Новости – Люди












Люди
Однушка для дворника

Валентина Манушина. Фото: Алина Кулькова.
Корреспондент «Русской планеты» один день убирал улицы в Пензе
6 февраля, 2014 14:54
5 мин
Зимний рабочий день 55-летней Валентины Манушиной начинается в 7:00. В 6:55 я встречаю ее во дворе.
– Доброе утро! — говорит она и вручает мне лом и ярко-оранжевую жилетку. — Так как я работаю на двух ставках, нам с тобой нужно будет убрать территории около трех пятиэтажных домов. В каждом доме 6–8 подъездов. Времени расслабляться нет, так что вперед.
Долбить ломом лед мне тяжело. Валентина кидает снег куда проворнее, хотя возраст у нее не юный.
– Не устала? — спрашивает она спустя полчаса.
– Нет, — лукавлю я. — А почему вы выбрали работу дворника?
– А кто сказал, что я ее выбрала? Когда жила с семьей в Мокшане, работала в местном совхозе бухгалтером. Хотя понимала, что лучше жить в Пензе. Когда совхоз развалился, решили перебраться в город. У нас не было собственного жилья, а в 80-х его бесплатно давали только трактористам и дворникам. Вот я и устроилась работать в жилищно-коммунальное хозяйство. Первые 1,5 года ютились с мужем и двумя маленькими детьми в однокомнатной съемной квартире за 16 рублей в месяц. А потом мне дали однушку, но предупредили: в собственность мою она перейдет только после 10 лет работы. Платили тогда немного — 70 рублей в месяц. Для сравнения, учителя получали 110–120 рублей. Ой, смотри, сколько льда ты уже наколола! Держи лопату, а я пойду за другой схожу, снег чистить будем.
– Когда я 25 лет назад начинала, казалось, что работа очень тяжелая, — Манушина пытается меня подбодрить, когда я начинаю чистить снег около одного из подъездов. — Потом втянулась. И вообще, знаешь, весной работать намного сложнее. Люди чего только не выбрасывают из окон, и когда снег тает, появляются все «подснежники»: одноразовая посуда, бумага, упаковки. И это все надо убирать, даже если не хочется. Другая проблема — пластиковые окна и двери, которые часто меняют жильцы. Старье они относят на контейнерную площадку. Хотя, думаю, вывоз тех же самых окон заложен в цене, которую устанавливают фирмы в установку новых конструкций. Но об этом никто не заботится. В результате все ложится на плечи дворников. Сейчас люди стали чаще менять мебель. И старые кровати, диваны, столы тоже выбрасывают.
За разговором не замечаю, как мы убрали территорию около двух домов. Время уже подходит к 11:00. Значит, уже можно сделать перерыв. У дворников им официально считается время с 11 до 13 часов.
Мы с Валентиной идем в подсобку — в подвальное помещение местного МУПа. В одном углу свалены веники, в другом — ведра, лопаты расставлены вдоль стен. Иду к батарее — согреть руки.
– На зиму мужчинам выдают одну пару валенок, — рассказывает дворник, заваривая нам чай, — а женщинам — бурки. Еще спецовку, перчатки, жилетки. Но еще несколько лет назад нам приходилось щеголять зимой в фуфайках, а летом — в черных халатах. Вот такая профессиональная мода.
– А какая зарплата у дворников? — интересуюсь я.
– Ставка дворника 5 тыс. 926 рублей. У меня в месяц выходит 10 тыс. рублей. И знаешь, дворникам можно даже в чем-то позавидовать. Когда два года назад мы стали относиться к новой организации, руководство предоставило квартиры всем, кто нуждался в жилье. Мне дали однокомнатную. Пусть в собственность ее оформить нельзя, но жить в ней можно сколько вздумается. Работа мне не надоела. Когда дети были маленькими, помогали мне. Бывало, вечером говорю: «Пойдемте на улицу, снежок покидаем». Они всегда соглашались, а мне на следующий день было легче работать. Сейчас дочь работает архитектором, сын — юристом.
В 12:00 насыпаем в ведра песко-соляную смесь. Она нам понадобится, чтобы посыпать дорожки. И вот мы опять на улице, чистим снег около третьего дома.
– Молодежь к нам не идет работать. В основном трудятся люди предпенсионного возраста. Несколько лет назад приходили устраиваться три узбека, лет по 25 им было. Так они несколько недель поработали и уволились. Во-первых, их не устроила зарплата, а во-вторых, по степени тяжести наш труд можно сравнить со строительством. Не схалтуришь!
С этим не поспоришь. Понимаю, что спина уже начала ныть, руки не хотят слушаться, а надо еще очистить небольшой пятачок рядом с контейнером.
И действительно — к началу 2014 года дворники и уборщики территорий заняли седьмое место среди самых востребованных профессий в Пензе, как сообщает центр занятости. Городу нужны 282 человека.
13:00. Двор очищен от снега.
– Теперь давай посыпать дорожки! — Говорит Валентина. — Только аккуратнее и экономнее.
– Какой уж тут экономнее? — я возмущаюсь. — Скользко же на улице! Буду сыпать столько, сколько захочу.
Песок оказался тяжелый, а бегать за ним в дворницкую пришлось несколько раз.
14:00. Чувствую, что начинаю опять замерзать.
– Профессиональные заболевания есть и у нас, — вздыхает Валентина Викторовна, когда мы несем инвентарь на место. — Это и остеохондроз, и другие болезни суставов, и простудные заболевания. Вот весной, когда начинает все таять, приходится ходить по лужам. Осенью — убираться под дождем. А ты — молодец. Приходи к нам работать.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости