Новости – Люди












Люди
Смертность заколебалась

Фото: Иван Балабанов.
Кировская область недосчиталась целого поселка — население уменьшилось на 8,5 тыс. человек
3 февраля, 2014 10:34
9 мин
По данным Кировстата, 3,4 тыс. область потеряла за счет естественной убыли, а 5 тыс. уехали в другие регионы и за границу. Число умерших превысило число родившихся на 18,6%, указано в другой справке ведомства.
Но врио губернатора смотрит на ситуацию вполне оптимистично:
– Мы добились роста рождаемости и снижения смертности, тем самым еще улучшив наши показатели (на среднероссийском уровне. — Примеч. РП), — заявил Никита Белых на пресс-конференции. — Существенно сократилась смертность от заболеваний, которые занимают ведущие позиции в структуре летальности — это заболевания системы кровообращения, онкология, туберкулез. Мы добились снижения показателей младенческой смертности. По сравнению с 2008 годом они составили 27%. Кировская область принадлежит к числу лучших регионов по стране.
– У нас уменьшается численность населения, соответственно, уменьшается количество людей, которые могут умереть. На основе статистических данных мы не можем указать конкретную причину снижения смертности. Например, мы не можем сказать, что у нас сокращается доля умирающих от сердечно-сосудистых заболеваний или новообразований, или еще от каких-то аналогичных факторов, — отмечает эксперт Кировстата Людмила Береснева в беседе с корреспондентом РП и в качестве аргумента указывает на таблицу в статсборнике с данными за 2012 год.
Доля смертей от болезней органов кровообращения сохраняется на уровне 60%, онкология за период с 2008 по 2012 годы стала причиной смерти примерно на 2% чаще, чем прежде, достигнув значения 13,5%, примерно на такую же величину сократились смерти от внешних причин. По мнению сотрудников статистического ведомства, сохранение структуры причин смертности говорит о том, что процессы носят естественный, а не управляемый характер.
Особое внимание обращает на себя показатель младенческой смертности, изменением которого особо годится врио губернатора. Корреспондент РП попросил проанализировать статистические данные за 2008–2013 годы специалиста одного из кировских вузов, не сообщая эксперту, что означает ряд чисел.
– Показатель (количество умерших детей в возрасте до года. — Примеч. РП) демонстрирует высокую нестабильность. Среднее значение за шесть лет — 110; стандартное отклонение — 11,3. Вывод: в снижении показателя до 96 в последнем периоде (2013 год. — Примеч. РП) только 2–3 случая, с точки зрения матстатистики, можно считать неслучайными, а колебания в пределах 22–23 случаев — статистическая погрешность. Повезло, — резюмировал специалист, пожелавший сохранить инкогнито.
В еще большей степени население Кировской области убывает за счет миграции.
– Люди выезжают на те территории, которые более привлекательны с точки зрения работы и учебы, — отметила эксперт Кировстата Елена Скорнякова. — Постепенно они меняются. С 1995 года чаще всего отправлялись в Москву и Московскую область, с начала нулевых привлекательными для выезда стали Санкт-Петербург и Ленинградская область. Кроме этих регионов, с 2007 года люди стали чаще выезжать в республики Татарстан и Марий-Эл, Нижегородская область, Краснодарский край. Немного меньше в Пермский край, Свердловскую и Тюменскую области.
Елена Скорнякова также обратила внимание, что наиболее активно Кировскую область покидают молодые люди в возрасте от 20 до 29–34 лет, а также выпускники школ. Причем по данным за 2012 год, среди приезжих в возрасте от 18 до 29 лет людей с высшим образованием почти в два раза меньше, чем среди покидающей Вятку молодежи.
Руководитель Социологической лаборатории ВятГГУ Екатерина Митягина выделяет две волны молодых людей, уезжающих из региона. Первая — выпускники школ, которые стремятся получить образование в крупнейших вузах России — в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани. Процент возврата в Киров среди представителей этой группы крайне низок. Назад едут в основном те, кто не смог устроиться после окончания вуза. Да и вернувшиеся, с точки зрения социолога, рассматривают возвращение как временное отступление.
Вторая волна — выпускники кировских вузов. Среди них процент окончательно покидающих Вятку существенно ниже. Выезжая из родного города, эти молодые люди в первую очередь руководствуются материальными мотивами и вопросами самореализации.
– Среди молодых людей широко распространен стереотип: «В Кирове все хорошие места уже заняты “своими”». Наши исследования в столице региона и крупных поволжских городах показывают, что это не совсем так, — рассказала корреспонденту РП Екатерина Митягина. — За счет массового отъезда молодежи вероятность быстрого продвижения по карьерной лестнице у нас выше. Но молодые люди учитывают и другие факторы, делающие крупные города более привлекательными.
– Причина миграции из региона одна — область некомфортна для жизни, опасна для бизнеса и бесперспективна для карьеры, — считает бывший замначальника управления по делам молодежи Кировской области, гражданский активист Сергей Косолапов. — Между собой молодежь считает лузерами тех, кто до сих пор не уехал. Сходите в 11 класс и попросите поднять руки тех, кто мечтает «свалить». Будете иметь самую достоверную и честную выборку.
– Основная проблема — это недостаток рабочих мест соответствующего уровня, — соглашается с этим мнением Екатерина Митягина. — Молодые люди после окончания вуза сталкиваются с тем, что уровень образования, который необходим работодателю, ниже, чем у них есть. А уровень зарплаты ниже той отдачи, которую дает квалифицированный молодой специалист. Это создает объективные условия, стимулирующие отъезд молодежи.
Врио губернатора Кировской области в своих публичных выступлениях неоднократно заявлял, что программы по закреплению талантливой молодежи работают и показывают свою эффективность. Однако не все согласны с этим.
– По статистике ежегодно область покидает более 4 тыс. человек с высшим образованием, — отмечает Сергей Косолапов. — Но ни в одном из проектов не планируется создание такого количества мест высшей квалификации. Ни для «Алмаз-Антея», ни для «Росгосстраха», ни для «Нанолека» не потребуется такого количества людей с высшим образованием.
Социолог Екатерина Митягина обращает внимание на низкий уровень профессиональной ориентации. Особенно среди молодых людей, получающих высшее образование. В качестве иллюстрации она приводит соотношение выпускников вузов и техникумов, которые рассчитывают найти работу по специальности. Если среди студентов университетов оптимистично настроены только 15%, то среди учащихся техникумов и колледжей — 80%.
– Я изучала в Германии систему профориентации,— поделилась Екатерина Митягина с корреспондентом РП.— Там студент при поступлении заключает договор, участниками которого являются учебное заведение, предприятие и агентство по трудоустройству. Без непосредственного участия государственного органа система не работает, это ясно видно у нас. Ни вузы, ни бизнес при бездействии государства сами создать эффективную систему профориентации не в состоянии.
Рекомендации Сергея Косолапова предполагают не только учет потребностей действующих предприятий, но и создание дополнительных возможностей для самореализации молодых людей на территории Кировской области.
– Нам нужно создать инвестиционный фонд поддержки талантливой молодежи, по типу венчурного, также фонд поддержки полезных для области социальных проектов, — перечисляет он. — Восстановить все лифты, что были созданы, для омоложения кадров в правительстве на ключевых постах. Реализовать проект поселка для молодых инноваторов. Заключать с молодыми талантами контракты на работу с областью. Возвращать целевиков, которые отучились за деньги районов, обратно в эти районы, и заставлять их отрабатывать деньги несколько лет. Начать Никита Белых должен с себя. Вернуть свою семью. Пусть они тут живут, раз ему так нужна область и он мечтает сделать ее комфортной. Самому прописаться тут. Отправить своих детей в вятские школы. Чтобы именно здесь он ходил по улицам с ними, гулял по паркам.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости