Новости – Люди












Люди
«Снимали обувь, когда шли по Кабардинской»

Фото: Юлия Верниковская
Нальчане поделились с «Русской планетой» воспоминаниями о старейшей улице столицы КБР
21 августа, 2014 13:06
9 мин
Продолжается реконструкция самой старой, когда-то центральной, улицы столицы Кабардино-Балкарии, — Кабардинской, и это стало для горожан событием радостным и долгожданным. В начале прошлого века эта улица носила название Воронцовская, его изменили в 1921 году по предложению Семена Буденного, и до сих пор на улице сохранились уникальные старые дома.
Однако к началу XXI века уютная улочка, соединяющая центр города со знаменитым нальчикским парком, оказалась практически разрушенной. Здания, являющиеся историческими памятниками, соседствуют на ней с бараками, в каждом из которых до сих пор живут по несколько семей. Поэтому разговор о том, что Кабардинскую нужно привести в порядок, при этом сохранив уникальность улицы, не раз возникал на протяжении последних 30 лет. О намерении это сделать неоднократно заявляли руководители республики.
Об улице очередной раз вспомнили после того, когда молодежная организация «Даха» в августе 2012 года разрисовала старые полуразрушенные дома на Кабардинской, пригласив специалистов по стрит-арту из Москвы и Украины. Горожане начали посещать улицу как музей, на Кабардинской сразу после этого открылись несколько кафе. В апреле 2014 года был представлен проект новой Кабардинской — пешеходной улицы со старинными зданиями, фонарями и скамейками, а также кафе и кукольным театром.
– Эта улица — мое детство, молодость, да вся жизнь, — рассказала «Русской планете» 74-летняя нальчанка Мария Ефимова, бывшая учительница русского языка. — Трудно ходить стало, провести по всей Кабардинской вас не смогу. Это была «центровая», как сейчас говорят, улица, раньше здесь купцы дома строили, а потом селились влиятельные и небедные люди. Нальчане по вечерам одевались во все лучшее и шли гулять на Кабардинскую — парами или семьями. Трогательная деталь: девушки, которые шли по этой улице на танцплощадку в парк, единственные туфли в руках несли, а там уже обувались.
Двух- и трехэтажных домов было несколько, а в основном на Кабардинской были бараки, там жили по много семей. В соседний с нами дом приехала русская семья из Прохладного. И у них почти сразу трехлетний сын пропал. Родители чуть с ума не сошли, а нашли его на следующий день в одном из бараков, в какой-то многодетной семье. Там и своих-то детей особо не считали, поэтому мальчика вместе со всеми отмыли, накормили, уложили спать. Когда родители пришли сына забирать, он так упирался! Потом парень рос, и взрослым уже стал, а друзьями у него оставались ровесники из того самого барака, Хуштовы, если не ошибаюсь, — вспоминает Ефимова.
По мнению женщины, самое примечательное на улице Кабардинской — это кинотеатр «Победа», построенный в 1936 году, разрушенный фашистами, а затем восстановленный сразу после войны.
– Статую танцующей горянки, что его украшает, лепили со знаменитой танцовщицы ансамбля «Кабардинка» Жануси Аталиковойю. Не так давно, бедная, умерла, совсем была старенькая… И скульптура уже очень немолода, и кинотеатр разваливается, — вздыхает Мария Евгеньевна.
В мае 2010 года власти сообщили, что кинотеатр «Победа» передан Госфильмофонду, будет отреставрирован и станет филиалом фонда и крупнейшим на Северном Кавказе киноцентром. Назывались солидные суммы, выделенные на ремонт кинотеатра, появлялись сообщения о начале реставрационных работ, но за последние десятилетия к зданию кинотеатра «Победа» прикасались только «стрит-артеры».
Нальчикский журналист Михаил Сенич, заинтересовавшийся домом князя Голицына на улице Кабардинской, проводил много свободного времени в архивах и теперь знает про старинное здание практически все.
– В 1839 году в Нальчик приехал князь Владимир Сергеевич Голицын, которому Пирятинский уступил дом, а уже в 1843 году и должность. Голицын был произведен в генерал-майоры и назначен управляющим Центра Кавказской линии. Князь перевез в Нальчик свою жену Прасковью Николаевну и дочь Александру. Это здание было сделано из чинары без единого гвоздя, оштукатурено по специальной технологии, там четыре большие комнаты, подсобки, широкий балкон, четыре высоких колонны из кедра, деревянные полы и потолки. Дом, удобный и уютный, был гордостью гостеприимной хозяйки. Там проводили регулярные приемы, на которых бывали высокие офицерские чины, известные при дворе люди, знатные горцы, — рассказал Михаил.
Журналист объяснил, что маленький детский парк перед домом Голицына был устроен на месте декоративного садика, высаженного Голицыным для болезненной дочери. И показал конюшни позади дома, устроенные князем, фанатично любившим лошадей. Там у него были и русские гнедые, и лошади кабардинской породы. «Эти строения после Великой Отечественной были перестроены под жилые бараки», — рассказал Сенич.
Дом находится в аварийном состоянии, несмотря на то, что на фасаде закреплена табличка: «Охраняется государством».
– У каждого — своя Кабардинская, — заявил корреспонденту РП писатель Игорь Терехов, проживший на этой улице много лет. Для него улица начинается со знаменитого некогда гастронома № 1, на месте которого впоследствии открыли игровой зал, а теперь спортбар.
– Это был нальчикский «Елисеевский», там даже в пору дефицита бывало все. Рядом жила моя будущая жена, и я, направляясь к ней в гости, покупал в этом магазине хорошие вина, икру. Другое дело, что денег особых не было… Центр Кабардинской — это кинотеатр «Победа», который был примечателен наличием двух залов. Если в большом зале шли советские и индийские блокбастеры, то в малом можно было увидеть фильмы, на которые собирались знатоки в московском «Иллюзионе». На вечерние сеансы в малый зал приходили по 8-10 человек. Среди низ были поэт Аркадий Кайданов с супругой, художник Михаил Горлов.
В 60-е годы на Кабардинской было несколько маленьких книжных магазинов, — продолжает писатель. — Помню, там свободно продавались десять томов лекций Ричарда Фейнмана по физике, фундаментальные труды по математике Николая Бурбаки и прочие книги, за которыми охотились в столицах. Доступность подобной литературы, на мой взгляд, стала причиной появления большого количества сильных физиков и математиков в маленьком городе. Специалисты нашего Высокогорного геофизического института востребованы на всех континентах, а нальчанин Андрей Гейм стал нобелевским лауреатом.
Кабардинская знаменита еще и «зданием ста организаций», или «ООН». Это дом № 17, в котором одновременно репетировал танцевальный ансамбль «Кабардинка», находились мастерские художников, общество слепых, общество глухих, общество книголюбов, борьбы за трезвость, и многие другие… А с торца «ООН» находился ресторан «Кавказ», где в любое время дня можно было встретить знакомого и услышать новости. А в 80-х, когда в городе начались перебои с пивом, возле кинотеатра «Победа» продолжал работать знаменитый пивной ларек, и там всегда стоял в очереди или уже с кружкой в руках мой приятель Костя Шишлин, и поэтому проблем с чудесным в ту пору нальчикским пивом у меня не было…
Председатель Фонда культуры КБР Владимир Вороков, детство которого прошло на Кабардинской, рассказал «Русской планете», что улица была центром городской жизни.
– На Кабардинской были кинотеатр «Победа», который тогда восстанавливался после войны, библиотека, универмаг, военторг, спортивная школа, сквер, где проводились спортивные соревнования. А если посмотреть в сторону парка, то, прежде всего, — Дворец пионеров со множеством кружков и читальным залом. Кино мы бегали смотреть, пока не отремонтировали «Победу», в здание на углу Почтовой и Кабардинской. Там позже разместилась Госфилармония. Смотрели мы «Тарзана», «Восьмой раунд», «Последний раунд», «Судьбу солдата в Америке». Перед послеобеденным сеансом в совсем маленьком фойе выступал знаменитый Манук Мартиросов со своим великолепным оркестром. Как же любили его нальчане! Вот уж действительно кто был кумиром, был народным артистом.
Владимир Вороков вспоминает, что по этой улице ходили в музыкальную школу братья Борис и Юрий Темиркановы, знаменитые ныне музыканты: народный артист России Борис Темирканов и народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий СССР Юрий Темирканов. Боря и Юра жили в нижней части улицы, были для сверстников из старого района «чужаками», но их никогда никто не обижал. «Причина на то была серьезная. Их отец был расстрелян фашистами как партизан», — рассказывает председатель Фонда культуры КБР.
Все последние десятилетия улица Кабардинская продолжала и сейчас продолжает считаться престижным районом Нальчика. И при расселении нескольких бараков их жильцы не желали покидать Кабардинскую.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости