Новости – Титульная страница
Титульная страница
Шествующие поперек гор
Все семейство ненадолго воссоединяется не чаще раза в год. Фото Андрея Федорова
На севере Иркутской области, отрезанные от цивилизации, живут несколько семей потомственных оленеводов
7 ноября, 2013 21:53
3 мин
Родственников привезли
На этой неделе в Катангу к оленеводам прилетел вертолет. Для этого в стойбище Буркаул, почти в сотне километров от ближайшего населенного пункта— деревни Тетея, буквально в глухой тайге семья Каплиных специально вырубила посадочную поляну. На этот раз им привезли даже родственников из райцентра, села Ербогачен.
Вертолет приземлился на стойбище оленей Буркаул. В переводе с языка эвенков это означает озеро с небольшими островами. Здесьи живут Каплины— одно из последних оленеводческих семейств края.
Оленеводам привезли лекарства и товары, переданные региональным министерством соцразвития и организацией по содействию коренным северным народам. Но самым главным подарком для семьи, по словам главы рода Николая Каплина, стал приезд дочери Ольги с внуком Тыманчи. На стойбище они выбираются не чаще раза в год, вместе с гуманитарной помощью.
Первым делом Каплины по традиции пригласили всех гостей, включая пилотов вертолета, за стол — отведать национальной кухни эвенков, оленину.
– Олень — наш друг и спаситель. Он дает нам и пропитание, и одежду. Он же и наш транспорт. Старое предание гласит, что родоначальницей всего живого на свете была Энин Буга— мать-олениха, — рассказывает за трапезой глава семейства Николай Каплин.
Именно эвенки в древние временаприручили дикого оленя и сделали его домашним животным.До сих пор оленеводы считают белого оленясимволом счастья и священным животным: его берегут ивнимательно ухаживают за ним. Не менее трепетно относятся оленеводы к огню — Эникен Того олицетворяет у них жизнь.
Каждый таежник непременно знает звездную карту и умеет прокладыватьпо звездам маршрут своих аргишей, или кочевок. По звездам же эвенки предсказывают погоду и планируют охоту. Так, созвездие Большой Медведицы древние охотники видят в образе лося — по ночам зверь выходит на вершины хребтов, а днем возвращается в дебри небесной тайги.
Эвенки Катанги особенно тщательно стараются сохранить обычаи и обряды своей нации. К примеру, нимат— обычай, по которому добытое мясо делят поровну между всеми членами семейства, также угощают своих соседей и жители других эвенкийских сел. Эта традиция родилась, чтобы в суровых условиях никто не остался оставить без пищи, даже в самый неудачный год. Актуален у этого народа обряд поклонения «хозяевам мира». На особых местах, называемых дарпикитами, оленеводы приносят духам священные дары. Есть у эвенков поверье: если оставить на священном месте ленточку, конфету или монетку, то есть, что-то личное — духи тебя полюбят и отведут беду или несчастье. А вот что-то забирать с дарпикит категорически запрещено, иначе духи непременно накажут.
Каплины, Николай с женой Натальей и сыном Андреем, содержат пятьдесят голов животных. Сейчас это считается крупным стадом. Еще сорок лет назадчисло одомашненных оленей наКатанге достигало 2500 голов.
Илэ с Катанги
Количество оленеводов постоянно уменьшается. Вырастая, дети стараются выбраться в райцентр, продолжать традиции некому. Во всем Приангарье на землях восьми районов оленей разводит почти полторы тысячи эвенков, и меньше трети из этого числаработают на Катанге, на самом севере региона. Именно тут эвенки до сих пор живут наиболее близко друг к другу. Сейчас здесь насчитываетсяпять оленеводческих семейств.
Примечательно, что эвенки с Катанги называют себя «илэ», что в переводе на русский значит «человек». А имя края — Катанга, берет свое начало от названия реки.Раньше именно так называли Нижнюю и Подкаменную Тунгуску, а в вольном переводе Катанга означает ледяная вода.
– Эвенки — малочисленная народность Севера России, одна из сорока. По всей стране их сейчас живет чуть больше35.Этническое развитиегруппы состоит в том, чтобы сохранить традиционныевиды хозяйствования: оленеводство, рыболовство, собирательство и охоту.Сам этноним эвенки стал официальным лишь в 1931 году. До этого ихзвали тунгусами, чтов художественном переводе означало «шествующие поперек гор». Согласитесь, это говорит не только о кочевом образе жизни, но и о мужестве, отваге народа, — рассказывает в беседе с корреспондентом «Русской планеты» руководитель региональной общественной организации «Союз содействия коренным народам Севера Приангарья» Нина Вейсалова.
Достоверно известно, что уже во втором веке до нашей эры предки эвенков заселили долины реки Нижняя Тунгуска. В 12 веке онирассредоточилисьпо Восточной Сибири: на востоке — начиная от побережья Охотского моряв западной частидо реки Енисейв северной, вплоть до Ледовитого океана. На юге — до Прибайкалья. Впервые письменно о тунгусах упоминают в 16 веке в описаниях царства Сибирского.
– Большинство этнографов, исследовавших Сибирь,привлекали эвенков себе на помощь как проводников по тайге. При этом первопроходцы о тунгусах всегда отзывались крайне высоко — смелы, горды и услужливы без раболепства. К примеру, ссыльный декабрист Вильгельм Кюхельбекер прозвал тунгусов сибирскими аристократами. Поэтутверждал, что костюмы эвенков напоминают ему костюмы испанских грандов.А популярный в 19 веке исследователь Матиас Кастрен именовал эвенков «дворянами среди сибирских инородцев». В своих дневниковых записях он рассказывал о тунгусах, как изящном, нарядном и щеголеватом народе, — говоритв интервью «Русской планете» иркутский историк Сергей Иванов.
По убеждению ученых, эвенки бесспорно великаясибирскаянация. Вмире нет другой народности, которая при столь незначительной численности смогла бы освоить такую крупную территорию. По мнению историков и этнологов, это в первую очередь говорит о незаурядных способностях эвенков.
– Эвенков считают лучшими во всем мире охотниками и следопытами.Также они прирожденные кочевники. Основным средством передвижения по тайге для них до сих пор остается верховой олень, или учаг. Также для перевозки груза они используют нарты, — продолжает Нина Вейсалова. —Я бы не смогла сказать, что первичнее или роднее для эвенка— быть охотником или оленеводом. Охота у тунгусов любимое занятие с древних времен. А оленеводство олицетворяет для них жизнь. И сегодня оленьв тех краях остается символом богатства и благополучия. Когда-то об оленьих стадах катангских эвенков шла слава. Сейчас, к сожалению, в крае всего несколькимэвенкийским семействам удалось сохранить стада домашних оленей. Животные в большей степении помогают им сохранять традиции и соблюдать обычаи предков. Вообще заниматься оленеводством очень изнурительно и тяжело! Поэтому испокон веков к оленеводам относились и относятся с большим уважением.
В тот же день дочь Николая Каплина с его внуком вновь сели в вертолет, чтобы вернуться на «большую землю». Глава семейства, его жена и сын остались шествовать поперек своих гор.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости