Новости – Общество
Общество
Новый бренд с берега Устьи
Александра Кокорина на съемках клипа с певицей Верой Ивойловой. Фото: из архива Алексея Шептунова
Сокровищница фольклора народов Севера станет достоянием общественности
17 февраля, 2016 16:00
8 мин
В Архангельской области взошла новая звезда русского фольклора. Ее зовут Александра Васильевна Кокорина, она живет в глухом селе и ей 82 года. На днях в Доме культуры поселка Октябрьский Устьянского района состоялась презентация ее диска «Песни Устьи», который был выпущен московским лейблом Sketis Music, специализирующимся на музыке в стиле этно и фолк.
Баба Саня, как зовут Александру Васильевну земляки, к обрушившейся на нее известности готова не была. Деревня Орлово, в которой она живет, — тишь да гладь в стороне от шумных дорог, на окраине Устьянского района, что лежит у границы Архангельской и Вологодской областей. О ее певческих талантах знали, пожалуй, лишь односельчане: в местном ансамбле она — запевала. Однако главное в ее творческой судьбе — не голос, а память, что хранит в себе целую сокровищницу фольклора. Таких людей, настоящих носителей традиционной русской народной культуры, теперь единицы. И фольклористы считают встречу с каждым из них огромной профессиональной удачей.
Эта удача улыбнулась в свое время Алексею Шептунову, лидеру архангельского фолк-коллектива Moon Far Away. В 2007 году группа снимала клип на одну из своих песен, выбрав в качестве натуры живописные ландшафты Устьянского района с его рекой Устьей и подвесными мостами. В сюжете были задействованы две героини. На роль младшей пригласили Веру Ивойлову, известную в районе певицу, исполнительницу и собирательницу устьянского фольклора. А уж она познакомила Алексея и съемочную группу с Александрой Кокориной, которую считает своим учителем.
– Она оказалась очень энергичной, обаятельной, самобытной, артистичной, — рассказывает Алексей Шептунов, — на каждую жизненную ситуацию у нее присказка или поговорка. Наливает гостям по рюмочке и приговаривает: «Ну, рюмочка Христова, ты откуда? Я с Ростова». Это особый тип личности, очень восприимчивый ко всему вокруг. У таких бабушек чрезвычайно гибкий ум. Будучи хранительницами традиций, они, тем не менее, не зациклены на прошлом, а открыты для всего нового. Два дня мы снимали клип, а вечером засели у бабы Сани в гостях. И она, не снимая костюма, стала петь. Я смотрю, а наша оператор, девушка, давно работающая на ТВ, которой чего только не доводилось видеть, слушает эти песни со слезами на глазах. И мы поняли, что они заслуживают отдельной записи. Однако этот проект осуществился только через 7 лет. Я купил портативную аппаратуру, которая позволяла вне студии сделать запись приличного качества, и мы записали Александру Васильевну прямо в избе. Там нет никаких эффектов, только тиканье ходиков, скрип половиц и прочие звуки дома.
По словам Алексея, мощный медиапоток буквально вымывает остатки народных традиций из человеческой памяти и национальной культуры. И даже деревенские бабушки, в ответ на просьбу исполнить что-то фольклорное, выдают нечто из плей-листов коммерческих музыкальных радиостанций. Тем ценнее репертуар бабы Сани — фольклорные лирические и плясовые песни, а также частушки — самые востребованные жанры в деревенском быту XIX века. Поет Александра Васильевна, в основном, а капелла, но может и под гармошку. А иногда подыгрывает сама себе на балалайке. Кто учил ее — не сознается. Говорит, сама всему научилась. А пела с детства. Именно пением, будучи школьницей, заработала себе лапти. Говор у бабы Сани — тот самый, старинный, аутентичный, характерный для ее земли. С непривычки разобрать некоторые слова ее рассказа, вошедшего в диск, трудновато.
«Надо в школу ити, надо в школу ити, а у мне обуть нечего. Ну, нечего обуть, а босиком.. А босиком я раза три сбегала, до хоти пять килОметров, хвати взад-вперед — так ноги нащчокотала. Где тут? Всё! Не пойду больше пешком, ноги у мня болят. Не могу! Он внучке (неразбор.) будет идти… Я долго не думала. Ну-ко, пойду, пойду уже к нему. Я пришла, я говорю: “Дедушка, мне бы вот, надо бы, в школу ити, и лапот нету”. “Дак, дитятко, не знаю что делать-то с тобой, делать-то..” “Дак не знаю, што будешь со мной-то делать. Дать-то с меня не знаю тиго, я тожо скупо живу, у меня нет нитиво, дак не знаю, тего дать-то тебе? Чем поделитя?” А он: “Знаёшь што? Давай-ко подём. Подём-ко наверьх..” Наверьх пришли. Ну, я говорю: “Че наверьху будем?” “А давай-ко, ты садись, ты мне песни пой, а я лапти плести”. Так я сидела песни пела, а он лапти сплёл. А он мне хвати-ко, пара надо лапеть, и мне надо всё запевать, мало ли песен надо спеть? Ой, я пришла домой с лаптями, бежу. Мамка: “Шо быстро ты бежишь-то, радости у тебя-то столько?” “О, мамка, у меня-то лапти сегодня есть”».
Архангельская губерния, когда-то включавшая в себя половину современной Карелии, всю Мурманскую область и республику Коми, во второй половине XIX века была открыта российскими учеными Павлом Рыбниковым и Александром Гильфердингом как настоящий и богатейший заповедник музыкального фольклора. Столичные гости обнаружили здесь россыпь былин, исторических, бытовых и обрядовых песен, привнесенных из древних славянских городов и со временем обогащенных северными сюжетами, а также характерной для этого края своеобразной мелодикой песнопения. Северных сказителей и бабушек-певиц стали привозить в Москву и Петербург, устраивая им концерты в самых престижных залах. Фольклорные мотивы начали использовать в своих произведениях композиторы, художники и писатели. Позднее, уже в XX веке, к теме былин обратился советский кинематограф, создав целый ряд популярных фильмов о героях русского эпоса. Так в период новой истории Россия обретала свою культурную идентичность.
Алексей Шептунов в гостях у Александры Кокориной. Фото: из архива Алексея Шептунова
Алексей Шептунов в гостях у Александры Кокориной. Фото: из архива Алексея Шептунова
Орлово, родная деревня бабы Сани, стоит на левом берегу реки Устье, долина которой славится среди фольклористов как один из наиболее интересных и самобытных с точки зрения традиционной народной культуры регионов. На Архангельской земле существует несколько фольклорных ветвей, разбросанных географически: Пинежье, Поморье, Онега и Мезень — каждая интересна по-своему, и поют везде по-разному. Устьянский район ближе к центральной Руси, к Вологодчине, у его говора и певческой манеры свои особенности, связанные именно с территориальным расположением.
– Я решил, что нужно выпустить не просто диск, а коллекционное, роскошно оформленное издание, — поделился Алексей. — Материал этого заслуживает. Договорился с Sketis Music — лейблом, который специализируется на фолке. Идею поддержала администрация Устьянского района, в которой, как оказалось, работают очень творческие люди. Замглавы Ольга Ижемцева сама увлечена фольклором и поет. Релиз состоит из двух дисков: аудио с 18 треками и видео с 3 клипами. Тираж небольшой, 500 экземпляров. Но этого хватит, чтобы с ним познакомилось российское фольклорное, в том числе, и научное сообщество. На презентации зал ДК был полон, люди аплодировали стоя, некоторые плакали. Во время своего выступления на этом вечере я сказал, что у Устьянского района появился еще один бренд, точнее, он был, но о нем никто не знал. Теперь о нем узнают многие, не только в Архангельской области, но и в России. Мне кажется, что сегодня наши соотечественники стали более активно интересоваться историей страны, у людей как будто появилась потребность осознания себя частью целого, у чего есть прошлое и будущее.
С бабой Саней Кокориной, ставшей в свои 82 звездой, уже ведутся переговоры о ее выступлении на одной из престижных площадок Архангельска — сцене Марфиного дома. И, если все сложится, простая архангельская крестьянка споет в старинном особняке Коммерческого собрания — там, где до революции собиралось высшее общество.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости