Новости – Люди












Люди
«Никому они не рады, дорогие земляки»

Фото: progorodnn.ru
«Русская планета» постаралась собрать наиболее интересные образы города в местных стихах и прозе последних лет
5 июня, 2014 09:03
11 мин
Корреспондент РП, поговорив с современными нижегородскими литераторами, литературоведами, филологами и просто читателями, изучил литературный мир Нижнего Новгорода.
В творчестве, пожалуй, самого известного нижегородского писателя Захара Прилепина город начала его литературной карьеры отчетливо проявляется лишь в дебютном романе «Патологии», посвященном чеченской войне.
− Город там — третий участник действия, когда герой вспоминает про свою юношескую любовь, — предполагает поэт и блогер Марк Григорьев. — Мне кажется, что это и есть Нижний Новгород. Город напрямую там, конечно, не называется, но если прочитать самое начало, где описывается падение с моста — чистый Нижний, он описан очень атмосферно, живо. А вообще это тема чуть ли не для научной работы.
Действительно, несмотря на некоторые расхождения текста романа с биографией автора, многие (прежде всего из-за чеченских событий) называют произведение автобиографическим, Святой Спас же сильно напоминает Нижний Новгород конца 80-х — начала 90-х годов:
«…Святой Спас стоит на двух берегах. На одной стороне реки — наш дом. Мы ежесубботне ездим на другую сторону, побродить меж книжных развалов, расположившихся в парке у набережной…»
Сам автор никогда не заострял на этом внимание, но в тексте прослеживаются и особенности архитектуры города, его географии и транспорта — например, ветки трамвайных путей.
По словам Эдуарда Малыкина, главного редактора сборников «Литкульт» и организатора нижегородских литературных вечеров, образ Нижнего Новгорода в целом, несмотря на объемность темы, довольно редко используется современными местными авторами:
– Люди ежедневно пытаются творить и создавать новое: совсем неординарное, необычное. Хорошие авторы любят экспериментировать со словом, темой, реакцией аудитории на творчество. Чаще пишут не про свои город–улицу–дом, а просто про отвлеченный город или красивое место, в котором удалось побывать.
Действительно стоящим автором, во многом посвятившим себя городу, Эдуард Малыкин называет Ирину Фуфаеву, которая вне литературной жизни занимается городской экологией.
В ее произведениях Нижний Новгород стал по-настоящему главным героем. Особое внимание уделено Рождественской улице (бывшей Маяковской), с которой у Ирины связана немалая часть жизни.
− Так получается, что моя поэзия и отчасти проза — это роман с городом, — рассказала Фуфаева «Русской планете». — Мой город — это, конечно, старый Нижний, в основном Маяковка. А с четырнадцати лет я живу на Ковалихе, где еще тогда обнаружила куски существовавших городских усадеб, старые липы, разрушенные куски вазонов, беседки. Многое получило отражение в моих произведениях.

Основная проза Ирины Фуфаевой о Нижнем — это детские воспоминания под названием «Нижегородские сны». Вышли они во втором издании книги «Рождественская сторона»:
«Настоящий (Нижний. — Примеч. ред.) от Просто Нижнего отличается, во-первых, запахами. В Настоящем запахов много <...> В Просто Нижнем те немногие настоящие запахи, что еще сохранились, перекрываются иллюзорными: машинной вонью, мусорной, пластиковыми запахами торговых центров...»
Самыми знаковыми своими стихотворениями Ирина называет «Подворотни Маяковки» и «Задворки». Большинство сюжетов навеяно непосредственно воспоминаниями, дворами родной улицы, чердаками ее домов, немало произведений исторической стилизации. Однако, не исключая вдохновленность городом, писательница обличает и обратную сторону этой любви — некий конфликт с окружающими людьми:
«Эти суженные взгляды,
эти длинные плевки.
Ничему они не рады,
Дорогие земляки…»
− У меня было определенное отчуждение от местного менталитета, от «простых горьковчан», — комментирует строчки Ирина. — Хоть родилась в Горьком, полностью своей здесь я себя не чувствую. Возможно, за исключением собственной «тусовки». Стихотворение «Земляки» как раз об этом.
Еще один местный поэт — Дмитрий Ларионов, известный, кстати, тем, что он нашел в Нижнем Новгороде дома Анатолия Мариенгофа, собственные стихи о городе выводит в более неожиданную форму. Помимо «прогулок по улицам и мостам», автор перекликает образ города со страницами его истории:
«…Нижний, Нижний.
Из тканей нужных
и лейблов — лишних,
плетен в узоры
эпох, столетий:
стихии бились — хрущевок блоки и Кизеветтер;
афиши театров,
заводищ — иглы.
Во многом — крепкий. Во многих — хилый…»
По заверениям самого Дмитрия, образ в текстах для него не важен:
– Мне важен сам город, каким мы его видим сейчас, каким его увидим в будущем — сохраним ли его историческое наследие либо будем довольствоваться многочисленными торговыми центрами.
По мнению филолога, участника и организатора поэтических фестивалей Евгения Прощина, качественной «городской лирики» и интересных образов города в нижегородской литературе еще меньше, чем кажется:
– Могу, пожалуй, отослать только к Владимиру Безденежных, он решает эту тему весьма прямолинейно. Думаю, что остальные совсем не помогут. Я имею в виду только нормальных современных поэтов. У графоманов такого завались.

Сам Владимир Безденежных подтверждает, что город действительно оказывает влияние на его творчество, которое порой и в самом деле кажется довольно прямолинейным:
− Самым актуальным сейчас я бы назвал свое стихотворение «NN» и, возможно, еще одно-два других. А вообще город я люблю, он очень значим для меня и, безусловно, постоянно вдохновляет:
«… В этом городе многое невпопад и зря
Косой барабан у храма монастыря
Стоит, Благовещенский, с маковкой набекрень
И всюду такая хрень…»
Помимо подобного городского образа Владимир упоминает и «хулиганскую» юность в районах верхней части. Одно из знаковых стихотворений так и называется — «На районе», где «…дрались часто, убивали — редко…».
Вдохновением Нижний Новгород стал и для молодой поэтессы Дарьи Горбуновой, которая, переехав сюда, во многом изменила подход к собственному творчеству.
− Когда из Астаны я переехала в Нижний, почти совсем ничего не писала. Но легкомысленная восточная муза ко мне вернулась, и я обнаружила радикальное изменение формы и содержания своей лирики, — рассказала Дарья «Русской планете». — Много разных черт, безусловно, ей предал Нижний Новгород. Она стала тяжелой, менее восторженной и, наверное, более профессиональной. В основном я пишу философскую лирику, но есть стихи и о городе. Например, «Нижний. Морозные размышления»:
«…Печеры стоят, гул машин, выхлоп, газ
Снег у бордюров серый.
Снега не жалко совсем теперь?
Ведь был он красивый — белый…»
Совсем недавно Дарья стала редактором раздела поэзии в одном из творческих журналов города:
– Теперь я каждый день читаю много «молодой» нижегородской поэзии. Не сказала бы, что стихов о самом Нижнем Новгороде много. Более того — их почти нет.
Образ Нижнего Новгорода в творчестве местных авторов проявляется и сквозь череду событий, происшествий или памятных дат. Одним из наиболее интересных подобных примеров является стихотворение Александра Корягина «Автозаводский маньяк», на которое во время событий лета 2012 года обратили внимание даже местные СМИ. Тогда его назвали спорным по художественным качествам, но актуальным по содержанию:
«…По слухам слышно, что жертв семь и даже боле,
Но телевиденье вещает о двоих.
Ну сколько причинил он этим людям боли?
Все утверждают: этот парень явный псих…»
Как рассказал «Русской планете» сам автор, это стихотворение, по факту, единственное из всех его произведений, которое можно отнести к гражданско-городской лирике. Большее внимание Корягин уделяет духовным, библейским и историческим темам.
А поэтесса Анастасия Рассадовская однажды посвятила стихотворение нижегородскому троллейбусу: поводом стал 65-летний юбилей его первого запуска в городе. Помимо этого, в одном из произведений Анастасия упомянула и «легендарную» нижегородскую маршрутку, а еще покритиковала город за «черствость» его жителей. Правда, четкого указания, что описываемый город — именно Нижний Новгород, в тексте нет:
«…В этом городе люди совсем растеряли любовь,
Как монетки на грязном полу опустевшей маршрутки».
На вопрос, о каком городе все-таки написано это стихотворение, автор однозначно отвечает:
− Подразумевался Нижний. Но я не знаю, насколько оно про город. Оно же про любовь!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости