Новости – Люди












Люди
«Настоящий коммунизм достигается в раю»
Фото: Наталия Федорова
РП поговорила с 90–летней татарской проповедницей о том, во что люди верят сегодня
25 августа, 2014 09:08
10 мин
Проповедница Рашида Исхакова известна не только в Татарстане, но и во всем мире. К ней приезжают журналисты и мусульманские деятели из разных стран, поскольку она сыграла одну из главных ролей в возрождении ислама и просветительском движении среди татар в России. В республике все зовут ее уважительно Рашида абыстай (абыстай — старшая, зрелая женщина, знающая традиции, обычаи и обряды татар). Во времена СССР она, не имевшая никакого специального образования и не раз получавшая угрозы от НКВД, тайно, на домашних собраниях, обучила основам ислама сотни жителей Казани.
В июле этого года Рашиде абыстай исполнилось 90 лет. Но, как заявила она корреспонденту «Русской планеты», встречая гостей на пороге своего дома в казанском поселке Мирный, повезло тому, кто застанет ее дома: эта энергичная и жизнерадостная женщина почти каждый день ездит по деревням республики, открывает мечети, принимает экзамены. Рашида абыстай говорит только на татарском языке: громко, убедительно, как, наверное, и полагается проповеднику.
Рашида Исхакова родилась в 1924 году в деревне Купербаш Арского района Татарстана десятым ребенком в семье. Она достает огромный холст, на котором изображено большое генеалогическое древо, нарисованное художником по ее проекту. Корнями этого древа являются пять столпов ислама: «иман» (вера), «намаз» (молитва), «ураза» (пост), «закят» (подаяние), «хадж» (паломничество в Мекку). На вершине кроны начертан один из аятов (изречение) Корана. Листва дерева — потомки родителей Рашиды абыстай, которых сегодня уже около 500 человек. «Весь наш род исповедует ислам, все мы многодетны. У меня сегодня больше 120 детей, внуков, правнуков и праправнуков: только у моей последней дочери уже родилось восемь детей и семь внуков. Но если люди неверующие, то их жизнь будет похожа вот на это дерево, нарисованное рядом — сухое и безлиственное», — строго говорит она.
Основам ислама Рашиду абыстай научили родители — по старой дореволюционной книжке, в которой татарская письменность представлена еще на основе арабского алфавита. Эта книга до сих пор сохранилась у Рашиды абыстай — по ней она учила и своих студентов до середины 1970-х годов, пока ей тайно не переслали другую книгу из Ташкента. С трех лет каждый человек в их семье пять раз в день должен был читать намаз – это же правило, говорит она, твердо прививалось потом каждому ребенку в ее роду.
– Религия в то время была под запретом, и нам приходилось закрывать окна плотными шторками, когда мы читали намаз или когда принимали пищу рано утром в пост Ураза. На работе намаз, конечно, не читали, приходилось дома вечером все, что пропустили, дочитывать, — рассказывает она.
В 11 лет будущая проповедница увидела сон: шел дождь, но на небе совсем не было облаков. Маленькая Рашида стояла под этим дождем и ждала стадо с пастбища.
– Я проснулась и маме рассказала этот сон. Она мне объяснила: «Ты будешь известным человеком, будешь распространять учение ислама, проповедовать». Так оно и получилось, — говорит Рашида абыстай.
Она пережила военные годы, смерть первого мужа. Свое призвание как проповедницы она в полной мере осознала, когда переехала жить в Казань, к своему второму мужу, Гумеру. Сначала она рассказывала об исламе на работе, торгуя мороженым и молоком, люди приходили послушать и к ней домой. Также Рашиду абыстай всегда вызывали хоронить людей по мусульманским обычаям. И на поминках, проходивших, по обычаю, на третий, седьмой и сороковой день, Рашида абыстай непременно обращалась ко всем пришедшим со словами о том, как нужно жить по заповедям Аллаха.
– В областном управлении НКВД узнали, что я проповедую, и вызвали меня. Было это в 1970 годы. Угрожали. Я им сказала, что учу не за деньги, не за славу, а потому, что люди портятся от незнания, и я хочу им помочь жить лучше. Мне пригрозили, что я в тюрьме окажусь, если не перестану. А я ответила: сажайте, там тоже много людей, я им расскажу об исламе. Потом меня заставили подписать заявление, что я больше не буду этого делать, и отпустили домой, — рассказывает Рашида абыстай. Но она не прекратила проповедовать: клала Коран на грудь, запахивала плащ и шла по домам учеников.
В 80-е годы, вспоминает она, стало проще. Тогда в Казани начали восстанавливать мечети, и вскоре в одной из них — Азимовской — Рашида абыстай начала преподавать основы ислама официально. Затем были другие мечети, сотни студентов, каждого из которых она учила по три года. Всего у нее было около 20 выпусков, последний в этом году!
Интересно, что, если верить исследованиям, феномен абыстай — женщины, проповедующей ислам — свойственен только татарской культуре. Считается, что он зародился именно в советские времена, после войны, когда не осталось в деревне мужчин, и татарские образованные женщины исполняли роль имама (мусульманского священника), читая Коран по домам, проводя мусульманские обряды.
Рашида абыстай показала двенадцать толстых папок, которые она «завела» на каждого из своих шестерых детей. В них она собирает вырезки из газет, грамоты, письма, все, что свидетельствует об их поступках. Ей есть чем гордиться. Ее сын Гусман Исхаков много лет возглавлял Духовное управление мусульман РТ. Муж одной из ее дочерей тоже был муфтием Татарстана.
Проповеди Рашиды абыстай записаны на дисках, ей принадлежит множество книг-наставлений о том, как читать намаз, поститься, воспитывать детей, жить в браке, и поэтические сборники «на духовные темы».
– Как жить, как быть, как умереть — все тут, — приговаривает она, показывая свои труды. Недавно о ее жизни вышла книга, также готовится к открытию центр Корана в Казани под именем «Рашида».
Интересен даже просто режим дня этой женщины, в 90 лет имеющей столько сил, сколько редко встретишь у молодого человека. Рашида абыстай за всю свою жизнь ни разу не пропустила время чтения намаза — где бы она ни была, в гостях или в общественном месте. Каждую ночь, около трех часов, она встает, чтобы прочитать молитву. По утрам, после омовения, она делает зарядку и совершает утреннюю прогулку. Она избегает пустых развлечений, и по телевизору смотрит только новости.
– Дай Бог и нам, если доживем до 90 лет, сохранить свой ум в такой трезвости, — говорят ее родственники.
Рашида абыстай показала также толстую папку, в которую она собрала разную информацию о том, как должен жить человек — как есть, пить, молиться, верить. Каждому своему ребенку она оставит по такой папке в наследство, когда уже не сможет своим голосом наставлять их по жизни. «Как я умру, все так делай!» — говорит она своей дочери Фариде.
В интервью на вопросы Рашида абыстай отвечает в очень своеобразной, живой, только ей свойственной манере, прижимая ладони к сердцу, всплескивая руками, ласково пожимая твою руку — и сразу завладевая вниманием собеседника. Она поясняет, что преподавание основы веры — это не только и не столько аргументированная передача знаний для ума, это развитие разума, которое происходит благодаря образности в речи проповедника и его убежденности, передающейся с помощью голоса.
– Рашида абыстай, как бы вы объяснили причины появления безрелигиозного государства, каким был СССР?
– Я не хочу вдаваться в политику. Если же говорить о сущностных причинах, то я полагаю, дело в том, что без религии человеку всегда жить проще, легче. Нет никаких жестких правил, которых надо придерживаться. Люди попробовали, и им понравилось. В то же время этот период был дан, я думаю, как испытание: что будут люди делать, когда власть им прикажет отказаться от Бога?
– Что, на ваш взгляд, изменилось в сознании людей за 20 последних лет?
– Очень много изменений. В мечети приходят молодые люди. Отношение к религии стало разумным. Понятно, что вакуум еще не заполнен. Этим можно объяснить и тот факт, что молодые люди, получив в республике основы веры, уезжают повышать квалификацию в арабские страны. Но я думаю, что прошло еще мало времени после безрелигиозного периода в истории нашей страны, и скоро мы наверстаем упущенное.
В то же время сейчас у людей жизнь очень легкая. Наше поколение пережило и голод, и холод, но мы не забывали Всевышнего, несмотря на все тяжести. Сейчас все есть, но я не вижу, чтобы верующих от этого становилось больше. Поэтому делаю вывод, что вера человека не сильно зависит от внешних обстоятельств. Основы веры — вневременные. Не убей, не укради, не обманывай — эти заповеди остаются главными, даже если им обучают детей с помощью компьютера. И только усвоив эти заповеди, человек может стать законопослушным гражданином, мирным соседом, добрым семьянином. В СССР обещали светлое будущее, я же считаю, что настоящий коммунизм, может быть, достигается в раю, в который ведет нас вера.
– Есть много негативной информации в мире о мусульманах. Когда говорят об исламе, нередко называют его «воинственным». Почему этот термин применяется к этой религии?
– Аллах нигде не говорит, что нужно убивать людей и навязывать с помощью насилия свою веру. Почему Бог послал на землю пророков, а не воинов? Потому что изменить людей, донести до них знание можно только с помощью спокойного объяснения. В этом отношении ислам в Татарстане, на мой взгляд, больше всего приближен к истине. В нашей республике мусульмане не воюют с последователями других религий.
– Какой должна быть проповедь, чтобы ее воспринял человек?
– Речь проповедника должна быть мягкой — только так можно достучаться до разума другого человека. Агрессивную проповедь другой человек не услышит, он начнет защищаться. Нужно взять человека за руку, с любовью обратиться к нему, чтобы наставить на правильный путь. Потом, когда слова войдут в сердце человека, у него зародится чувство истины, веры. И только в том случае, если он уже принял ислам, но до сих пор ходит то вправо, то влево, я могу строго, жестко одернуть его, сказать, как нужно поступать правильно. Нужно чередовать любовь и строгость.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости