Новости – Люди












Люди
«Ни капли жира, ни грамма целлюлита»

Максим Саблин считается лучшим работником в компании. Фото: Кирилл Бакуркин
Корреспондент РП провел день на уборке снега с братскими коммунальщиками
22 января, 2014 11:08
6 мин
Братчане при каждом удобном случае не без гордости подчеркивают, что живут в районе, приравненном к Крайнему Северу. Но оценивая труд коммунальщиков, почему-то часто об этом забывают. Впрочем, уборка снега в Братске — дело обыденное, поскольку зима, которая длится с октября по апрель, обязывает не расслабляться.
Самая крупная управляющая компания города ООО «Жилтрест» обслуживает 587 домов в Центральном округе и ежедневно с 8:00 и до 18:00 убирает снег во дворах двумя снегоуборочными комплексами. В течение многих лет работы коммунальщиками выработан оптимальный технический состав такого комплекса — один бульдозер, один погрузчик, трактор с вращающейся щеткой, два грузовика и произвольное количество дворников. Сначала тяжелый бульдозер вскрывает снежный наст — делает самую грубую работу, затем погрузчик подчищает уголки двора, ссыпает снег в кучу и грузит его на самосвалы, следом проходит и убирает остатки снега трактор-щетка, а дворники завершают дело лопатами и метлами.

– В течение зимы успеваем каждый двор по два раза пройти, зачищая внутренние проезды до асфальта, — говорит РП ведущий инженер компании Ирина Бастаджан. — За год вывозим в среднем до 20 тысяч кубометров снега. Много это или мало? Ну, если из этого горку насыпать, то получится основание примерно двадцать на тридцать метров и сто метров высоты. Не пирамида Хеопса, конечно, но за несколько лет, думаю, наберется и на нее.
Основная работа, по словам специалистов, идет вокруг так называемого «задувного» дома. Сибирские дворы строятся по подобию огромных разомкнутых коробок, чтобы внутри них ветер не сбивал с ног. Ведь в Братске он вообще прекращается очень редко. Поэтому здание, которое противопоставлено основному потоку ветра, как правило, собирает на себя весь вал летящего снега, и вокруг него приходится чистить дорогу и тротуары чаще всего.
Первый час работы «снегочистов» уходит на то, чтобы бульдозер быстро прошелся по двору, взломав, как ледокол, 20-сантиметровый плотный слой снега. Затем тяжелая машина уезжает, и обломки начинает собирать маленький зеленый трактор «Диггер». Он носится по двору, сгребая снежно-ледовые куски. А пока грузовик в отъезде, «Диггер» заботливо сгребает в кучки затвердевшие осадки и аккуратно подрезает снежный наст возле припаркованных во дворе автомобилей.
– Всех оббежала, нашла владельцев припаркованных машин, только одного не смогла разыскать. Теперь на этом месте снег так и останется, — жалуется , в чьи обязанности входит наблюдение и контроль за работой снегоуборочного комплекса. — Объявления о том, что будут чистить от снега дороги, развешиваем накануне, но автолюбители не реагируют. Потом этот участок дворникам придется вручную убирать. Не понимают наши люди, к сожалению, что снег бесплатно только падает вниз, а на асфальте он уже денег стоит. И собрать его и увезти за город в копеечку обходится. Причем ведь сами жильцы и платят за уборку и вывоз.

Водитель погрузчика Максим Саблин, лавируя в опасной близости от иномарки, подгребая ковшом чуть ли не в сантиметре от тонкого металла кузова, сосредоточен и внимателен. Затем, перейдя от заездного кармана к тротуару, аккуратно проводит ковшом по краю бордюра, стараясь не оставлять снега.
– Посторонние люди почему-то любят мне советы давать. Ты вот там убери, там собери, там подгреби. Меня сначала это немного раздражало, а сейчас к таким «экспертам» нормально отношусь. Может быть, людям на самом деле виднее, они же всю жизнь в этом дворе живут.
– Сколько снега перекидываете за смену? — спрашиваю я.
– Ну, сама посчитай: в КамАЗ в среднем 25-26 моих ковшиков входит, каждый по 0,4 куба, за смену нагружаю 7-8 КамАЗов и 5-6 кузовов трактора. Сколько получается? — сурово спрашивает Максим.
Подсчитываю данные уже в тепле — выходит, что в среднем больше ста кубометров за рабочую смену поднимает маленький «Диггер». Собеседник РП признается, что всегда хотел быть трактористом. На своей машине работает два года, но уже хочется чего-то помощнее и попросторней. Да и в самом деле в кабине погрузчика комфорт минимальный.
– Зато тепло, — говорит Максим. — В кабине можно работать без верхней одежды.
Саблин рассказывает, что раньше, год назад, действительно был азарт и даже упоение процессом работы. Сегодня восторга поубавилось, но профессию свою он все равно не разлюбил.
Дворники за работой погрузчика наблюдают с благодарностью. Время от времени подгребают снег лопай к ковшу. За день один человек на «Диггере» делает их недельную работу. Позже в управляющей компании мне рассказали, что Максим Саблин считается лучшим работником в компании, хотя стаж его пока и невелик.
Если внутридворовые проезды в течение зимы убираются всего два раза, то тротуары по нормативам должны быть вычищены под асфальт ежедневно.
– Иногда даже в выходные выходим работать. Причем сами, по своей инициативе, не по приказу, — говорит дворник Дина Старченко. — Потому что свежий снег люди быстро утопчут, и его потом от асфальта не отскребешь. Надо сказать, что в большинстве люди нам благодарны. Бывает, что проходят мимо и просто «спасибо» говорят. Наш труд всегда на виду, его можно легко оценить, что называется, на глаз. Единственное плохо — зарплата небольшая. Но зато благодаря постоянной физзарядке, — смеется она, — дворники всегда в спортивной форме: ни капли жира, ни грамма целлюлита.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости