широко отмечать все памятные даты, связанные с жизнью драматурга. Главным в судьбе Островского все–таки было Щелыково, о котором написано множество исследовательских работ и книг. Но и судьба Кинешмы, которую он хорошо знал и где часто бывал, не оставляла его равнодушным.
Валентина Алексеевна рассказывает, что на драматурга, как на человека, владеющего недвижимостью в кинешемском крае, возлагались обществом определенные обязательства. Он на 4 срока избирался Почетным мировым судьей, два срока был гласным уездного земского собрания, постоянным членом общества сельского хозяйства. В «Систематическом своде постановлений уездного Кинешемского собрания с 1865 по 1886 годы», изданном в Костроме, значится: Кинешемское земское собрание постановило «просить гласного А.Н. Островского как постоянно живущего в столицах предъявить где следует, перед высшим правительством свое ходатайство о скорейшем разрешении этого вопроса» (речь шла о дешевом пассажирском перевозе через Волгу). Ходатайство было предъявлено, и перевоз был установлен.
К слову, к своим обязанностям Александр Николаевич относился очень ответственно, о чем свидетельствую его письма к другу и артисту Федору Бурдину. Именно из переписки с ним нынешние историки черпают факты биографии драматурга. Немало в них и упоминаний Кинешмы.
– Александр Николаевич был очень эмоциональным человеком, и умер рано потому, что надсадил сердце переживаниями, любовью, спорами и несправедливостью к театральному делу, — говорит Валентина Щукина. — Островский слишком близко все принимал к сердцу. Он зарабатывал на жизнь только писательским трудом, и потому постоянно приходилось думать о деньгах. Каким он был? Любил женщин, пользовался у них популярностью. Посещал трактиры, особенно те, где звучала живая музыка, русские народные песни, любил рыбалку.
Фото: Анна Яблокова / «Русская планета»
Кроме всего прочего, Островский занимался и краеведческой работой: изучал флору кинешемского края (находил, записывал и классифицировал типичные эндемичные растения), составил словарь местного русского языка, где у некоторых слов стоит пометка «кинеш.». Например, «вытанивать» — вытягивать невод, «балмочь, балмошь» — суковатое, кривое дерево, не годное для стройки.
В конце мая 1886 года Островский, приехав из Москвы в Кинешму, сказал встречающему его предводителю дворянства Хомутову: «Думал, не доеду». Он был очень плох и на третий день скончался. Но 29 мая, за несколько дней до смерти, он продолжал хлопотать о Кинешме. Сохранилось письмо его брата Михаила, в котором чиновник извещает драматурга в ответ на его ходатайство по поручению земства «… в настоящее время приступлено к созданию почтовой конторы с телеграфной станцией в Кинешме, заведующим созданного учреждения назначен ваш почтмейстер Промтов».
– Никакой реакции со стороны государя на смерть драматурга не поступило, — продолжает Валентина Щукина. — Трудно сказать, почему. Я думаю, из-за того, что Островский был все-таки «певцом» купечества, а власти его творчество было не близко. После смерти драматурга купили металлический гроб, чтоб отвезти тело через Кинешму в Москву. Долго ждали распоряжения императора, но оно так и не поступило, тело в столицу не доставили. А вот среди кинешемцев Островский был любим и популярен. Об этом свидетельствуют мифы, которым постепенно обрастает его имя. Так, например, один из наших краеведов записал рассказ старожила о похоронах драматурга. Он, будучи подростком, стоял в толпе у Крестовоздвиженской часовни в Кинешме, где проходила панихида, и якобы видел, что привозили гроб с телом Островского. Я очень сомневаюсь в этом. Во–первых, у этого факта нет ни одного письменного подтверждения ни в каких документах. Во–вторых, приезжие из Москвы и Санкт-Петербурга журналисты тоже не написали об этом ни строчки в своих статьях — а уж такой факт репортеры не пропустили бы. Кроме того, есть другие, документально подтвержденные воспоминания о том, что кинешмцы 17 верст сами пешком ходили прощаться с телом драматурга в Щелыково, а потом родные, друзья и крестьяне несли открытый гроб с его телом на руках на кладбище села Николо-Бережки, где был похоронен его отец.
Сейчас в Кинешме именем Островского названа улица, гимназия и театр, на площади у которого стоит бюст драматурга.
– Основной задачей театра Островский считал просвещение, а не развлечение, — говорит его нынешний директор Наталья Суркова. — Мы стараемся сохранять эти традиции. Каждый новый сезон открываем спектаклем по пьесе Островского, а на день его рождения спектакли классика идут каждый день.
Поделиться
ТЕГИ
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ