Новости – Титульная страница












Титульная страница
«Не хотят расставаться с культурным прошлым»
Фото: Анна Кумицкая
Корреспондент «Русской планеты» выясняла, почему в Воронеже так много памятников транспорту
24 марта, 2014 14:07
6 мин
С недавнего времени в Воронеже стало на один памятник больше. Паровоз серии «Э» (была одной из самых массовых в СССР) бы установлен на привокзальной площади. Памятников транспортным средствам в Воронеже много. Уже стоят на постаментах самолет МиГ-21, автомобиль «Победа» и даже мусоровоз. Есть и целый музей раритетных трамваев и автобусов.
Почему в Воронеже хранят память о старом транспорте, который уже давно отслужил свое, попыталась узнать корреспондент «Русской планеты».
Памятник военному самолету МиГ-21 на улице Ворошилова появился в 1976 году. За год до этого самолет развалился при неудачном приземлении. Он был отремонтирован, но садиться за его штурвал никто не захотел — пилоты решили, что он неудачный. Через какое-то время невезучий МиГ-21 списали, и он целый год пылился в ангаре. А потом стал памятником.
Кроме того, в городе есть еще памятники самолетам Ил-2, Су-24 и Ил-28.
– «Транспортная серия» Воронежа началась именно с памятников самолетам, — рассказала «Русской планете» краевед, экскурсовод Ольга Рудева. — Толчок дал и Воронежский авиационный завод, который был огромной величиной даже для СССР. У нас до войны еще был завод авиационных двигателей, поэтому всеми этими памятниками, наверно, хотели и сказать о причастности города к авиации.
Еще одно транспортное средство расположилось на бульваре Победы. В центре кольцевой развязки красуется бело-голубая «Победа» 1954 года выпуска. Автомобиль стал памятником в 2004 году. «Победу» нашли на помойке, отреставрировали и на 60-летие подарили ей новую жизнь. Такие памятники — а в городе стоят еще «Москвич» и «Запорожец», — по мнению культуролога, профессора кафедры культурологии ВГУ Тамары Дьяковой, отражают социальную память человечества.
– Люди не хотят расставаться с культурным прошлым, — считает Дьякова. — На каком-то определенном этапе «Победа» значила для общества очень многое. Это была не просто редкая машина, но и способ показать всему миру, что в Советском союзе есть своя автомобильная промышленность, которая ничуть не хуже. Кроме того, автомобиль «Победа» выражает тот особый советский дух сильного общества, которое стремится быть первым во многих вещах.
Но такая социальная память не ограничивается только воспоминаниями о редких автомобилях, на которых в свое время ездили лучшие люди страны. Пытаются увековечить и горбатые «Запорожцы».
– Эти объекты делают акцент не только на прошлом, но и на будущем, — объясняет Тамара Дьякова. — Глядя на эти памятники, мы невольно говорим: «Смотрите, как мы продвинулись. Какие у нас изменения произошли». И это внушает ощущение какого-то движения, какой-то энергии, которая позволяет осуществлять такие большие изменения.
Группа работников предприятия «Воронежпассажиртранс» создала целый музей раритетных трамваев и автобусов. Его открытие состоялось в июне прошлого года. Самым ценным экспонатом стал трамвай 1960-х годов. Его нашли в соседней Белгородской области. Кроме него посетители музея могут увидеть старые модели «Икаруса», «ЛиАЗа», и «ПАЗа».
На улице Дорожной, возле здания «Производственного объединения по обращению с отходами» под вывеской «Мы делаем город чистым», стоит памятник мусоровозу Автомобиль ГАЗ–51 появился здесь в 2002 году. Раньше такие автомобили использовались во всех отраслях народного хозяйства.
– Эта машина выпускалась с 1946 года до начала 70-х, — рассказал «Русской планете» главный инженер предприятия Дмитрий Папанов. — Сейчас такие автомобили уже не используются, поэтому найти его было очень тяжело. А когда мы его все-таки нашли в соседнем районе, нам пришлось два месяца потратить на то, чтобы отреставрировать.
По мнению Тамары Дьяковой, ничего особенного в желании сохранить память о машинах нет.
– Такие инициативы появляются очень часто, — рассказала собеседница «Русской планеты». — С одной стороны, это своеобразные маркеры конкретного места, а с другой — это тоже история, ведь если не они это будут сохранять, то кто вообще?
Кроме того, по мнению Дьяковой, такие порывы увековечить символы той или иной профессии свойственны их представителям.
– В одной из воронежских типографий стоят печатные машинки XIX века, они в нерабочем состоянии, но работники их хранят, — рассказала культуролог. — Мой знакомый, который возглавлял эту типографию, очень хотел поставить эти машинки как памятник, это нормальное желание показать, какой путь прогресса мы прошли от этих старых машинок до цифровой техники.
Краевед Ольга Рудева предполагает, что природа появления таких объектов несколько иная. По ее мнению, особая любовь именно к технике — отражение мужского начала, которого в городе очень много.
– Желание создать памятник технике абсолютно неженское, — считает краевед. — Скорее, это желание показать значимость мужчин в городе.
По словам Рудевой, в городской культуре мужчины издавна играли главную роль.
– Если пробежаться по топонимике, то можно увидеть, что все названия улиц — мужские, а женские, например, Абрикосовая или Сиреневая, начали появляться совсем недавно, — рассказала Ольга. — Даже Бархатный бугор в Воронеже так называется не потому, что он зеленый и похож на бархат, а потому что есть слово бархот (как вариант: бархат) — одна связка бревен в срубе, и бугор похож на него.
Директор арт-группы «Квадрат» Дмитрий Большаков, появление таких малых форм, в частности, памятников транспортным средствам, считает вполне положительным явлением, при условии, что к ним будут подходить с умом — ставить в правильных местах и следить за их состоянием.
– Конечно, они не смогут стать символами города, — считает Дмитрий Большаков. — Но, как правило, в рамках какого-то одного квартала эти объекты становятся тем, что любят люди, около них назначаются встречи, и это вполне объективный процесс.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости