Новости – Люди












Люди
Запахло нефтью

Фото: Юрий Смитюк, ИТАР-ТАСС
«Русская планета» разбиралась, может ли Костромская область стать нефтедобывающим регионом
29 января, 2014 15:01
5 мин
Еще недавно Костромской край считался типично аграрным. В последнее время все чаще стали появляться сообщения o залежах дорогостоящих полезных ископаемых на территории области. Как уже писала «Русская планета», скоро в области начнут добывать золото. Но Костромская казна барышей от этого не получит — все средства от добычи уйдут в федеральный бюджет. Недавно стали появляться сообщения, что регион богат еще одним золотом, на этот раз черным. Но сможет ли нефть поднять престиж области и поправить ее финансовое состояние?
Принято считать, что впервые поиски нефти начались в 60-е годы прошлого века. Но разведка шла и раньше. Просто не там искали. Как сообщила «Русской планете» краевед Зоя Шмелева, правительство СССР посылало группы с целью изысканий углеводородного сырья в Костромской области.
- Примечательно, что поиски велись во время Второй Мировой войны. В Мантуровском районе разведывали горючие сланцы. Тогда же хотели строить сланцеперегонный завод для выработки сланцевой нефти. Запасы там огромные — около одного миллиарда тонн. Но в наши дни месторождение по-прежнему не разрабатывается. В 40-е годы в Буйском и Солигаличском районах проводились поиски нефтеносных залежей. Были планы строить рядом нефтеперерабатывающий завод. Но в 1953 году от этих планов отказались. Возможно, это связано со смертью Сталина и сменой интересов тех, кто встал у руля СССР, — поясняет Шмелева.
Чтобы разъяснить появившуюся недавно информацию o залежах нефти в Костромской области, корреспондент «Русской планеты» обратилась к бывшему начальнику геологического отдела «Костромагеология», а ныне директору проектно-изыскательской компании «ГЕОС» Валерию Кашкину.
По его словам, ситуация с нефтью не такая оптимистичная:
- По сравнению с другими месторождениями нефти в России в Костромской области запасы очень маленькие. По разным данным, потенциальные запасы могут составлять от 300 до 650 млн тонн. Но это прогнозы геологов, а не разведывательные данные. Точное количество пока никто не знает.
Средства на изыскания не выделяются. Казалось бы, парадокс — нет денег на поиск нефти. Но на это есть свои причины. Частные компании не стремятся проводить разведку недр, так как найденные месторождения должны быть переданы на баланс государства. А немалые затраты на подобные работы возместят только в том случае, если полезные ископаемые будут найдены.
- Последние крупные поиски нефтяных залежей в регионе были в 60-е годы прошлого века. Тогда разбуривали всю область. Было порядка 20-30 скважин. После этого про область на какое-то время забыли. В начале двухтысячных удалось получить средства на бурение одной скважины. Пробурили ее на глубину в 2,5 км в Макарьевском районе, но она оказалась пустой. Разведка нефтяных месторождений потому и дорогостоящая, так как лишь в 50% скважин есть нефть. Тут уже как повезет, — резюмирует Кашкин.
Везение все-таки было. В 1970-е годы в Нее из двух скважин была добыта нефть. По отчету количество составило около 200 л. Ее качество было достаточно высоким: нормальная консистенция, темная, но не густая, без большого количества примесей серы.
Там искали уже не наугад. В Нейском районе широко развиты битуминозные породы, что предполагало наличие нефтяных структур в недрах. Но пока все остается на уровне информации o том, что нефть есть, и даже известно где. Чтобы узнать больше, нужны крупные суммы денег, которых у области нет. Из федерального бюджета оплачивать подобные поиски тоже не спешат.
В Костромской край сейчас не вкладывают деньги по нескольким причинам. Это мизерные запасы нефти в регионе, а также другие первоочередные задачи, которые не ставят разведку нефтяных залежей в области в приоритет. Деньги на разведывание залежей могут быть распределены на несколько лет вперед. Например, в Западной Сибири часть неразведанных нефтяных ресурсов свыше 50%. Поскольку именно Сибирь является одним из крупнейших экспортеров нефти, в том числе в Китай и в Европу, очевидно, что средства на изыскания нефти в первую очередь будут направлены туда. Поэтому надежды на то, что Костромская область в скором времени может стать нефтедобывающим регионом, призрачны.
- Я бы вообще ничего не добывал в области: ни золото, ни нефть, ни сланцы, — считает Кашкин. — У нас развита лесная, сельскохозяйственная промышленности. Этим и надо заниматься. В противном случае мы можем потерять и эти богатства — из-за разведки и добычи вокруг залежей образуется мертвая зона, окружающей среде будет нанесен непоправимый ущерб. У нас есть песок, глина, кирпичное сырье — этого вполне хватит. Лучше жить хорошей, тихой и спокойной жизнью.
Такого же мнения, похоже, придерживается и губернатор Костромской области Сергей Ситников. В недавнем интервью он сказал буквально следующее:
- У нас нет нефти, но есть замечательные люди.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости