Новости – Люди












Люди
«Наша цель — вырастить элиту России»
Фото: Полина Троянова
Чему и как учат в православной гимназии Нижнего Новгорода
27 февраля, 2014 16:56
7 мин
1 сентября 2014 года на месте бывшей школы № 150 откроется новая гимназия — православная. В городе это будет уже третье образовательное учреждение такого типа. Православные гимназии уже есть в Нижегородском и Сормовском районах. Обучать своих детей именно в православных школах хотят многие нижегородцы. Конкурс на одно место: от двух до четырех человек. Однако, что представляет собой православное образование и воспитание, понимают не многие. За ответом на эти вопросы корреспондент «Русской планеты» отправилась в Сормовскую гимназию имени Иоанна Богослова.
Школа находится на улице Дубравной, в лесу, в живописном месте рядом с озером. На первом этаже, сразу напротив входа висят иконы. В холле много детей. Маленькие девочки — в бордовых платьицах и черных передничках, девушки постарше — в клетчатых юбках и бордовых пиджаках. Мальчики — в строгих брючных костюмах, чем-то напоминающих форму семинариста. Взгляд у многих слишком уж серьезный.
Меня встречает директор Светлана Морозова.
– В будущем году гимназии исполнится 15 лет, — рассказывает она. — Сначала у нас был только один класс на базе прихода сормовского храма в честь Всех святых. А в 2009 году мы переселились сюда, Раньше здесь была школа № 155.
Гимназия существует на средства Нижегородской епархии. Кроме того, так как она является аккредитованным образовательным учреждением, на ее содержание выделяет субвенции еще и Министерства образования. Денег, кажется, хватает: в гимназии хороший ремонт, чисты туалеты, неплохо оснащенные классы.
– Епархии нелегко содержать гимназии, — продолжает Морозова. — Но Владыка сказал, что у гимназистов должно быть все самое лучшее. По оснащению мы всегда должны идти на шаг впереди. И чтобы воспитание и образование было также на самом высоком уровне. Наша цель — вырастить элиту России. Когда дети еще маленькие, то мальчики мечтают поступить в семинарию, девочки — в женское епархиальное училище. Но старшеклассники в основном планируют получать светские профессии. И мы этому рады, мы хотим, чтобы наши воспитанники работали в разных областях, занимали руководящие должности.
Все преподаватели в школе — люди воцерковленные. Они окончили православные курсы при семинарии. Но так как гимназия работает в соответствии с федеральном законом об образовании, в ней преподают те же предметы, что и в обычных школах.
– Мы не отступаем от программы светского образования, но в гуманитарные науки вводим православный компонент. Например, учитель естествознания говорит не только о научной теории происхождения земли, но и о божественной, — объясняет Морозова.
Во второй половине дня, уже факультативно, изучаются законы православной веры, церковнославянский язык (со второго класса), клиросное пение, латынь (с пятого класса) и греческий язык (с седьмого класса).
– Церковно-славянский — язык общения с Богом, язык молитвы, на нем написана Библия, на нем ведется богослужение. И как же его не изучать, если мы его применяем? — объясняет мне завуч по воспитательной работе, преподаватель церковнославянского языка Елена Кирсанова. — Церковно-славянский язык — это еще и история языка. Изучая его, дети находят внутренние связи, которые помогают им в овладении современным русским языком. Латынь и греческий — основа европейских языков. Важно, что вместе с языками мы познаем не только грамматику — она как раз идет вскользь — но и культуру, историю древних народов. Дети узнают исторические имена, события, древние пословицы.
Учеников в гимназии не много: сейчас всего 114 человек. Параллелей нет, а классы по уставу, небольшие — в каждом из них учиться максимум 17 человек. Такое количество детей, как утверждают в гимназии, позволяет обучать каждого из них практически в индивидуальном порядке. Качество образования, таким образом, растет.
В то же время, желающих учиться Сормовской православной гимназии не мало. На одно место могут претендовать и три, и четыре человека. Детей выбирают, часто, по родителям.
– Не обязательно это должны быть глубоко верующие, воцерковленные люди, но желание жить жизнью церкви у них должно быть, — объясняет Морозова. — Часто родители не совсем осознают, в какое учреждение приводят своих детей. Их привлекают уютная обстановка, небольшие классы. Но то, что эта школа именно православная, они забывают. Поэтому на этапе знакомства с родителями важно выяснить, искренен ли человек в желании постигать православную веру.
В гимназию часто приходят семьи, не до конца понимающие, что значит жизнь в православной традиции. Родители в них вместе с детьми узнают о церковных праздниках, начинают поститься, регулярно посещать церковь, совершать таинства. Светлана Морозова убеждена: если готовности и желания к таким переменам нет, отдавать ребенка в православную гимназию не стоит. Не найдя поддержки в семье, ребенок начнет отторгать предложенный ему образ жизни. Были случаи, когда родители переводили детей в другую школу.
– Классическая гимназия, на мой взгляд, лучший вариант для воспитания девочки, — уверена мама одной из первоклассниц. — Вы, наверное, видели, какие дети тут ходят, ухоженные, вежливые. Никто из старшеклассниц не накрашен. Дочь растет и видит перед собой положительный пример учителей и старших девочек. Конечно, нашей семье, было непросто подстроиться под православный образ жизни. Это большая ответственность. Бывает, хочется, скажем, на дачу уехать в выходные или поспать подольше, а надо на службу идти.
На перемене в гимназии шумно, но никто не бегает, не толкается и даже не кидается портфелем. Здесь дисциплина. Есть и специально разработанные наказания. Например, если ребенок, скажем, опаздывает к утренней молитве, то духовник может наложить послушание. Ученик остается в церкви после воскресной службы и делает посильную работу. Недавно ввели новое наказание — сажать провинившегося за «Духовный цветник». Это книга, в которой собраны высказывания святых отцов. Гимназист находит высказывание на ту провинность, которую он совершил, и переписывает его каллиграфическим почерком. Для старшеклассников это непросто, так как почерк уже далеко не такой, как у первоклассника.
В каждой школе, как правило, есть и трудные дети, и бунтари. Но, как утверждает Морозова, в гимназии подобных трудностей удается избежать.
– Конечно, дети растут, и подростковые проблемы у них возникают. Например, учился ребенок хорошо, а потом вдруг перестал. Выясняем, в чем причина, работаем вместе с родителями, но откровенных хулиганов у нас нет, — резюмировала директор.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости