Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Не надо соперничать с Голливудом — надо делать свое кино»

Чему и как учат молодых кинорежиссеров в российской провинции
Владимир Лактанов
3 мин
Фото: из личного архива М. Рогозянского
Минкульт рекомендовал кинопрокатчикам демонстрировать в год не менее 20% отечественных фильмов. Кинопрокатчики предварительно согласились, но усомнились: а обеспечит ли российская киноиндустрия такой объем и есть ли кинорежиссеры, способные снимать хорошее кино? Заведующий кафедрой «Режиссура кино и ТВ» Орловского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, известный российский журналист Марат Рогозянский рассказал «Русской планете», чего ждать от будущего кино и кто его будет снимать.
– Марат Эдуардович, что вы думаете об «импортозамещении» голливудских блокбастеров нашими российскими фильмами?
– Я был на этой коллегии Минкульта, когда прозвучало такое предложение. Народ его поддерживает и вот почему: в Китае квота на американские фильмы составляет 15 фильмов в год. Во Франции 12% сбора от показа голливудского кино идет на развитие французского кино. В этом году американская делегация приезжала в Китай, просила добавить в прокат хотя бы фильм, но получила отказ. Потому что кино — это идеология. Я категорически не разделяю в этом плане мнение, что кинорынок сам себя отрегулирует. Не зря Ленин сказал, что кино — важнейшее из всех искусств. И то, что происходит, например, в современных условиях в мире, на экране тоже можно показать по-разному.
– Но чаще всего в адрес отечественных фильмов звучит только критика. Стоит ли навязывать такое кино зрителям?
– Если будут качественные фильмы, то их будут и покупать, и смотреть. В качестве примера приведу военную драму «А зори здесь тихие», снятую режиссером Ренатом Давлетьяровым в этом году. Я видел, как на премьеру пришли зрители с разными установками. Но в финале фильма реакция у всех была одна. И это уже говорит о высоком качестве картины.
– Так ведь многие упрекают: мол, ремейк, своего ничего…
– Тут речь идет не о ремейке, а о еще одной экранизации известной драмы. Думаю, и сам бы Борис Васильев был не против, если бы его картину экранизировали несколько раз. Я не разделяю такую точку зрения, что один раз фильм сняли — и все. Я не понимаю людей, которые после просмотра фильма Урсуляка говорят: «Никто лучше Тихонова не сыграет». Сейчас фильмы снимаются с использованием современных технологий. Это другой звук. Другой цвет, другие спецэффекты! Обратите внимание на панораму в фильме Давлетьярова — какая красота, съемка велась с беспилотника. И все это тоже очень важно для восприятия. Кино без технической составляющей не существует. А уж в современном многообразии технологий не использовать ее просто глупо. Появляются новые прочтения, новые режиссеры. Например, наш выпускник Миша Сегал, фильмы которого завоевали международное призвание.
– Но ведь хватает ширпотреба в прокате, особенно на ТВ. У нас в сериалах врачи — придурки, студенты — дебилы, вся страна сексуально озабочена. И молодежь, в частности, ваши же студенты, думают, что так и надо, это кино.
– Открою вас небольшой секрет: студенты, особенно наши, телевизор не смотрят вообще. Сейчас есть возможность создать себе собственный плей-лист и смотреть все, что посчитаешь нужным: от фильмов до телевизионных программ. Да, сейчас в приоритете продюсерское кино, а не авторское.
Фото: из личного архива М. Рогозянского
– А ваши студенты чему учатся?
– Вообще, наша кафедра образовалась в 2013 году. И готовим мы не только кинорежиссеров, но и универсальных тележурналистов. Профессии фактически смежные, и там, и там необходимо умение быстро мыслить, четко понимать, что и зачем ты хочешь сказать, какую эмоцию передать. Очное отделение кинорежиссуры у нас пока набирается раз в пять лет, потому что мы только начинаем, надо наработать собственный опыт. На заочном народу больше и к нам переводятся из других городов. Вообще, насколько я знаю, такой специалитет есть в Москве, Питере, Орле и Челябинске. Не штампуют режиссеров в большом количестве! Преподают у нас ректор Академии киноиндустрии Константин Огнев, завкафедрой этой же киноакадемии Борис Каплан. У нас хорошие связи с московскими коллегами из ВГИК, МГИК, УМО, налажены отношения с «Мосфильмом», и сейчас мы вышли на «Ленфильм». Учим самому главному — нестандартно мыслить. Знаете, с чего вообще у нас студентов обучать начинают? Мы их учим писать. И дело даже не в грамотности, к которой тоже претензии есть. А в умении излагать свои мысли.
– И как это помогает в кинорежиссуре?
– Дальше это помогает в умении анализировать. Профессионал тем и отличается от обывателя, что никогда не скажет «ой, какой хороший фильм был!». Он четко и ясно укажет на ошибки, недостатки, положительные стороны. У нас учеба не строится сплошь на одних лекциях. Показываем авторское и режиссерское кино. В советском кино так студенты вообще делают для себя открытия. Предлагаем проанализировать телевизионные программы. «Толкаем» их и в репортажи — у нас есть своя творческая лаборатория, где студенты оттачивают мастерство.
– А есть смысл «выращивать» кинорежиссеров и тележурналистов в провинции, когда весь бомонд находится в Москве?
– А мы тут не варимся в своем соку! К нам очень серьезно относятся московские коллеги. В этом году у нас была научно-практическая конференция «Студенческая весна-2015», после которой нашу студентку заметили и пригласили в университет Петербурга. Мы провели первый межвузовский фестиваль студенческих фильмов, сейчас готовимся проводить еще один, посвященный 450-летию Орла. Приглашаем на него людей известных, наших выпускников. И участвовать будут только студенты высших и средних учебных заведений, имеющих отношение к кинорежиссуре.
– Свои-то фильмы снимаете?
– Да. У нас есть молодежный телевизионный клуб «Рубежи», который сначала базировался в военно-историческом музее, а потом я его уже забрал под крыло института. Мы снимаем фильмы не только для наших студентов, но и для того же музея, юридического института. В этом году отсняли цикл, посвященный 70-летию Победы. Поехали весной с таким фильмом в село Плоское Свердловского района. Там школа-девятилетка. Собрали всех, усадили, показываем фильм. «Ну, думаю, сейчас детям будет скучно, неинтересно. Побегут, как только фильм закончится»… Меня поразила та тишина, которая несколько минут стояла после показа фильма, и взволнованные лица детей. А после одна девочка встала и прочитала очень проникновенные стихи о войне. Значит, не зря учил. Знаете, я руковожу дипломными работами студентов, и каждый раз открываю для себя что-то новое.
– Так сможет ли наше российское кино соперничать с Голливудом?
– А зачем? Надо свое кино делать! Делай свое дело и делай его хорошо — вот и весь секрет. Голливуд — это индустрия, это сложившаяся система. И мы уже пытались в разных формах ему подражать: пример — Ялтинская киностудия. Но наша киноиндустрия была очень мощной в советское время. Я даже не могу сказать, когда мы достигнем тех цифр по объему выпуска собственного кино. Но весь золотой фонд был создан в советское время. И отказываться от своего прошлого нельзя. Это и вкладываем в своих студентов! 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин