Новости – Титульная страница
Титульная страница
Интернатура для учителей
Молодые учителя. Фото: Лев Устинов, из архива РИА Новости
Нижегородские педагогические вузы хотят привить своим студентам любовь к профессии
20 ноября, 2013 15:09
2 мин
Молодые учителя Нижнего Новогорода не хотят работать по специальности. По официальным данным Нижегородского педагогического университета им. К. Минина, несмотря на то, что после выпуска в школы идет работать примерно 70 % их студентов, больше половины из них меняют сферу деятельности уже в первые два года. Причиной этого, как считают в университете, помимо невысокого уровня зарплат в городских школах, является отсутствие механизмов входа в профессию. Для того чтобы решить эту проблему, в Нижнем Новгороде запускают проект «Клинические базы практик». Он призван помочь будущим учителям адаптироваться в педагогической среде.
На данный момент система прохождения педагогической практики такова: начиная с первого курса студенты приходят в школы, где под руководством школьного учителя и своего вузовского научного руководителя овладевают методикой преподавания того или иного предмета.
- В зависимости от усердия, педагогического таланта и внимания, которое ему уделяют наставники, студент становится хорошим или плохим ремесленником от педагогики. Но именно ремесленником, потому что выпускник может лишь воспроизвести изученное, а вот выработать свои подходы к преподаванию, свое отношение к предмету, правильно организовать школьное занятие для выпускника сложно, так как во время обучения эти задачи перед ним ставятся редко, — говорит «Русской планете» проректор Нижегородского государственного педагогический университет имени Козьмы Минина доктор педагогических наук, профессор Галина Папуткова.
Проректор уверена, что мастерство к учителю приходит позже, когда он вливается в школьный коллектив, видит примеры своих коллег, начинает болеть своим делом. Но дорабатывают до этого времени немногие. Поэтому в этом году педагогический университет решил использовать изобретение медицинских вузов — интернатуру.
- Медицинские вузы давно взяли на вооружение глубокое погружение будущего врача в профессию. Рождение педагогической интернатуры — закономерный и давно ожидаемый шаг, — говорит Папуткова.
Механизм работы «Клинической базы практики» следующий. Каждый студент с первого курса до окончания университета будет проводить не менее одного дня в неделю в школе. Там он вместе со своим научным руководителем и школьным учителем или администратором будет притворять в жизнь проект. Он не обязательно должен быть связан с преподаванием. Проект может быть направлен, например, на решение проблемы очистки сточных вод, загрязняющих находящийся рядом со школой пруд, или способствовать созданию попечительского совета образовательного учреждения. Таким образом, как считают инициаторы программы, будущий педагог сможет приобрести не только навыки преподавания, но и развить в себе черты управленца.
- Многие думают, что работа педагога заключается только в том, чтобы излагать предмет у доски. Это не так, — говорит «Русской планете» учитель русского языка и литературы с 35-летним стажем Галина Ионова. — Важно уметь организовать учебный процесс, эффективно взаимодействуя с учениками, их родителями и другими учителями. Каждый класс — это микро-коллектив, где есть свои лидеры, свои противоречия. Молодому педагогу часто очень трудно стать во главе этого коллектива, особенно если речь идет о старшеклассниках. Более обширная практика, думаю, поможет преодолеть эти трудности. Но останутся ли студенты в школе — затрудняюсь ответить. Все-таки финансовый аспект здесь очень важен.
Директор средней школы № 129 Ирина Воронина возлагает на проект «Клинические базы практик» большие надежды.
- Основная масса кадрового состава нашей школы — люди старше сорока лет или пенсионного возраста. Нам бы хотелось заинтересовать молодых специалистов в том, чтобы они не только проходили практику, но и дальше оставались работать учителями. Студенты вузов смогут новым взглядом увидеть учебный процесс и сами попробуют привнести что-то новое. Большинство студентов уже хорошо владеют своим предметом, но как преподнести его детям, как построить занятие, чтобы ученикам было интересно — таких навыков им не хватает, — говорит корреспонденту «Русской планеты» Воронина.
На данный момент проект «Клинические базы практик» находится на стадии апробации и реализуется в четырех школах Нижнего Новгорода, а также в Нижегородском государственном педагогическом колледже им. К. Ушинского. В случае успеха, к проекту подключатся и другие школы города.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости