Новости – Люди












Люди
«Впервые почувствовал себя дома»
Максим и Николай. Фото: Павел Лавров.
«Русская планета» провела один день с воспитанниками детдома, прожившими неделю в собственной «социальной» квартире
15 апреля, 2014 10:45
13 мин
6:30
Звонит будильник. У Коли и Макса их два. От первого сигнала они просыпаются. После второго — в 6:45 — заставляют себя встать с кровати.
– Это мучение какое-то. Оторвать себя от постели очень тяжело, — рассказывает Коля, пока его сосед умывается. — Не потому что мы какие-то ленивые. Тут матрасы волшебные, как они называются? Ортопедические? Такие мягкие, удобные. Раньше никогда так не спалось.
Из ванной комнаты возвращается Макс, который должен приготовить что-нибудь к завтраку. Большой холодильник практически пуст. Еды на полках тоже уже не осталось.
– Что, парни, не рассчитали?
– Да нет, — улыбается Максим. — Просто последний день же сегодня, все съели. Завтра уже другие ребята заселяться будут. А на сегодня нам еды еще хватит, на завтрашнее утро тоже. Наоборот, все очень точно рассчитали.
На завтрак — молочная каша быстрого приготовления. Перед тем как поставить ее в микроволновку, Макс долго изучает инструкцию на упаковке. Ищет, на сколько минут выставлять таймер.
– Это еще просто. И быстро. Вот с обедом сложнее. Но мы учимся. На этой неделе даже плов готовили. Очень тяжело. Сам следишь, чтобы всего было в меру, чтобы ничего не сгорело. Это тебе не в столовую сбегать.
Завтракают не спеша и с удовольствием.
– В школу не опаздываете?
– Да вроде пока успеваем. Тут ходьбы-то две минуты.
Уроки у ребят проходят в соседнем здании — в детском доме № 95.
7:55
До начала урока время еще есть. Макс и Коля уже встретились со своими одноклассниками и обсуждают последние новости.
– Дроздов и Любинский! — зовет их социальный педагог. — Ну что, ребят, как дела? Как самостоятельность? Не надоела?
– Что вы, Татьяна Владимировна! Все хорошо!
– Вы там не голодаете?
– Ни в коем случае! Все нормально, не волнуйтесь.
– Ну, дуйте на урок. Математика у вас первым? Коля, поднажми на математику, у тебя с ней не очень.
Такой контроль — на уровне разговоров и ненавязчивых советов — максимум, который могут позволить себе педагоги в отношении детей, участвующих в программе «Социальная квартира».
– Когда мы только начинали этот проект, было очень страшно. Справятся ли дети? — рассказывает социальный педагог детского дома № 95 Татьяна Бабарицкая. — До сих пор есть некоторый тремор. Это и страх нового дела, и страх за детей. Страшно, когда ты видишь, что дети набивают себе шишки на ошибках. Мы знаем, что они их набьют, но сознательно даем им это сделать, потому что они должны этому научиться сами. Они всю жизнь под колпаком у взрослых, под присмотром воспитателей. И вдруг раз — и самостоятельны. И вы бы знали, как ребятам понравилось! Сами стирают, сами убирают квартиру, моют посуду. В коллективном воспитании эти навыки обычно упущены. И педагоги заметили, что те, кто попробовал самостоятельной жизни, они сами на себя иначе смотрят. И взрослых лучше понимают. И уже не хотят уходить из квартиры обратно в детский дом. Один парень нам сказал: «Я впервые почувствовал себя дома».
Программу адаптации «Социальная квартира» нельзя назвать уникальной. В некоторых регионах страны детдома такие проекты уже вовсю реализуются. 95-й — самый большой детский дом в Кемеровской области, поэтому и программа масштабнее.
– Я не знаю, как оценить важность этого дела, — говорит Татьяна Бабарицкая. — Понятно, что живя в коллективе, они и за год не получат тех знаний и навыков, как за неделю самостоятельной жизни. Даже если мы будем их на уроках этому учить и рассказывать, лучше-то один раз попробовать. Квартира — это именно квартира. Кухня, спальня, ванная комната. Ремонт, новенькая мебель, вся необходимая бытовая техника, посуда и прочие мелочи.
Очередность проживания определяет жеребьевка. До конца учебного года каждый выпускник детского дома попробует жить отдельно. Причем дважды. Сначала — неделю. Чтобы наделать ошибок. Потом — две недели, уже имея опыт и навыки.
– Например, девчонки у нас знали в теории, как жарить котлеты, но самостоятельно не пробовали ни разу. Ну откуда им было знать, что когда фарш готовишь, надо руки смачивать, чтобы он к рукам не прилипал? Что котлетки надо в сухариках обвалять? — рассказывает педагог Елизавета Быстрова. — А вот попробовали и на своем опыте научились, теперь на всю жизнь запомнят. Это тонкости, которые домашние дети знают, потому что постоянно наблюдают за родителями, а дети из детского дома этих социальных навыков лишены. И таких примеров мы накопили уже довольно много. Элементарно просыпаться надо научиться, чтобы на уроки не опоздать. Тут не придет воспитатель и не скажет: «Давай, просыпайся, лежебока»
11:20
Звонок на большую перемену. У Макса и Коли есть полчаса на то, чтобы перекусить. Одноклассники ушли в столовую, а им надо вернуться «домой».
Времени на плотный обед маловато: парни просто кипятят чай и на скорую руку делают бутерброды.
– Как вы домашние обязанности распределяете?
– Научились договариваться. Посуду, например, по очереди моем. Убираемся сообща. Каждый день. В чистоте жить здорово. Ну и вообще, вместе все делать веселее, это даже как развлечение у нас, — говорит Максим, дожевывая.
– Бывает, что я говорю: Макс, ты посуду моешь, а я тогда мусор выношу, — дополняет Николай. — Домашних дел, оказывается, так много! И стирка, и готовка. Насколько все в детдоме проще! Например, раз — в столовую сходил, голова не болит чего бы покушать. А тут все сами. И за нас никто не сделает. И надо время распределять — на что сколько потребуется. Ладно бы просто жить, так ведь учебу еще никто не отменял. А время распределять тяжело. Мы же пока не знаем, сколько на что надо. В кухне, например, мы засекали: картошку пожарить надо полчаса, а вот с тестом мы повозились долго.
11:50
Стук в дверь: в гости пришел один из воспитателей, Ярослав Неугодников. С порога огорошил.
– Коля, есть новости для тебя. На матч, на выезд ты не едешь. Это не обсуждается. Теперь с баскетболом всё. Другие задачи перед тобой стоят. У тебя ЕГЭ на носу.
– Да я понимаю. Я уже не переживаю даже, — вздыхает Коля. — Я понял, что учеба сейчас важнее. Чай будете?
Гостя проводили в зал и посадили на почетное место — перед телевизором.
– А как он у вас подключен-то? Вы как его смотрите?
– Да на флешку кино скачиваем и смотрим.
– А антенны нет?
– Да у нас и времени-то на него нет, домашку делаем. Кино какое-нибудь смотрим и снова учим что-нибудь. Мы за подготовкой долго засиживаемся, у нас же пробный экзамен скоро. Не до телевизора.
– Это хорошо, что вы это понимаете. Кстати, звонок скоро.
12:20
Максим и Коля снова идут на уроки. А я — к директору детского дома.
– Знаете, я помню, какая эмоция была у ребенка, который в числе первых прошел через опыт социальной квартиры, — вспоминает Галина Епонешникова. — Он сказал: «Как здорово побыть одному!» Реакция у всех разная. Но лучше они заранее попробуют этой самостоятельности, чтобы мы могли их в чем-то подстраховать, чем внезапно, резко окажутся перед лицом взрослой жизни.
Когда выпускники детского дома закончат школу, получат аттестаты, перед ними станет выбор: поступать в техникумы или вузы. Но навыки самостоятельной жизни пригодятся в любом случае. Лишь 5 % из этих ребят имеют свои квартиры или комнаты. Остальным необходимо общежитие.
Ребята, которые сейчас живут в квартире — первопроходцы. Поэтому и условия для них щадящие. Со следующего года, когда проект окрепнет, и задачи будут посложнее. Сейчас, например, продукты на неделю самостоятельной жизни ребятам выделяют со склада под руководством диет-сестры. Дальше будет сложнее. Воспитанникам просто дадут определенную сумму, которой нужно будет грамотно распорядиться: составить бюджет, научиться ходить в магазин, выбирать товары и так далее.
На следующих этапах обучения в социальной квартире педагоги планируют давать детям различные задания, например, сделать мелкий ремонт, преодолеть мелкое ЧП вроде отключенного электричества, разработан даже проект «Сегодня у тебя гости», что для «хозяина» квартиры с непривычки тоже может стать изрядным стрессом.
– Наша задача подготовить ребят к тому, что нас, педагогов, скоро рядом с ними не будет, — говорит Галина Епонешникова. — А еще у этого проекта есть и обратная сторона медали. Вы, наверное, заметили, что квартирка очень уютная, очень чистая, очень комфортная, прямо загляденье. Это ориентир. Это то, к чему надо стремиться. Это наш способ показать, каким может быть комфортный уютный дом. Пусть не сразу они смогут обзавестись своим жильем, и сделать его комфортным, но будут помнить, что дома может быть хорошо. Это чрезвычайно важно: помнить дом, в котором хорошо.
16:10
На обед — пельмени. Парни живо распределили обязанности, и пока один готовит мясо, второй взялся за скалку. Тесто липнет к рукам и к столу. Макс добавляет муки и тогда дело налаживается.
– Когда липко — неприятные ощущения. Вот так и начинаешь ценить труд поваров.
– Зато сам настряпаешь, кажется, что вкуснее.
– У нас в столовой очень вкусно кормят, — кивает парень. — Но только тут мы почувствовали, как сильно домашняя еда отличается. Вот пельмени покупные и те, которые мы сами делаем — это же такая разница, что никакими словами не передать! Нет, правда. Не передать словами.
– А помнишь курицу? — смеется Николай, ставя на плиту кастрюлю с водой.
– Ага, это вообще жесть была! Решили курицу пожарить.
– И что случилось?
– Оказывается, курицу пожарить это же катастрофа какая-то. Мы ее на сковороду бросили, а она как давай брызгать во все стороны! За тряпками побежали вытирать все, чтобы мебель не испортить. Заодно и прибрались.
– Как ни странно, получилось вкусно. Между прочим. Жиром все заляпали, но поели прямо с удовольствием, — вспоминает Коля.
– А первый ваш самостоятельный день и сегодняшний, последний, они сильно отличаются по ощущениям?
– Конечно! В первый день мы всего боялись, а теперь уже привыкли.
– Чего боялись?
– С приборами подружиться тяжело. Сначала инструкцию читаешь, потом только включаешь. Боязно, никогда этого не делали. Зато когда попробовали, поняли, что прикольно. Блендер — вообще вещь, чудо-техника, мы им каждый день пользуемся, — говорит Максим.
– Страшно сломать что-то, — подхватывает Николай. — Я когда хотел помыться в первый раз, я в душевую кабину зашел: там все эти краны, кнопки, шланги, — кошмар! Думал уже: да ну его, грязный похожу лучше, чем сломаю чего-нибудь. Потом ничего, освоился.
17:10
После обеда у парней — домашние задания. В квартире два письменных стола, поэтому они работают параллельно и весьма увлеченно. Хоть и сидят спиной друг к другу, но успевают и поболтать, и посмеяться. Им явно не скучно. Да и задали сегодня немного, поэтому справляются они быстро.
– Скучать тут некогда, — рассказывает Максим. — Домашних хлопот много, из школы приходим — надо уроки делать. А у нас сейчас 11 класс, задают прилично. К ЕГЭ готовимся. Хорошо, тут мы сами себе отбой даем. И даже этому мы научились: спать вовремя ложиться не потому что надо, а потому что знаем, что утром вставать рано и хочется выспаться.
– Хотя, бывает и такое, — дополняет Коля, — засиживаемся с уроками допоздна. Однажды смотрю — первый час уже, говорю, спать пошли, утром не встанем.
– А есть что-то, что у вас за эту неделю не получилось?
– Гречка, — в один голос отвечают мальчишки. — Это была вообще засада. Мы ее не так сварили. Да еще пересолили. Девчонку одну позвали на помощь. Она попробовали сахаром соль перебить. Вообще «бе-е-е» получилось, жрать невозможно. Мы тогда еще молока добавили. И только молоко все спасло. На удивление даже вкусно получилось. Вот. Оказывается, гречка — это наука целая.
– А еще мы осознали как это здорово — принимать гостей. Приходят к нам ребята из класса. Мы зовем иногда сами, особенно если еда остается. Иногда они к нам сами приходят, на запах, например, когда мы картошку жарили. Сегодня к ужину гостей позовем. Нас воспитатель научила тесто делать, будем стряпать.
18:00
Для Макса и Коли сегодня последний день самостоятельной недели. Завтра в социальную квартиру въедут новые жильцы. Передача жилья — целый ритуал. Обязательное условие — идеальная чистота. Это требование установили не воспитатели, а сами дети.
– Когда новые ребята приходят, мы им все показываем, опытом делимся. Где что лежит, как что работает, — рассказывает Коля, выметая из-под кухонного стола крошки. — Только потом ключи передаем. А самое главное — дневник. Его жильцы с первого дня ведут, очень подробно. Записывать надо: что было сложного, что понравилось, какие мысли были. Иногда за день по несколько страниц исписываем.
Показать дневник постороннему ребята отказываются. Говорят, там много личного. Это только для друзей и для воспитателей, которые стали родными.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости