Новости – Люди












Люди
Записки из подполья

Иркутский издатель запрещенной периодики Игорь Подшивалов. Фото предоставлено из частной коллекции
О чем писал иркутский самиздат с царских времен до 1990-х и где его найти сейчас
15 мая, 2015 13:56
11 мин
– Самиздат существовал всегда и сейчас есть, — говорит РП самый опытный исследователь самиздата в Иркутске, журналист Владимир Скращук. И показывает свою богатую коллекцию, которую собирает больше 10 лет.
— Исследовать литературу, созданную «на коленке», — дело неблагодарное. Если вот этот журнал «Свеча» еще можно встретить в редких частных коллекциях, то «Архивариус», который издавал молодой иркутянин Игорь Подшивалов, уже не найдешь. О «Литературных тетрадях» Бориса Черных, за которые он сел на пять лет, сегодня тоже можно только послушать-почитать. Само издание сгинуло. Частично его уничтожили сотрудники КГБ, остальное — сами авторы. Я в последний раз слышал о двух экземплярах, дотянувших до этого века.
В частных коллекциях или в особых папках у старожилов — в основном региональный самиздат можно встретить там. В библиотеках подшивок не найдешь — пытались и мы, и коллекционеры. Зато нелегальная литература может и просто валяться дома у кого-нибудь, кто не знает о ее ценности.
– В итоге архивов самиздата чрезвычайно мало, — рассказывает РП другой журналист, Сергей Наумов. — Один из каталогов, упоминающих 1934 издания, содержит описание семи иркутских. Из них два самиздатом назвать нельзя: у них есть официальная регистрация. Остальные пять неформальных изданий Иркутска — «Свободное слово», «Литературные тетради», «Подснежник», «Архивариус» и «Свеча». Причем о «Подснежнике» только упоминание в других изданиях осталось, и «Свободное слово» 1956 года выпуска сгинуло. Разве что в архиве КГБ по делу диссидента Леонида Бородина лежит.
Самым первым самописным журналом Иркутска местные филологи считают издание 1796 года. Тот журнал не сохранился, даже его содержание неизвестно. Есть лишь упоминания о нем.
– Тогда создание подпольной литературы в Иркутске, как ни странно, приветствовалось. Директор женской православной гимназии поощряла каждый класс издавать свой рукописный журнал. Своей подпольной печатью была известна и духовная семинария Иркутска, а также кадетский корпус. И семинаристы своим рукописям присваивали довольно-таки неортодоксальные названия: «Лиходей» или «Разбойник». Это может рассказать об их нравах больше, чем любые воспоминания их наставника. И, де-факто, несмотря на отсутствие запрета, это была классика самиздата: самописность, небольшой тираж, ограниченная аудитория, — перечисляет Наумов.
Стартом именно нелегальной периодики эксперты считают весну 1881 года, когда страну взбудоражила смерть Александра II. Газета «Сибирский голос» устроила антицензурную акцию: напечатала номер 11 мая с огромными белыми пятнами.
– Пустыми остались места, где располагались материалы, которые запретил цензор. Цензура ведь после смерти императора особенно ужесточилась. Такими «дырами» газетчики сделали первую попытку повоевать с запретами, поставив в номере официальное объяснение: «Редакция, не найдя в законе о печати запрета оставлять пробелы в местах, вычеркнутых цензурою, допустила пробелы». На что глава управления по печати князь Вяземский заявил, что пробелы в газете недопустимы, поскольку являются «косвенным протестом против цензуры». Читатели этот номер в итоге не увидели. Зато «Народная воля» изготовила настоящий самиздат, массово отпечатав нелегальные поздравления «с гибелью тирана», — рассказывает Сергей Наумов.
По его словам, подпольное издание газет и брошюр в Приангарье с тех пор никогда не «затихало». Одним из первых советских самиздатчиков журналисты называют Мартемьяна Рютина из Усть-Удинского уезда.
– Рютин, будучи членом ВКП (б), подпольно популяризировал брошюру «Сталин и кризис диктатуры». В 1932 году первый самиздатчик СССР был приговорен к десятилетию лагерей, в 1937-м его расстреляли, — говорит Скращук. — Также наша область может «приписать» себе и известного философа Александра Меня. Студентом он печатал здесь самиздат. Как и диссидент Анатолий Марченко, отправленный в Иркутскую область в ссылку.
Все самиздатчики хорошо понимали, что в Уголовном кодексе для желающих писать «себе и друзьям» есть две статьи: ст. 70 «Антисоветская пропаганда» и ст. 191 «Распространение ложных размышлений, порочащих Советы». Их отменили 25 лет назад, но к 1989 году по ним уже успели отсидеть практически все «самописцы» области.
– Самый известный «сиделец» по этим статьям — Борис Черных, юрист, что редкость для самиздатчика, комсомольский работник и сотрудник редакции вполне легального журнала. В 1964 году как сотрудник «Братскстроя» он отправил на съезд ВЛКСМ трактат о «наболевших проблемах молодежного движения». За него он был исключен из партии и уволен. Пошел работать учителем в школу, где организовал среди старшеклассников подпольный кружок, но по доносу и оттуда его уволили. Черных стал сторожем в Ботаническом саду, параллельно руководя 15–20 участниками «Вампиловского книжного товарищества». Его члены готовили самиздат «Литературные тетради». Черных арестовали в 1982 году, впаяли пять лет лагерей и три года ссылки, — замечает Наумов.
По его же словам, второе дыхание у советского самиздата открылось после прихода к власти Хрущева. Дискуссии из кухонь постепенно перешли в общественные места, и самопечатники осмелели.

Издание «Голубые города». Иллюстрация предоставлена из частной коллекции
Издание «Голубые города». Иллюстрация предоставлена из частной коллекции
– На фоне «оттепели» в соседнем Усолье в 1967 году появляется удивительный для того времени и места глянцевый литературный самиздат под неполитическим именем «Голубые города». Авторы изящно надули усольскую типографию: внутренние полосы с рассказами и поэмами они отдали туда якобы для вкладки в легальную многотиражку. А обложку для сборника напечатали уже в типографии Иркутска тысячей экземпляров. Лирическое название и романтическая обложка прошли незамеченными для цензоров. Однако позже создателей сборника все же «привлекли» к беседам в комитете комсомола и в органах.
Следующий рассадник нелегальной печати организовал студент филфака Иркутского госуниверситета Игорь Подшивалов. В 1979 году он — еще подростком! — навербовал самиздатовскую редакцию для литературного журнала «Архивариус».
– Мне удалось увидеть этот журнал лично, но в Иркутске ни одного из его номеров, вероятнее всего, уже не осталось, — полагает Скращук. — У Игоря был примечательный почерк инженера-чертежника, очень понятный и разборчивый. Он с детства интересовался анархизмом, пиратством, историей Махно, поэтому номера «Архивариуса» были забиты его рассказами о революционерах и анархистах, Бакунине например. В итоге редакции Подшивалова удалось выпустить с десяток журналов со стихами и рассказами. До сих пор не могу понять, почему их не поймали и не наказали за эту самописную типографию. Повезло, наверное.
На «Архивариусе» Подшивалов не остановился. Спустя четыре года после старта первого своего самиздата он выпустил журнал «Свеча».
– Отголоски дела посаженного Черных еще гремели по Сибири, а он издает первый номер самиздата, в котором публикует абсолютно безумное признание: «Очередной самиздатовский альманах». То есть прямо заявляет, что готовит самиздат, зная, что за это полагается статья, — качает головой Наумов. — Над тем альманахом трудились ныне известные журналисты и вполне легальные издатели: Михаил Дронов, владелец известного в регионе информагентства «Телеинформ», его жена Елена Веселкова, Владимир Симиненко, руководитель издательского холдинга «Номер один» и создатель иркутской энциклопедии, Павел Мигалев, известный журналист и исследователь истории Приангарья.
Все номера «Свечи» уже печатались на машинке, а на последней странице издания редакция шутила: «Уважаемые читатели! Редакция приносит вам свои извинения за низкий уровень печатания. Желающие ликвидировать этот недостаток и обладающие квалификацией машинистки могут обратиться в редакцию. Мы будем рады вашей помощи!»
– В 1984 году сам Подшивалов, уже пятикурсник, и «задул» «Свечу». Неудивительно, у него ведь начались большие проблемы в деканате из-за саркастичных шуток на тему советской власти. «”Мы пойдем другим путем!” — объявил паровоз и застрял в болоте», — например. В итоге Подшивалова выгнали из университета. Повезло еще, что не посадили, — комментируют иркутские исследователи.
Правда, в 1988 году «Свеча» вновь стала публиковаться, уже в более технологичном виде и легально.
– Три номера вышло в 1988 году и еще один в 1989-м. Альманах занимал до 97 страниц альбомного формата. На некоторых номерах даже красовались фотообложки, а к каждой рубрике рисовали отдельные заставки, — вспоминает Наумов.
Следующей темой, заинтересовавшей подпольных издателей, стал советский рок. История рок-самиздата в Иркутске в виде журнала «Благим матом» в итоге даже попала в энциклопедию «Золотое подполье».
Но авторы рок-энциклопедии не упоминают один известный иркутский рок-самиздат времен Советского Союза — машинописный журнал с красивым именем «Магазин убитых». По сведениям Скращука, выпускали его в том числе на деньги Сергея Предеина, который позже стал пресс-секретарем губернатора, а потом и Заксобрания Иркутской области.
Был известен и братский журнал «Житинcкий № 7».
– Столичные хроникеры даже называют этот самиздат основной достопримечательностью Братска. Между тем, «Житинcкий» — это типичная любительская малотиражка и фэнзин братских студентов. «Гребенщиков — вовсе не старая калоша, он что-то вроде поношенных фирмовых кроссовок, любишь которые больше по привычке, а выбрасывать жаль», — цитирует музыкальных критиков Наумов.
А в 90-е у любителей музыки появился совсем уже не подпольный самиздат «Куда идешь?».
– Дух наивных 90-х этот самиздат передает крайне правдиво. Например в одном «Куда идешь?» печатали беседу с музыкантом рок-группы «Нравы времени» из Саян. С его рассказом, что творилось в камерной библиотеке для детей в центре Иркутска: «Там, в библиотеке на Чехова, я как-то выступал с Колей Рок-н-Ролл, он тогда заехал в Иркутск. <…> И мы заиграли. Ну, а дальше пошло-поехало: он разделся, стал бить банки, резать себя», — зачитывает из рок-издата собеседник.
***
Сегодня, уверены эксперты, самиздат не менее актуален и востребован, чем в царской или советской России, но он трансформировался и стал доступнее как для читателя, так и для «издателя».
– Ведь что такое самиздат? Любое произведение, которое автор сам придумал, сам написал, а потом распространил. Просто сегодня технически сделать это намного проще: есть блоги, страницы в социальных сетях. Подпольность же «издата» отличает, на мой взгляд, незамыленность темы или ее умышленная замалчиваемость. В общем, все, что злободневно, но почему-то не обсуждается на страницах официальных СМИ — потенциальная тема для самиздата, — убеждены иркутские исследователи.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости