Новости – Люди












Люди
«Не хватает братьев по разуму»
Фото: Святослав Сирин
Корреспондент «Русской планеты» провел один день с депутатом Тверской городской думы
28 февраля, 2014 15:03
12 мин
Будни таксиста, официанта, врача, бизнесмена при желании представить не трудно. А вот как проходит обычный день людей публичных — зачастую невозможно. Корреспондент «Русской планеты» отработал один день с народным избранником тверского парламента — Ильи Холодова. В свои 26 лет Холодов может похвастаться тем, что стал полтора года назад самым молодым членом депутатского корпуса Твери за всю его многолетнюю историю.
– Зарядка, чашка кофе и плотный завтрак — залог хорошего дня, — встречает меня спортивного телосложения молодой человек среднего роста, одетый в стиле классического casual: «светлый верх — темный низ».
А еще хороший день начинается со стрельбы. Для делегации школьников города организован «поход в тир» — единственный оставшийся в городе бесплатным для посещения бункер на территории Суворовского спортивного городка, где занимаются воспитанники одноименного тверского училища. Раньше стрельбище было при каждой средней школе — с малых лет учили народ защищаться и ответственно обращаться с оружием.
– В Думе я состою в постоянном комитете по молодежной политике, — сразу переходит к делу Илья. — Идеология патриотического воспитания сегодня зиждется на остатках энтузиазма единиц. Вот сломался последний самолет на нашем аэродроме в Змеево, а на его базе осуществлял свою работу парашютный клуб. Цена ремонта — 2 миллиона рублей. Денег нет. Однако же на банкеты к ура-патриотическим праздникам город тратит в разы больше. Проблема патриотизма — в огромном отличии между тем, что есть в учебнике, по телевизору, в интернете, и действительностью, когда человек ждет маршрутку на остановке или бредет по грязным улицам домой после ненормированной работы. У меня вещи, подобные недавней стрельбе в московской школе, вызывают нескрываемую печаль. Сколько агрессии в простых горожанах! Она зашкаливает.
Стратегический объект остается позади, и мы спешим в гордуму. В дверях милая женщина в погонах. Здание кажется пустым, только время от времени наблюдается какое-то движение. По коридорам с мягким освещением и красными ковровыми дорожками поднимаемся на второй этаж, проходим в зал заседания — члены постоянного комитета по ЖКХ уже обсуждают повестку дня.
Путь оказался отнюдь не тернистым: примерно за полчаса отправили на доработку документы к новому порядку финансирования капремонта муниципальных общежитий, а еще выяснилось, что такие дома в одном из районов Твери после ремонта обслуживаются лифтами, не прошедшими необходимую экспертизу. Уточнять детали слишком страшно — начнется паника.
– И чего собирались? — раздраженно замечает Илья. — Если уж сели за стол, то нужно принимать конкретное политическое решение. Пока мы теряем время на таких вот собраниях, в городе усиливается социальное напряжение. Кризис в Твери пока никто не отменял. Невозможно бесконечно развиваться за счет сферы услуг и торговли, спекулятивного капитала. Как мы будем привлекать инвестиции без полноценной экономической стратегии, где участки земли под высокотехнологичные предприятия, где диалог с местным бизнесом? Все смотрят в рот крупным гипермаркетам и сетям из столиц. Зачем? Местный бизнес обижен на городские власти: его не видят и не слышат.
Ключевая проблема Твери — это неэффективная система управления. В том числе из-за клановости в администрации города.
– Вы поддерживаете систему, при которой есть и глава, и сити-менеджер?
– Да, потому что Дума имеет возможность влиять на решения исполнительной власти города через угрозу смены сити-менеджера. Прямые же его выборы (как главы города и одновременно главы администрации) означают срок «от выборов до выборов». Ни для кого не секрет, что высшие должностные лица Твери согласуются на уровне региона. Поэтому необходимо работать с разными группами влияния, в противном случае ни у одной ветви власти не будет авторитета в глазах как друг друга, так и жителей города.
– Нужно ли реформировать систему управления городом?
– Сегодня в Твери четыре района, в каждом — по администрации, которые далеки от населения территориально и, самое важное, не оказывают должных услуг. Власть должна быть в руках Территориального общественного самоуправления и управ. Современное управление на местах базируется на четырех «китах»: сбор актуальной информации, соцзащита, благоустройство территории, оперативное реагирование на текущие проблемы людей. И, в идеале, стратегическое планирование.
В коридорах городского парламента встречаем «старших товарищей». Разговор заходит о текущих делах — депутаты пытаются запустить пилотный проект по созданию для всех универсальных спортивных площадок на территории школ города. В должном состоянии сохранились не многие «спортгородки», помимо школьников на них почти никого не бывает — запрещено, чтобы предотвратить вандализм. А это единственная земля в городе, которая относительно свободна для такого рода социальных проектов.
Илья показывает свое рабочее место — кабинет тесноват для четверых депутатов. На стенах — карты города, на столах — кипы бумаг и новогодние подарки. Похоже, кое-кто то ли никак не соберется унести подарок домой, то ли давно не появлялся на рабочем месте. Из окна открывается вид на каменного Владимира Ильича.
Илья Холодов постоянно снимает на телефон материалы с заседаний Думы, встреч, рабочих поездок и выкладывает их в соцсети. Надо ли говорить, что так поступают не многие.
– Люди постоянно жалуются, что деятельности депутатов не видно. Вот я и стал сообщать о своих шагах в Сети. Первое фото было из этого самого окна. Так тут же это восприняли как дешевый пиар! — удивляется депутат народу, которому воистину сложно угодить.
Остается время перекусить в «Думе» — одноименном кафе, расположенном у торца здания парламента. Прохлада и приглушенный свет среди белых сводов располагают к откровенности:
– День на день не приходится, иногда на обед успеваю съесть только творог, — смеется Илья. — Часто приходится бывать в Москве, потому что некоторые вопросы региона можно решить только там. Иногда случается наоборот: чтобы войти в какую-нибудь тему, весь день не вылезаешь из интернета. Но это не мое — интересней и полезней работать «в поле», с людьми.
– Что самое сложное в должности депутата?
– (после долгой паузы). Наверное, отсутствие братьев по разуму. Идеи могут поддержать в кулуарах, но не публично. Но мы находимся на пути формирования команды. Второе — это критическая нехватка информации. Часто при голосовании приходится занимать нейтральную позицию, чтобы не сделать хуже горожанам. Те же документы — видел их объемы на сегодняшнем заседании комитета? — предоставляются поздно. Это элементы аппаратной борьбы и спекуляции решениями.
– Трудно быть публичным человеком?
– Нет, если соблюдать принципиальную открытость, а также реально помогать людям. Это значит делать ставку на практику малых дел: накапливать опыт на примере школы, двора, улицы. Затем мы пытаемся транслировать наработки на другие территории.
– Думали, что в 25 лет станете депутатом от областного центра? Это головокружительная карьера для парня из обычной провинциальной семьи?
– Не думал и не считаю, что это карьерный взлет. Это ежедневная работа. Для того чтобы стать кандидатом, я работал с горожанами и реализовывал собственные проекты на протяжении четырех лет. Начал еще в университете.
– Значит, рецепт успеха заключен в трудолюбии и работоспособности?
– Да, плюс опыт и смелость. Не нужно бояться рисковать. Самое трудное — грамотно аргументировать свою позицию и убеждать матерых политиков в своей правоте.
– Среди них есть силы, заинтересованные в развитии города? Самыми большими недостатками Твери часто называют отсутствие местной элиты.
– Такие силы есть везде, наш город не исключение. Но зачастую не хватает профессионализма, и это становится основным аргументом приглашения «варягов».
– По образованию вы историк. Поддерживаете идею единого учебника?
– Я против. Методологические и научные школы вправе ставить перед школой и учителями, чиновниками от образования вопрос выбора, конкуренции. Умение сравнивать и анализировать может очень пригодиться в жизни.
Пора ехать. До места назначения по убитым тверским дорогам не менее получаса. Кстати, служебный транспорт депутатам не положен. Из-за чудовищных выбоин в поселок Сахарово за чертой города иногда даже не ездят таксисты. Илья выбирался по Затверецкому округу к поселению, образованному на месте бывшей усадьбы легенды русско-турецких войн фельдмаршала Гурко. Проблемы территории и местных жителей депутату хорошо известны. Возможно, поэтому, как сойдет снег, он пересядет на велосипед.
На краю поселка в Горютинской СОШ — большом учебном заведении, расположенном среди частных домов и полей — проблем хватает. Одна из самых наболевших — сантехника и туалеты. Дети вынуждены ходить в уборные тридцатилетней давности с характерными ржавчиной и запахом. Все продукты жизнедеятельности уходят прямо под школу: вроде как канализационный рукав такой.
Проблему планируют решить экспериментальным путем: объединенными усилиями депутатов разных уровней. И не за счет бюджета, потому что смета, составленная как положено, выходит на астрономические для школьного хозяйства 1,5 млн рублей с НДС, при этом само оборудование составляет всего четверть этой суммы. Схема по привлечению спонсорской помощи была апробирована при организации единственного в Твери бесплатного катка, что второй год подряд заливается в Горсаду.
Детали «операции» обговариваются за чашкой чая с директором школы Владимиром Васильевым. За период летних каникул необходимо успеть выполнить максимум работ: 6 туалетов, в каждом по 4 унитаза. Большие проблемы большой школы на окраине Вселенной, говоря по-другому, в вынужденном центре депутатского микрокосмоса.
– Еще меня не устраивает, что у нас нет позитивных традиций, — вдруг замечает Илья на обратном пути. — Мы воспроизводим сплошную историю коррупции и уголовных дел. А нужна самобытная, самодостаточная местная идеология, основанная как на далеких примерах прошлого, взять хотя бы Михаила Тверского, так и на близких — из серии «герой нашего времени». Но герои выходят слишком плоскими, а иногда таковыми просто не являются.
Конец рабочего дня плавно перетекает в подвал. Обычная школа № 31 в Затверечье. Этот район — любимое место Ильи в родном городе, где, по его выражению, «старые улочки сохранили дух свободы и традиции». В школе оборудован тренажерный зал, сделанный собственными силами для нужд учеников. Зимними вечерами это единственные освещенные окна. Тренировка длится час, можно обдумать планы будущего дня. Если, конечно, бесконечные звонки — верные спутники занятого человека — не внесут в график жесткие коррективы.
– Хорошо бы, чтоб он получился более продуктивным. Многие вопросы не терпят отлагательств, но требуют приоритетов, — решительно подытоживает Илья. — Завтра меня ждет встреча с молодыми мамами — к ним нужен особый подход. А вообще с людьми нужно чаще общаться: их глаза могут многое поведать тем, кому не все равно. Да и с лифтами нужно что-то решать, откровенно говоря. В том числе с социальными.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости