Новости – Люди












Люди
Мост к Красным

Разваливающий мост, связывающий деревни с цивилизацией. Фото: Марина Сенина
Несколько крошечных деревень на Орловщине в любой момент могут быть изолированы от внешнего мира
14 марта, 2014 12:55
8 мин
Автобус в поселок Щербовский, где живут 166 человек, ходит трижды в неделю. Здесь имеются даже: один магазин, отделение Почты России с заклеенными полиэтиленом окнами и здание администрации сельского поселения, которое местные власти делят с фельдшерско-акушерским пунктом. В соседних с Щербовским деревнях: Красной Лохани и Красном Знамени — нет и этого. С поселком, а значит, и с цивилизацией, эти населенные пункты связывает только шаткий мост, находящийся в аварийном состоянии.
Я иду по развороченной после схода снега дороге из Щербовского в сторону Михнева через который можно добраться в Красную Лохань и Красное Знамя. Минут через десять на горизонте начинают виднеться дома, стоящие по обе стороны от грунтовки. Слышится грозный лай.
В Михнева ни души. Из-под старых, почти превратившихся в труху заборов, окружающих серые дома, выглядывают привязанные к будкам собаки.
– Здравствуйте, а где здесь мост? — спрашиваю у пожилого мужчины, вышедшего на крыльцо своего дома.
Он молча указывает рукой куда-то вперед. Через несколько минут спускаюсь по небольшому склону, и выхожу, наконец, к неширокой, но очень быстрая речке — Машок. За ней — Красное Знамя и Красная Лохань. Над ней — мост-переправа. Состоит он из двух плит, которые одной своей стороной опираются на берега, а другой — на третью плиту, наполовину скрытую под водой. Опоры, на которых лежат плиты, подмыло водой и развело в разные стороны. С одной стороны, под переправой, стоит огромный пень — жители пытались укрепить мост своими силами. Успехов это не принесло: пень тоже просел в речном песке и даже краем не касается бетонных плит.
Преодолеваю я мост практически бегом.
.jpg)
Опоры моста с трудом выдерживают нагрузку от плит. Фото: Марина Сенина
В Красном Знамени, около дюжины домов, согласно переписи населения 2010 года, живут здесь 13 человек. Некоторые из домов развалились и заброшены, но другие — в хорошем состоянии: видно, что недавно их, как минимум, отремонтировали.
Из одного из дворов выходит женщина преклонного возраста в длинной черной юбке и голубой вязаной кофте. Она снимает с забора ведро и направляется мне навстречу: Татьяна Васильевна собирается за водой на другой конец деревни. Ноги утопают в грязи. Дорога дается мне с трудом, я постоянно отстаю от женщины, которая обута в резиновые сапоги и от того двигается вперед значительно быстрее. Спрашиваю, есть ли в деревне какие-нибудь объекты инфраструктуры:
– Да ничего у нас и нет, — обиженным голосом рассказывает Татьяна Васильевна. — Магазина нет, медпункта тоже нет. Так вот. Если болеем, ходим в Щербовский. Там только больница. Но много не находишься, иногда подумаешь, стоит идти или нет. Отговариваешь себя постоянно: «Не такая уж температура высокая, не так сильно уж и горло болит, или давление тут же снизилось», — да не пойдешь. Вот потом, правда, когда сильнее прижмет — идешь. А идти неохота. Еще и по дороге такой, по паршивой, и особенно сейчас, когда грязи по уши.
Добираемся до колодца. Татьяна Васильевна набирает воду из колодца, жалуясь, что руки сильно устают каждый день носить ведра. Однажды, говорит она, всей деревней решили провести воду, даже денег на это собрали. Но потом начали обдумывать, считать затраты и поняли, что собранных средств не хватит даже на покупку труб. На том дело и встало.
Разваливающийся мост через речку — самое ценное, что есть в деревне.
– Эта переправа — единственный способ попасть в другой, более крупный, населенный пункт: в тот же Щербовский или Болхов. Если он рухнет, я не знаю, что мы тут делать будем и как станем жить, — делится пенсионерка. — Из нашего Знамени и Лохани народ ходит до остановки в Щербовском, чтобы потом на работу уехать, почти каждый день по этой дороге, по этому мосту. С полей Красной Лохани каждый год собирают, а потом грузовики перевозят через наше Знамя тонны зерна в хранилища. Едут они через этот развалившийся мост. И наши деревенские не все ходят пешком, некоторые ездят на машинах. Вот так упадет переправа в реку, хорошо, если никого на ней в это время не будет, и как нам быть? А скорую вызвать нужно будет, то что? Помрем?
Спрашиваю, есть ли в деревне школьники.
– Неее,— тянет Татьяна Васильевна и ставит ведро с водой на раздутый от влаги и сырости деревянный порог крыльца. — Хорошо, что ребят молодых совсем у нас нет — школьников. А то ведь и в Щербовском школа закрылась. Теперь ученички оттуда в Болхов ездят. Ужас какой! Это раньше наши ходили в Щербовский. Радует, что отучились раньше, чем там школу закрыли.
В аварийном состоянии мост находится с 2011 года. Глава администрации Михневского сельского поселения Иван Алешин говорит, что и рад бы отремонтировать и дорогу, и мост, но возможности пока нет. Есть, впрочем, надежда на то, что в ближайшее время ситуация изменится.
– Разрешить проблему с переправой можно было бы двумя способами: законным и незаконным. Первый очень долгий. Этот мост находится не на территории сельского поселения, а на дороге районного значения: от Р92 до Красной Лохани. Он никогда не стоял на балансе сельского поселения. Вот только недавно мы сделали на него документацию — поставим. Но мы на этом деле будем вынуждены остановиться. Денег в казне Михневского — ни копейки. Чтобы нам построить этот мост, нужно ни рубль, ни два и ни три, — рассказывает Иван Алешин.
Иван Алешин говорит, что необходимая документация на мост обошлась в «немалые деньги», которых в казне сельского поселения не было. Но местные жители внесли большую часть необходимой суммы — 5,3 тыс. рублей. Из сельского совета были выделены оставшиеся 2,2 тыс. рублей.
Только сейчас, по словам главы Михневского, начали работу над проектом строительства нового моста. Как только поселение получит необходимую документацию, Алешин сдаст ее в архитектурный отдел района. После этого должно будет начаться строительство моста. Но для этого заранее необходимо войти в федеральную программу по развитию транспортной системы на 2010-2015 годы. Без этого денег на мост найти вряд ли удастся. По оценкам главы поселения, стоимость строительства переправы составит порядка 340 тыс. рублей.
.jpg)
Здание администрации Михневского сельского поселения. Фото: Марина Сенина
– А так как думал я его построить: без денег. Но то делать нельзя. Это уже не по закону. Это уже уголовное дело. Я бы легко отремонтировал мост бесплатно. Переправа наша просто осела. Бетонные плиты лежат на блоках, а так как речка подмывает эти блоки, то они оседают, и мост разваливается. А подмывается переправа, кстати, уже более 20 лет. За это время она ни разу не ремонтировалась. Можно было бы решить эту проблему без затрат: подогнать кран, поднять плиты, положить на прежние блоки новые и поставить плиты на прежнее место. Но это незаконно. А так как по закону делать нужно — денег у нас нет, извините.
Иван Алешин рассказывает, что сам каждый день ездит по мостовой переправе домой. Он живет в Красном Знамени. И ему стыдно и больно видеть мост в аварийном состоянии, и при этом не иметь возможности исправить ситуацию.
– За этот мост переживаем мы все — местные. Приезжали и из правительства к нам смотреть его, но как он стоял, так и стоит в ужасном состоянии — вздыхает Иван Алешин.
Иван Алешин встает из-за потертого коричневого стола, стул под ним скрепит. Глава проходит мимо пустой белой стены, половину которой занимает российский триколор, к окну. Глава Михневского сдвигает старые занавески и говорит, что в его ведомстве есть еще два моста, состояние которых также оставляет желать лучшего. Но сегодня о них ни местные жители, ни он сам стараются не вспоминать: в деревнях, к которым они ведут, живут по паре-тройке человек. Судьба сотен тех, кто зависит от Михнеевского моста, как это ни печально, важнее.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости