Новости – Титульная страница












Титульная страница
Не сдался, пока не убили

Фото: Алексей Угаров
Строя коттеджи на берегах рек, состоятельные татарстанцы перекрывают местным жителям доступ к воде
30 ноября, 2013 23:04
4 мин
Жители села Масловка Рыбно-Слободского района Татарстана добились запрета строительства частного аэродрома, который начал возводить на берегу Камы их новый сосед — руководитель ОАО «Казанская Ярмарка» Лев Семенов. Случай стал исключением из правил, поскольку запретить богатым частникам строительство на берегу обычно не помогают ни прокуратура, ни суд.
Село Масловка находится на высоком берегу Камы. Ширина реки здесь больше десятка километров, поэтому противоположного берега не видно даже в бинокль. В ясную погоду можно наблюдать, как на горизонте плавают баржи. Берег обрывистый, изрезанный оврагами, где растет дикая клубника. Места красивые, поэтому земельные участки здесь выкупают казанцы под коттеджи. Не стал исключением и Лев Семенов. Около двух лет назад он приобрел тут землю и построил дом. А в сентябре нынешнего года на него поступила коллективная жалоба в прокуратуру Рыбно-Слободского района.
- Жалобу принесли на двух листах, — сообщил корреспонденту «Русской планеты» помощник прокурора Ильнур Ибрагимов. — Под ней подписались 44 человека. Попросили приостановить строительство взлетно-посадочной полосы. Написали, что это несет угрозу жизни и здоровью сельчан. Но я думаю, их испугало не только соседство с самолетами. Они решили, что Лев Семенов обнесет летное поле забором и закроет доступ к реке. А в Масловке испокон веков жили рыбаки.
По словам Ильнура Ибрагимова, он сразу начал проверку по жалобе сельчан. Выяснил, что Лев Семенов несколько раз прилетал в село на небольшом частном самолете, сажал его на поле ОАО «Масловский». А летом начал разравнивать два гектара земли на улице Пролетарской, прямо за огородами сельчан. Вот местные жители и смекнули, что здесь будет грунтовый аэродром. В ходе проверки выяснилось, что участок, который облюбовал бизнесмен, относится к категории земель сельхозназначения. А на кадастровом плане он обозначен как пастбище. В общем, для взлетных полос не предназначен. По итогам проверки в отношении коммерсанта возбудили административное производство по статье 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка). Свою вину он признал. Административный материал рассматривался в Рыбно-Слободском отделе Управления Росреестра по РТ, где правонарушителю выписали штраф в размере 500 рублей.
- Перед тем как написать жалобу в прокуратуру, жители села обращались в сельсовет, — рассказал корреспонденту «Русской планеты» глава Масловского сельского поселения Анатолий Егоров. — Депутаты еще 25 сентября вынесли решение запретить Семенову строительство полосы и обязать его убрать за собой строительный мусор. Сейчас он хочет благоустроить прибрежную территорию, которая раньше была пастбищем, — посадить здесь газонную траву и поставить скамейки. В селе у Семенова появились сторонники, которые собирают подписи за то, чтобы разрешить ему благоустроить участок. После Нового года мы соберем народный сход, на котором решим всем селом дальнейшую судьбу прибрежной территории.
Если в Масловке конфликт местных жителей с приезжим коммерсантом закончился миром, в селе Теньки Камско-Устьинского района борьба за доступ к реке обернулась убийством. Село Теньки находится на живописном берегу Волги. Здесь коммерсанты из Казани построили коттеджи прямо у кромки воды, установили шлагбаумы с охраной, перегородили проезд к реке. Затем стали пересаживать на участки молодые деревья из близлежащих лесов, разбивая ландшафтные парки. 40-летний житель Теньков Игорь Сапатов оказался единственным, кто не стал молча наблюдать за захватом земель в водоохранной зоне. Начал писать жалобы и заявления в различные инстанции: в администрацию района, в МВД, прокуратуру, ФСБ, аппарат президента России.
Вот одно из его заявлений: «Прошу Вас разобраться и прекратить беспредел, творящийся в Камско-Устьинском районе республики Татарстан, в селе Теньки. Беспредел заключается в том, что безнаказанно с целью получения прибыли воруется лес хвойных пород. Взрослые деревья выкапываются и пересаживаются в другие места для озеленения дач. Данное воровство продолжается с 2006 года по настоящее время. Ущерб исчисляется тысячами гектар, не брезгуют даже посадками. Эта деятельность прикрывается полицией, прокуратурой, администрацией района, судом…» На свои жалобы Игорь Сапатов получал ответы, что отвод земельных участков производится в соответствии с законом, а в том, что высокопоставленные дачники пересаживают деревья, «нет события преступления».
На письма сельчанина шла реакция не только со стороны чиновников. В 2009 году дом Сапатова пытались поджечь, вслед за этим на него было совершено покушение, — незнакомец напал с ножом. Знакомые не раз уговаривали сельчанина прекратить борьбу против застройки. Но Сапатов не уступил. 18 июля его застрелили в поле у села. Преступление до сих пор не раскрыто.
Убийство Игоря Сапатова вызвало резонанс далеко за пределами Татарстана. В августе председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов обратился к главе СКР Александру Бастрыкину и Генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой взять на контроль расследование дела. А активист рыболовного движения, редактор газеты «Рыбак рыбака» Алексей Цесарский разместил в социальной сети фотографию правозащитника и сделал подпись: «Это Игорь Сапатов. 18 июля его застрелил киллер. За то, что пытался добиться от властей хоть каких-нибудь действий против захвата берегов Камы и прочего местного беспредела. На него покушались уже дважды. Ни менты, ни прокуроры палец о палец не ударили. Все повязаны. Ему было 40 лет. Двое детей. Почему никто не выходит на улицы?»
В начале октября Генпрокуратура РФ направила Михаилу Федотову письмо с ответом, что работники следствия возобновили уголовные дела о покушении на Игоря Сапатова и поджоге его дома. А природоохранная прокуратура направила в суд заявления с требованием освободить береговую полосу от самовольных построек и обеспечить свободный доступ к реке.
Впрочем, если в сельских районах местные жители еще борются за доступ к реке, у тех, кто живет на окраинах Казани, уже опускаются руки.
- Для нас доступ к воде давно закрыт, — сообщила корреспонденту «Русской планеты» жительница поселка Куземетьево Кировского района Казани Лариса Шарафутдинова. — Наш поселок расположен в виде полуострова. С одной стороны Волга, с другой лес. На прибрежной территории раньше были сады ветеранов-железнодорожников, они там сажали картошку. Потом приехали руководители ведомств из Казани, выкупили землю и поставили дома. Они отгородили пляж и протянули высокие заборы прямо в воду на 10–15 метров от берега. Нам, местным жителям, оставили только узкий проезд к реке шириной 2, 5 метра между газовой будкой и последним домом. Случись пожар, там автоцистерна не проедет! А потом власти Казани решили отдать под коттеджную застройку наш Куземетьевский лес, организовали публичные слушания. К нам в поселок приезжали сотрудники Казанский межрайонной природоохранной прокуратуры, общались с местными жителями. В числе прочего мы пожаловались на застройку береговой линии. Никакой реакции на это не последовало.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости