По состоянию на 29 мая 10:35
Заболевших387 623
За последние сутки8 572
Выздоровело159 257
Умерло4 374
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

«Нужно ввести в обойму стратегических объектов»

Что происходит на легендарном судостроительном заводе «Море» после возвращения Крыма в состав России
Дарья Прохорова
23 ноября, 2015 17:58
6 мин
Судостроительная компания «Море». Фото: wikipedia.org
В последние полгода «Море» то и дело попадает в новостные хроники. Конфликт с заводом-куратором, петербургской «Пеллой», и обращение к Владимиру Путину, разговоры о ликвидации предприятия и переход в государственную собственность — об этом и многом другом пишет федеральная и местная пресса. Сейчас и без того сложная ситуация получает все новые витки развития. «Русская планета» вспомнила, насколько стратегически важным для страны был завод, и выяснила, когда предприятие сможет снова заработать на полную мощность.
«Крылатые корабли, известные во всем мире»
Феодосийский завод «Море» был построен в 1938 году и имеет славную 77-летнюю историю, за время которой с его стапелей сошло более 600 судов. После полного разрушения во время Великой Отечественной войны предприятие удалось восстановить, несмотря на огромные трудности. С 1947 года основным профилем завода стало производство скоростных кораблей и судов из легких сплавов. Изначально предприятие специализировалось на военном судостроении, но с конца 1950-х годов начало выпускать и гражданские суда: известные по всему бывшему Союзу «Ракеты» и «Кометы», а также корабли на воздушной подушке, которые до сих пор используются, например, в Греции и на Кубе.
– Наш завод в Советском Союзе считался заводом стратегического значения, — сказал в комментарии РП Виталий Нелипа, главный конструктор проектов завода «Море». На предприятие он пришел в 1965 году и проработал на нем всю жизнь. — Мы осваивали авиационные технологии, я лично в этом участвовал, когда был молодым специалистом. Мы ездили по авиационным заводам России и Украины, набирались опыта. Несколько поколений первоклассных специалистов выросли на этом заводе и многое привнесли на предприятие. Здесь были построены гигантские цеха, которым нет равных даже в Европе. Как можно допустить, чтобы такой завод исчез? Разве он больше не нужен России? Я думаю, что наш завод необходимо снова ввести в обойму стратегических объектов страны.
По словам Нелипы, в последнее время завод выпускал катера для пограничников. Были построены два больших тридцатиметровых катера, один отправили на Украину, а другой остался недостроенным. Еще у завода был заказ на два скоростных катера для охраны украинского президента.
– Но, конечно, специализируемся мы не на катерах, — отметил Нелипа. — Наша специализация — это «Зубры».
Гордость завода и на сегодняшний день его главное детище — суда типа «Зубр». Они строятся на предприятии с середины 1980-х годов и предназначены для высадки десанта на побережье и его огневой поддержки. В 2002 году заказчиком одного «Зубра» стал ВМФ Греции, а в 2014 году закончено строительство двух подобных кораблей для КНР. «Зубры» не раз участвовали в крупных показах российской военной техники в Москве.
В 2011 году на заводе произошла авария: обрушился кран, который использовался для подъема готовых кораблей. Тогда завод в очередной раз доказал, что способен преодолевать трудности и достойно выходить из сложных ситуаций.
– Последствия аварии устранили сразу, — сказал Нелипа. — Я лично участвовал в подъеме крана, разрабатывал схему его подъема, и мы выполнили все, что требовалось. Потом мы изобрели новую технологию, по которой те краны для подъема готовых кораблей уже не нужны: мы можем выкатывать их по рельсам.  
Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.2 «Зубр". Фото: wikipedia.org
Сейчас у «Моря» нет крупных заказов, и завод занимается ремонтом мелких судов, чтобы обеспечить свои хозяйственные нужды. На этих небольших заказах заняты далеко не все рабочие. Многим пришлось уехать туда, где регулярно платят зарплату: за последнее время численность рабочих «Моря» сократилась примерно с 1 200 до 700 человек. А ведь когда-то на легендарном заводе трудились тысячи корабелов. Память об этом хранит установленный в 1975 году в поселке Приморский мемориал в честь трудовых подвигов многотысячного коллектива завода «Море», строившего крылатые корабли, известные во всем мире.
Борьба за государственный статус
– От представителей всех структур, с которыми мы имели дело, слышно одно и то же: предприятие не может работать, ему нужно вливание, только после этого оно начнет что-то выполнять, — говорит Любовь Степунина, председатель профкома завода. — Но сейчас мы в процессе продления договора с Китаем. Непонятно, почему коллективу не позволяют начать работу. Почему предприятию не дают возможность возрождения?
Степунина отметила, что в последнее время заводу не раз пророчили полный провал, говорили о том, что «Море» больше ни на что не способно. Люди разъезжались в поисках стабильности, но стоило появиться заказам — рабочие возвращались в Крым из Петербурга и даже с Дальнего Востока. Дело в том, что многие хотят жить и работать здесь, в Крыму, а не ездить в другие регионы.
– Мы хотим, чтобы Россия в нас поверила и помогла с заказами. Вот единственная наша просьба, — сказала Степунина. — Мы накопили большой опыт, у нас есть специалисты, есть производственные мощности. Мы хотим, чтобы кровь на нашем заводе снова зациркулировала.
После вхождения Крыма в состав РФ Феодосийский судостроительный завод «Море» был национализирован, а на базе его имущества создана новая организация — государственное унитарное предприятие Республики Крым «Судостроительный завод "Море"». По решению Министерства промышленности и торговли РФ инвестором и куратором завода «Море» стала петербургская «Пелла». В марте 2015 года рабочие завода «Море» обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой отменить «дорожную карту» — план по развитию предприятия на ближайшие несколько лет, предложенный «Пеллой», — и сохранить завод как государственное предприятие. Обращение было услышано, и в мае 2015 года на завод приехала государственная комиссия во главе с академиком Игорем Дмитриевичем Спасским.
7 октября 2015 года принято решение правительства РФ о передаче ГУП РК «Судостроительный завод "Море"» в федеральную собственность. Предприятие теперь подчиняется непосредственно Министерству промышленности и торговли России, а его директором назначен Олег Зачиняев, руководитель фирмы ООО «Каффа-порт» — дочернего предприятия «Пеллы». Что ожидает коллектив завода «Море» в связи с принятием этих решений — покажет время.
темы
6 мин