По состоянию на 2 июня 10:35
Заболевших423 741
За последние сутки8 863
Выздоровело186 985
Умерло5 037
Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

Маршрутки идут на таран

Омские перевозчики просят «Единую Россию» защитить их от криминала
Елена Коваленко
23 октября, 2013 17:23
5 мин
Фото: Кирилл Счастливый
В Омске предприниматели жалуются на бездействие правоохранительных органов и городского департамента транспорта, которые не в состоянии прекратить маршрутные войны. Так местные СМИ окрестили разборки водителей «Газелей», приводящие к разбитым лобовым стеклам, проколотым шинам и «стрелкам» на конечных остановках.
Ситуацию, которая сейчас сложилась на омском рынке маршрутных перевозок, предприниматели называют возвращением в 1990-е, когда в стране процветал рэкет, и беспрепятственно действовали криминальные группировки. По крайней мере методы конкурентной борьбы весьма похожи. Неизвестные люди в масках подходят к маршрутке с молотками и бьют стекла. Водитель пытается догнать нападавших, однако один из них стреляет ему в лицо из газового баллончика. Эту картину в августе текущего года пассажиры наблюдали на конечной остановке «Улица Стрельникова». Метание кирпичей в лобовые стекла стало массовым явлением. Причем это происходит во время движения транспорта, в салоне которого находятся пассажиры. Безопасность людей никого не волнует, главное  — вытеснить с маршрута конкурента. Еще одной «фишкой» является использование автомобилей-торпед. Дешевые старые машины врезаются в «Газели», водители которых якобы не справились с управлением. Обычно в этом случае происшествие квалифицируется полицией не как умышленное причинение вреда имуществу, а просто как ДТП.
Пострадавшие утверждают, что все началось в марте текущего года после объявления результатов открытого конкурса на оказание транспортных услуг, в котором приняли участие коммерческие и муниципальные перевозчики. Победителями стали 3 730 автобусов различной вместимости, 152 троллейбуса и 75 трамваев. По правилам проигравшие перевозчики должны были уйти с маршрута, уступив место победителям конкурса. На деле на одном направлении продолжили работать и те и другие. Это и стало причиной конфликтов коммерсантов, считает предприниматель, попросивший не называть свою фамилию.
- Победителям просто не дают работать. Чтобы остаться на маршруте, проигравшие участники конкурса обращаются к криминалу. Тогда в дело вступают уголовные элементы, гастролеры, которым платят деньги за участие в разборках. Они и учиняют «беспредел», — рассказывает «Русской планете» перевозчик. — Самое интересное, что победители конкурса также вынуждены обращаться к криминалу, чтобы реализовать свое право на работу. Естественно, за определенное вознаграждение либо долю в бизнесе. Предприниматели, которые не хотят платить, напуганы, а водители отказываются выходить на линию, потому что боятся. К сожалению, в данной ситуации ждать помощи от прокуратуры и полиции не приходится. На многочисленные обращения мы получаем одни лишь отписки и отказы в возбуждении уголовного дела.
По словам председателя «Межрегионального независимого профсоюза работников автотранспорта» Владимира Занина, разборки «газелистов» существовали и ранее. Но все, как правило, ограничивалось битьем стекол, уточнил он в беседе с корреспондентом «Русской планеты». Маршрутные войны, по его мнению, продолжаются из-за пассивности городских властей и полиции, которые не вмешиваются в происходящую ситуацию. Согласен с ним и руководитель некоммерческого партнерства перевозчиков «Безопасный город» Иван Меняйлов.
- Человек, проигравший в конкурсе, не хочет уходить с маршрута и продолжает ездить. Создаются дублирующие маршруты, конкуренция возрастает. Как решать проблему? Нужно один раз оштрафовать нарушителя, и он поймет, что так больше делать нельзя. Сейчас контролирующие органы, которые должны заниматься наведением порядка на рынке, ничего не делают, — говорит Меняйлов корреспонденту «Русской планеты».
Как отмечает депутат Заксобрания Омской области Андрей Алехин, летом текущего года региональный парламент принял поправки в КоАП, по которым перевозчикам, работающим без заключения соответствующего договора, то есть нелегалам, грозят крупные штрафы. Для должностных лиц — от 10 до 30 тыс. рублей, для юридических— от 50 до 300 тыс. рублей. При повторном административном нарушении для должностных лиц штраф повышается до 50 тыс. рублей, а для организаций — до 500 тыс. рублей. По мнению депутата, транспортная проблема в Омске может решиться, если все маршрутные такси станут муниципальными.
- Город должен приобрести свой транспорт, работающий в режиме маршрутных такси. Понятно, что для этого необходимо потратить сколько-то денег. Но это дело выгодное. В местный бюджет начнут поступать налоги, которые городу сейчас просто необходимы, — объясняет «Русской планете» Алехин.
Беспокойство на рынке маршрутных перевозок многие участники связывают с деятельностью организации «Автодор», которую возглавляет известный в городе предприниматель Николай Артемьев. В частности, ей приписывают введение системы ежедневных денежных сборов с водителей «Газелей», так называемых «счетчиков». Суть сводится к тому, что на конечной остановке сидит человек с тетрадкой, в которой фиксируются маршрутки, и затем за определенную сумму денег он решает, кто и когда отправится в рейс.
- Я так понимаю, что речь идет о диспетчерах. Люди работают с 6 утра и регулируют поток движения, чтобы не было затора. Это не вымогательство, не крышевание и не рэкет, а попытка решения проблемы очередности выхода на маршрут. И это хорошо, — убежден Владимир Занин.
А Иван Меняйлов признается, что вообще не слышал ни о каких случаях вымогательства:
- Это сумасшедшие выдумки отдельных предпринимателей. Ничего такого нет.
Тем не менее у «Автодора» в городе недоброе реноме. В прошлом году руководитель саморегулируемой организации «Омские перевозчики» Владимир Геворгян назвал Николая Артемьева руководителем ОПГ. Случилось это после очередной стычки конкурентов. В результате два человека были госпитализированы с ножевыми ранениями и огнестрельным ранением лица. Однако позже Геворгян отказался от своих обвинений, пояснив, что с Артемьевым его связывают деловые взаимоотношения.
О ситуации на рынке маршрутных перевозок и об отношениях с лидером «Автодора» Геворгян разговаривать не захотел.
- У всех своя правда. Не хочу влезать ни в чьи разборки, — заявил он корреспонденту «Русской планеты».
Зато у Артемьева нашлось что сказать. Такие организации, как «Автодор» и «Омские перевозчики», считает предприниматель, способствуют формированию стратегии развития современного рынка пассажирских перевозок:
- Рынок криминализирован и совершено не регулируется. Такая ситуация сложилась в Омске давно. Люди привыкли к этому и живут, как в каменном веке. Чтобы исправить ситуацию, наша организация разработала стратегию развития рынка, которая была отправлена департаменту транспорта на рассмотрение. Нам ответили, что у них есть своя стратегия. Одно из предложений «Автодора» — ввести льготный проезд в маршрутных такси, как в муниципальном транспорте, — пояснил он «Русской планете».
Прокомментировал он и обвинения в свой адрес. По его словам, он не знает о существовании «счетчиков». На конечных остановках «Автодор» открыл диспетчерские пункты, где работают медики и механики, которые осуществляют предрейсовый осмотр водителей и транспорта. Стоимость услуг — от 3 до 5 тыс. рублей в месяц. Договор об оказании таких обязательных услуг с организацией может заключить любой перевозчик. Свою причастность к силовым разборкам «газелистов» предприниматель отрицает:
- Если ситуация выходит за рамки правового поля, то пусть пишут заявления в полицию. Это их вопрос. Наша организация работает в рамках правового поля, соблюдает все лицензионные соглашения, — утверждает Артемьев.
Директор департамента транспорта администрации Омска Олег Осинский не согласен с обвинениями предпринимателей в пассивности и безучастности. По его словам, конфликты между конкурентами разрешаются в его рабочем кабинете, куда приглашаются все стороны. Такие встречи проходят чуть ли не ежедневно.
- Человек работал на маршруте, но его сосед подал заявление на конкурс и выиграл его. А что теперь делать c проигравшим, отправлять его на Луну? У нас нет рычагов воздействия на перевозчиков, мы не можем сказать им, чтобы они ушли с рынка. Федеральное законодательство разрешает ездить при наличии лицензии, с этого года Минтранс даже отменил схему маршрута, которую ранее необходимо было утверждать в департаменте транспорта. В связи с этим на местном уровне наша задача — легализовать тех, кто не выиграл конкурс, то есть всем дать работу. И мы предлагаем им новые маршруты, — комментирует «Русской планете» руководитель ведомства.
Осинский признается, что после проведения конкурса зафиксированы нарушения, среди которых и осуществление пассажирских перевозок на чужом маршруте. По всем случаям ведется проверка. Ежедневно в город выезжают пять контролеров — сотрудников отдела контроля департамента транспорта. Уже составлено около десяти протоколов об административных правонарушениях.
По информации прокуратуры Омской области, в августе-сентябре 2013 года в правоохранительные органы города Омска поступили заявления от индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки по маршруту № 322 Улица Стрельникова — МСЧ-9. В сообщениях указано о неоднократных фактах повреждения маршрутных такси со стороны посторонних граждан и незаконных требованиях выплаты водителями денежных средств за выход в рейс.
- По результатам рассмотрения заявлений 8 октября отделом дознания ОП № 6 УМВД России по городу Омску возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 167 УК РФ (умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба). По заявлениям о повреждении стекол автомобиля «Газель» на конечной остановке «Улица Стрельникова» и капота автомобиля «Газель» в районе остановки «Рыбный рынок» в настоящее время проводятся проверочные мероприятия. Кроме того, ОУР УМВД России по городу Омску организована и проводится проверка по факту вымогательства у водителей маршрутных такси денежных средств, — сообщили «Русской планете» в пресс-службе региональной прокуратуры. 
Несмотря на принимаемые меры, пострадавшие предприниматели уверены, что полиция борется со следствием, не вникая в причины происходящего. На прошлой неделе перевозчики направили коллективное обращение в Омское региональное отделение партии «Единая Россия». В нем они просят партию власти взять под свой контроль ситуацию на рынке пассажирских перевозок и покончить с криминалом.
темы
5 мин