Новости – Люди












Люди
«Все, кто с нами общается, рожают»

Анна Кузнецова и отец Владимир в будущем здании «Покрова». Фото: Владислав Беляков.
«Русская планета» провела день с Анной Кузнецовой — 32-летней матерью пятерых детей и руководителем пензенского благотворительного фонда «Покров»
25 февраля, 2014 15:33
13 мин
Встречаемся у Митрофаньевской церкви в 11 часов утра.
– Мы с батюшкой (супруг Анны, отец Алексей Кузнецов, — священник. — Примеч. РП) по очереди детьми занимаемся, — говорит Анна. — Половину дня он, половину я. Наш фонд участвует в организации пребывания ковчега с частицами мощей св. апостолов Петра и Павла. В церкви волонтеры помогали, а я должна была посмотреть, как идет работа. Ребята, хоть и новенькие, молодцы, не подвели. С отцом Владимиром переговорила. Он мощи из Саратова сопровождает. Его вы сегодня увидите, мы в обед встретиться договорились. Он в Саратовской епархии начальник отдела по работе с молодежью и хотел расспросить о нашем проекте. Мне он сразу понравился. Собранный, сосредоточенный человек без лишних иллюзий. Ну что, поехали?
Анна садится за руль старенькой иномарки, я — на пассажирское сиденье. Едем.
– Нужно обои докупить, не хватило нескольких рулонов, — говорит Анна. — Обычно строители сами приобретают, если крупные покупки. Они чеки берут, отчитываются. Но как они выберут обои в детскую комнату? Никак. Сейчас сами купим и поедем к строителям, покажу наш будущий кризисный центр. Мы по всем вопросам по зданию с подругой советуемся. Она дизайн в академии преподает и нам помогает. И перепланировку разрабатывала, и баннеры, и все-все-все. И обои она советовала.
– Что будет представлять собой кризисный центр?
– Центр защиты семьи, материнства и детства «Покров» — проект нашего благотворительного фонда. Честно вам сказать, я сначала вообще не надеялась, что мы просуществуем сколько-нибудь долгое время. У меня лично было недоверие к благотворительным организациям, к этим ящичкам в магазинах, в которые деньги собирают, и прочим подобным вещам. Но делать доброе дело хочется. И я подумала — начну сама. У меня есть человек замечательный — матушка из Республики Марий Эл, мы с ней 15 лет дружим. Она, кстати, профессиональный журналист и работает на крупном православном портале, и потому в курсе общественной жизни и деятельности благотворительных организаций. И, в общем, она «виновата», что я начала этим заниматься. Она мне постоянно рассказывала, как у них о брошенных детях заботятся, семьям помогают сохраниться, чтобы ребенок в детский дом не попал. Я думаю — что же мы-то ничего не делаем? Ну и начали.
Памперсы стали детям в больницу носить, еду и другие необходимые вещи. Отказников из больниц переводили в детские дома, мы за ними потянулись. Потом стали помогать крестить малышей. Точечную помощь оказывали. А хотелось, чтобы система была, чтобы труд не пропадал. Вот раскраски, например, принесут и все. А ты сядь, порисуй с детьми! Что он с ней сам в три годика сделает? В лучшем случае нацарапает там что-нибудь и разорвет. А хочется, чтобы помощь была настоящей, а не сюсюканьем. В общем, села и полгода изучала ошибки общественных организаций. Не было психологов-специалистов, методических рекомендаций, особенно в области доабортного консультирования, профилактики сиротства — ведь и аборты, и нежеланные дети, которые становятся отказниками, — это прежде всего следствие внутреннего кризиса. Шли интуитивно, на ощупь, а это неправильно. Я стала искать единомышленников. Нашла, а знания? В университете я в свое время училась неплохо, и у меня сохранились отношения с моими преподавателями (по образованию Анна — психолог. — Примеч. РП). Я попросила провести для наших психологов мастер-класс. Знакомая предоставила офис, где вечерами мы собирались и слушали специалистов. Выучились, получили сертификаты, что прошли курс на тему «Доабортное консультирование в ситуации кризисной беременности», параллельно консультируя в абортарии и женских консультациях города.
Паркуемся у магазина стройматериалов и идем за обоями.
– У нас с цветными барашками обои, – говорит Анна. — В детской, в комнатах для молодых мам. — Четыре рулона нам вот этих, с желтыми барашками, и клей, — обращается она к продавцу.
Закидываем покупки в багажник, двигаемся дальше.
– Полученный сертификат — это было уже серьезно! Такие «корочки» для Минздрава имеют большое значение. Но столкнулись с другой проблемой. Сколько ни просили гинекологов женских консультаций направлять к нам на беседу женщин, которые хотят сделать аборт, толку было мало — не привыкли, да и доверия не было. А мне причина вообще непонятна была, ведь так очевидно: если хоть одну отговорим — жизнь спасем! И тут пришла идея — организовать конкурс: какая консультация меньше абортов сделает, такая и победит. Приз 20 тыс. рублей лично гинекологу и компьютер для женской консультации. Неплохо?
– А деньги где взяли?
– Помогла женщина, которая когда-то сделала аборт и жалеет об этом. Она сказала: «Если будешь заниматься, я тебе помогу». И дала 20 тысяч. Они и пригодились. А сын моей хорошей знакомой компьютер подарил.
– И конкурс сработал?
– До этого в месяц к нам приходило 6–7 человек. В первый же день после объявления конкурса пришло 9 женщин, во второй — 6 и так далее. Примерно 15% отговариваем. А ведь это живые дети. Опыт показал, что нужен не просто кабинет, в котором мы уговариваем женщин сохранить ребенка. Нужны специалисты по работе с женщинами, оказавшимися в кризисных ситуациях. Не только из-за беременности, а по целому спектру проблем. И когда мы откроем Центр, в нем будут работать и психолог, и юрист. Кадровые ресурсы у нас и раньше были, но помещения не было. Комнатушка одна, где мы сидим друг на друге. Добросердечная организация одна нас временно пригрела.
– А откуда возьмутся все эти психологи, юристы?
– Они есть. Наши все. Большая часть работает по призванию — на добровольных началах. А есть и на зарплате.

– И кто же платит зарплату?
– Зарплаты — целевые пожертвования. Полтора года назад я хотела в очередной раз бросить фонд, потому что у меня не было средств и с пятью детьми, знаете, ни времени, ни сил. Казалось, что я больше ничего не могу. Беспомощность была полнейшая. Просила помощи у Бога и… познакомилась с человеком. Он, как и вы сегодня, провел целый день со мной — в фонде «Покров». После чего он сказал: «Мне хочется, чтобы это дело развивалось...» и стал помогать с зарплатой. Представляете? Это потрясающе, конечно. Дай Бог ему здоровья. Деньги небольшие, даже по пензенским меркам. Девчонки получают радость от того, что делают. А тут им еще и зарплату дают. На зарплате в «Покрове» всего три человека, некоторые приняты через биржу труда, как многодетные или мамы детей-инвалидов. Остальные — энтузиасты. Штат вместе с волонтерами порядка 12 человек. Цифра плавающая, конечно. Бывает больше, бывает меньше. Но есть костяк — те люди, кому можно позвонить и днем и ночью. У нас такой режим, мы привыкли. Однажды с одной женщиной из администрации мы тоже провели целый день — ездили по городу и искали помещение для Центра. Мне постоянно все звонили, мы что-то решали по телефону. Она посмотрела на все это и говорит: «У нас тоже все время такая суета, только бестолковая какая-то, не знаю, для чего. У вас-то хоть все понятно — для детишек».
Останавливаемся на улице Красная Горка у двухэтажного обшарпанного здания, которое когда-то было детским садом. Площадь дома — 380 м2. Последние пять лет он пустовал и разваливался. Проходим внутрь. Там уже ждет отец Владимир.
– Это и есть наш Центр, — говорит Анна. — Точнее, будет. Надеюсь, что в Пасху справим новоселье. Две-три комнатушки хотя бы доведем до ума. Получили два гранта — 1,5 млн рублей в общей сложности. Для такого здания денег, конечно, мало. Но и это большая удача.

– Люди в Пензе охотно жертвуют? — вступает в разговор отец Владимир.
– Разные люди. Хозяйка сети кафетериев «Шоколад.ру», например, окна нам вставила. А знаете, как получилось? Она хотела помогать нуждающимся. Ее и отправили в «Покров». Сказали, что у нас все берут. Кормить никого было не нужно пока. А за окна — спасибо ей и за помощь в поездках в детский дом в Мокшан. Но деньги люди дают сложно. Всем нужны гарантии. Хотя отчасти виноваты сами благотворительные организации. Еще с 90-х годов. На всех легла тень «МММ» и благотворительных лотерей. Боятся обмана.
Анна Кузнецова проводит для нас с отцом Владимиром небольшую экскурсию по зданию. Рассказывает, где будет кухня, спальная, кабинеты, молитвенная комната. Показывает на единственную запертую дверь:
– Здесь ребята знакомые музыку играют. Попросились репетировать по вечерам. Заодно здание охраняют.
– Рок-группа?
– Не знаю, я значения не придаю.
Заглядываем в подсобку строителей.
– Здрасьте, сидим, не работаем?
Рабочие смущенно встают и молчат. В углу комнаты — включенный телевизор. Идет трансляция Олимпийских игр. Анна решает организационные вопросы, спрашивает про чеки на стройматериалы, объясняет, что нужно сделать за сегодня.
– И так каждый раз? Вы сами тут прорабом?
– Думаю, что временно. Был у нас прораб Володя из «Пензастрой». Но сейчас его бригада на другом объекте уже. Так уж он мужиков строил. Они у него как шелковые бегали.
Анна смотрит на часы. Ей нужно забрать детей из садика, отвезти домой и покормить. Договариваемся встретиться в 19 часов в спортивной школе — туда она повезет на гимнастику Дашу и Ваню.
– Хорошо хоть, что они у меня все в одном садике, еле добились, а то бы по всему городу до обеда их развозила, а после обеда собирала, — смеется Анна. – Вечером у нас будет с вами еще минут 40, если мы не обо всем поговорили. Отец Владимир, а с вами давайте встретимся в храме после того, как я верну детей с занятий домой. Часов в девять вечера.
19:15. Сидим в кафе торгового центра, расположенного рядом со спортивной школой.
– Знаете, что в нашей работе самое важное из навыков? — спрашивает Анна. — Оформлять документы: писать письма, положения, сметы, заявки, проекты, календарные планы и пр. Слава Богу, мы всему этому научились. Среди НКО сейчас мало кто умеет работать с документами. Относятся к этому пренебрежительно. А как ты можешь рассчитывать на системную работу, если не можешь грамотно объяснить на бумаге, что тебе нужно? Не забуду, как я доказывала, что «Покрову» нужно целое здание, хотя по России куча примеров и в рекомендациях президента есть про это. Вообще, удивительно, что нам все-таки его дали. Низкий поклон Юрию Петровичу Алпатову (председатель Пензенской городской думы. — Примеч. РП). Он очень нам помог. Я после заседания Думы, на котором решался вопрос о предоставлении нам помещения, вышла вся в слезах. Я крепкая, но трудно стоять и доказывать, что ты будешь заниматься нужным делом. А перед тобой сидят депутаты и, как ни странно, некоторые из них с пренебрежением сказали: «Да откуда мы знаем, чем вы там будете заниматься! Коммерческую деятельность развернете, наверное?» Я как раз была пятым беременная, Тимошку ждала. Даже дар речи потеряла, подумала: вот отправлю всех наших нуждающихся к этому депутату на прием — сразу разберется, чем мы занимаемся. Их ведь около 300: мамочки одинокие, многодетные, дети-инвалиды, взрослые сироты. Но большинство депутатов поддержали и проголосовали за нас.
– В жизни больше плохих людей встречается или хороших?
– Хороших, конечно! Может, повезло? Не знаю, как вы там напишете, но я считаю, их послал мне Бог. Другими словами я не скажу. Кстати, у всех кто нам помогает, рождаются дети. Даже у тех, у кого никогда раньше этого не получалось. 14 лет у одной женщины не было детей. Только начала баннер нам делать в защиту жизни, тут же забеременела. У другой пары семь лет детей не было. И молились они, и по врачам ходили. Стали ездить с нами к сиротам, участвовали везде, тоже забеременели. Представляете? И сейчас столько таких историй могу рассказать! Муж мой смеется, говорит, на этом другие вон какие деньги зарабатывают! Напиши, говорит, объявление, что от бесплодия спасаешь! А я говорю — лицензии нет.
Анна поглядывает на часы.
– Все, надо забирать детей. Как, вы говорили, ваше издание называется?
– «Русская планета». Это в интернете. В бумажном виде не выходит.
– Я почитаю обязательно. Когда дети уснут, я стараюсь в интернете некоторое время проводить. Читать, общаться. Вы, например, знакомы мне по «Фейсбуку».
Анна забирает Дашу и Ваню из школы гимнастики. Прощаемся. На часах — 20:00.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости